Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Практическая работа в живом уголке. Пересадка в ящик лука, наблюдение за его ростом.
Экскурсии по школе, на школьный двор, огород, в парк, сад для наблюдений сезонных изменений в природе, для ознакомления детей со школой, с окружением школы. Сбор природного материала.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвет, форма, величина, вкус);
- правильно употреблять формы знакомых слов;
- составлять простые нераспространенные предложения.
Учащиеся должны знать:
- названия изучаемых предметов.
II класс (8 – 10 лет)
(105 час.)
Повторение материала 1 класса.
Логопедические занятия. Продолжение работы по программе первого класса.
Ответы на вопросы и самые простые самостоятельные высказывания в связи с ручным трудом, наблюдениями и экскурсиями.
Составление по картинкам распространенных предложений, состоящих из 3-х слов («Мальчик читает книгу», «Кошка пьет молоко и т. п.).
Умение осуществлять классификацию предметов (обувь, игрушки, дикие и домашние животные) по словесной инструкции, знать обобщающие слова.
Умение строить предложения с предлогами «на» и «в» выражающими пространственные отношения предметов (на парте – в парте, на шкафу – в шкафу).
Продолжение работы первого класса по соотнесению натуральных объектов с их графическим изображением, умение назвать изображенный предмет. Тренировка в словесном обозначении действий предметов.
Знание форм множественного числа (стол - столы, книга - книги и т.п.).
Заучивание стихотворений, речевок, считалок, потешек, коротких песенок.
Тематика
Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Осень: похолодание, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках. Зима: холод, снег, снежинки. Весна: потепление, сосульки, таяние снега, распускание почек. Ведение календаря погоды.
Труд взрослых в связи с сезонными изменениями в природе.
Улица, на которой расположена школа
Овощи (помидор, огурец). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Обобщающее понятие «овощи».
Фрукты (согласно местным условиям). Различение по форме, величине, вкусу. Употребление в пищу. Обобщающие понятия: «фрукты».
Деревья. Распознавание не более двух видов деревьев, заметно отличающихся друг от друга (например: береза и ель). Уметь рассказать о наиболее ярких признаках этих деревьев (цвет коры, иглы у ели, листья у березы, осенью листья опадают, а иглы остаются).
Комнатные растения (герань цветущая). Название. Распознавание по внешнему виду.
Домашние животные (кошка, собака). Расширение и дополнение знаний, полученных в I классе. Внешний вид: тело покрыто шерстью, на лапах когти. Какую пользу кошки и собаки приносят человеку, как заботится о них человек.
Дикие животные (лиса, заяц). Внешний вид, питание.
Домашние птицы (курица). Сравнение петуха и курицы (величина, оперение, гребень, шпоры, голос). Чем питаются, какую пользу приносят человеку.
Птицы (ворона, воробей). Наблюдения за живыми птицами во дворе или в парке. Внешний вид (туловище, на голове глаза, клюв). Птицы кладут яйца, высиживают птенцов. Сравнение. Различие.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Практическая работа в живом уголке. Посадка в ящик для наблюдений семян овса.
Экскурсии в сад, на огород, в поле, к цветнику, в лес, к реке для ознакомления с изучаемыми растениями, наблюдениями за поведением птиц, насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
Просмотр диафильмов: «Осенние работы на огороде», «Осень».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета;
- полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
- составлять простые распространенные предложения; правильно употребляя формы знакомых слов, использовать предлоги.
Учащиеся должны знать:
- названия изученных предметов;
- обобщающие названия изученных предметов.
III класс (9 – 11 лет)
(70 час.)
Повторение материала II класса.
Логопедические занятия. Исправление дефектов речи. Расширение словаря и работа над фразой.
Краткие беседы о назначении предметов обихода.
Умение заканчивать начатую учителем фразу, с ответом на вопросы: «Что? Чем? Куда? Где? Что делает?»
Например: Саша чистит (что?) зубы. Вова идет (куда?) домой.
Упражнения на построение предложений по вопросам учителя на пройденные темы.
Умение строить предложения с предлогами «у», «около», «за», «над», «под», выражающими пространственные отношения предметов.
Закрепление умения осуществлять простейшую классификацию предметов по словесной инструкции, с опорой на наглядность.
Тематика
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Лето: солнечные, жаркие дни, зеленые листья на деревьях, цветение трав, сбор ягод и грибом. Осень: пасмурные дни, похолодание, холодные дожди, листопад. Зима: морозы, метели. Весна: таяние снега и льда, первые весенние цветы. Ведение календаря погоды.
Транспорт. Автобус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «перехода».
Посуда (чашка, стакан, кружка, тарелка, миска). Различие. Уход за посудой (мытье).
Овощи (картофель, капуста). Употребление этих овощей в пищу.
Арбуз. Цвет, величина, форма, вкус.
Деревья (дуб, тополь). Распознавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Листья распускаются из почек.
Комнатные растения (бегония). Название. Распознавание.
Цветы (одуванчик, ромашка). Название. Распознавание.
Домашние животные (корова, лошадь). Где живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку. Сравнение коровы и лошади по внешнему виду.
Дикие животные (еж, белка). Части тела, чем питаются, как передвигаются. Сравнение с домашними животными.
Птицы (ворона, воробей). Дополнение к пройденному во II классе: какую пользу приносят человеку. Грач. Внешний вид. Какую пользу приносит человеку.
Насекомые (стрекоза, бабочка). Внешний вид этих насекомых, где они живут, сходство и различие, название.
Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза. Веки, брови, ресницы (назначение, защита глаз).