Кейс-технологии в современном образовании
Бакалавры .Дидактика. Активные методы обучения
Характеристика активных методов обучения.
Источник: – Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушина. – изд. 4-е, перераб. и дополн. – Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ» ; Феникс, 2010. – 333.( цит. с.90- 117).
Раздел 1.Определение. Общие понятия.
Активные методы обучения –это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение направлено, преимущественно, на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности
В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление; специальную работу по закреплению, и ,наконец, овладение материалом, т. е. трансформацию его в практическую деятельность, выделяют три уровня активности:
· активность воспроизведения – характеризуется стремлением учащихся понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу;
· активность интерпретации – связана со стремлением учащегося постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
· творческая активность – предполагает устремленность учащегося к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Особенности активного обучения
· принудительная активизация мышления, когда учащийся вынужден быть активным независимо от его желания;
· достаточно длительное время вовлечения учащихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть устойчивой и длительной ( в течение всего занятия);
· самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности уачщихся.
Раздел 2. Классификация активных методов обучения (АМО)
Проблемная лекция – лекционная форма, в которой процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основная задача лектора – приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения в активном сотрудничестве со слушателями.
Логика проблемной лекции принципиально отлична от логики лекции информационной. Новое знание вводится как неизвестное для студентов. Функция студента – не просто переработать информацию, а включиться в открытие неизвестного для себя знания.
Основной дидактический прием «включения» мышления студентов в проблемной лекции – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (ами), который это противоречие объективизирует. Неизвестным является и ответ на вопрос, разрешающий противоречие.
Познавательные задачи по своей трудности должны быть доступны для студентов, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения материала. Каково же дидактическое построение проблемной лекции? Главный метод, как и на любой лекции, –логически стройное устное изложение материала, глубоко освещающее основные положения темы. Учебная проблема вписывается в логику изложения. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение и опровержение, анализ ситуации и др.) преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. важнейшая роль на проблемной лекции принадлежит общению диалогического типа.
Таким образом, в проблемной лекции базовыми являются следующие важнейшие элементы:
· система познавательных задач, отражающих основное содержание темы;
· общение диалогического типа, предметом которого является вводимый лектором материал.
Кейс-стади –см. соответствующий раздел в конце сборника
Кейс-технологии в современном образовании
Изначально кейс технологии разрабатывались для обучения юристов и менеджеров, когда студенты активно обсуждали и конкретную экономическую или юридическую информацию, то есть Кейс (Случай, Прецедент). Относится к активным методам обучения
Современные кейс-технологии объединяют в себе несколько активных методов обучения: метод проектов, метод дидактической игры, метод анализа конкретных ситуаций (решение ситуационных задач).
В начале обучения составляется индивидуальный план и каждый обучающийся получает, содержащий пакет учебной литературы, мультмедийный видеокурс, виртуальную лабораторию из обучающих программ и электронную рабочую тетрадь( своеобразный путеводитель по курсу) и содержащий методические рекомендации по изучению материала.
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.
Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче.
Сегодня метод case-study завоевал ведущие позиции в обучении, активно используется в зарубежной практике бизнес – образования и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем. Так Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов, сохраняя приоритетное значение метода case-study в обучении бизнесу. Ситуационное обучение по гарвардской методике – это интенсивный тренинг слушателей с использованием видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения. Среднестатистический студент Гарварда или любой другой бизнес-школы за время своего обучения «прорабатывает» сотни кейсов. Каждый год в Гарварде издаются сотни новых кейсов, методических пособий и дополнений к коллекции кейсов. Ставку на использование ситуационного обучения также делает один из известных университетов Северной Америки – Университет Западного Онтарио (Канада).