Задание: исследуй свойства полезных ископаемых
Для работы тебе понадобятся: кусок гранита, немного речного песка и сухой толчёной глины, кусочки торфа и угля, поваренная соль, стакан с водой. Лупа, магнит, три стакана с воронками, кубики льда, тонкая сухая веточка.
1) Рассмотри под лупой и опиши цвет, размер частиц данных образцов пород. Различаются ли они по запаху, на ощупь, блеском?
2) Проверь, притягиваются ли к магниту эти породы.
3) Сравни твёрдость гранита и угля. Установи. Оставляют ли они след на бумаге.
4) Узнай, какие породы плавают в воде.
5) Исследуй, как пропускают воду песок, глина, торф. Положи вату в воронки и насыпь сверху песок, глину, торф. Под воронки поставь стаканы. Налей в воронки немного воды. Наблюдай, одинаково ли быстро пропускают воду песок, торф, глина.
6) Попытайтесь сделать фигурки животных из мокрого песка, торфа, глины. Обладают ли данные породы пластичностью?
7) Исследуй, влияет ли соль на таяние льда. Возьми два одинаковых кубика льда. Один из них посыпь солью. Какой из кубиков растает быстрее?
8) Понаблюдай образование кристалликов поваренной соли. В насыщенный раствор соли ( раствор, где соль уже не растворяется) опусти на сутки веточку. Наблюдай появление на ней соляного инея – кристалликов соли.
В настоящее время существуют современные опыты с использованием ИКТ. Примером может служить опыт «Условия прорастания семян», представленный на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. В ресурсе представлены три шкалы: освещенность, температура и интенсивность полива. В этом опыте ребенок может самостоятельно выбрать условия для прорастания семян и сделать вывод, какие из них являются благоприятными.
Подбирая соответствующие режимы освещенности, температуры и полива ученик может увидеть, как они влияют на прорастание семян. Выбрав, шкалу освещенности, сравнить, что происходит с семенами при отсутствии света и при достаточной освещенности. Выбрав шкалу температуры, учащиеся определяют нужную температуру для прорастания, и могут сделать вывод, что при повышении температуры семена выходят из состояния покоя. Рассмотрев шкалу полива, школьники наблюдают, что происходит с семенем при отсутствии полива, при чрезмерном и при нормальном поливе.
Изменяя таким образом режимы освещенности, температуры и полива, ученики увидят, что при отсутствии полива с семенем ничего не происходит. При повышении температуры при нормальном поливе и освещенности, процесс прорастания происходит быстрее. При достаточном поливе и нормальной температуре, но при отсутствии освещенности процесс прорастания семян происходит быстро, однако растение развивается иначе, окраска листьев у него отсутствует.
Таким образом, данный ресурс позволяет школьникам самостоятельно в домашних условиях моделировать различные ситуации прорастания семян. Причем эту информацию он может получить в короткие сроки, тогда как наблюдения в природе занимают значительное время. Затем ученик может сделать выводы, какие из условий являются наиболее благоприятными для растения и повторить наблюдение живых объектов с оптимально созданными условиями.
Еще один опыт с использованием ЭОР – это цифровая лаборатория погоды, размещенная на сайте «Глобальная школьная лаборатория». В ней ученики могут провести исследования, связанные с изменениями погоды, установить закономерности изменения температуры, влажности воздуха и атмосферного давления в отдельно взятой местности. Сравнить данные метеорологических служб со своими исследованиями.
Для проведения исследования необходимо соблюдать следующие условия:
1. Выбрать место для проведения наблюдений:
- проводить измерения нужно вне помещения;
- необходимо исключить влияние внешних факторов на температуру, влажность и давление (например, не стоит размещать датчик около тёплой стены дома или у окна);
- место проведения измерений должно быть доступно ежедневно.
2. Подключить блок датчиков к планшету или ноутбуку (некоторые цифровые лаборатории могут производить измерения и сохранять результаты во внутренней памяти).
3. Выполнить замеры.
4. Заполнить Анкету проекта, используя полученные с датчиков результаты измерений.
5. Выполнить серию экспериментов. Лучше всего проводить измерения каждый день или даже несколько раз в день (в разное время суток). По результатам каждого измерения отправлять Анкету.
6. После достаточно длительного периода проведения наблюдений (неделя, месяц), самостоятельно построить графики зависимости разных параметров окружающей среды от времени суток, сравнить свои данные с данными других исследователей. Сравнить свои результаты с метеосводками по своей местности. Сделать выводы.
Заключение
Одним из основных показателей развития познавательного интереса младших школьников является опытно-экспериментальная деятельность, уровень развития которой в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения.
Цель выпускной квалификационной работы – теоретически изучить и практически обосновать эффективность организации опытно-экспериментальной деятельности в рамках курса «Окружающий мир», позволяющей развить познавательный интерес у младших школьников. Несмотря на научные исследования и публикации научно-методических трудов по данной проблеме, в настоящее время эта тема остается «открытой».
В процессе изучения методики преподавания в начальной школе, методической литературы и практической деятельности в образовательном учреждении было установлено, что применение опытно-экспериментальных заданий в работе учителя положительно сказывается на процессе изучения курса «Окружающий мир» учениками начальных классов и на их общем развитии. Дети, которые проводят опыты и эксперименты, в будущем лучше анализируют суть вещей и легче устанавливают причины различных явлений и событий. В ходе практической работы дети «добывают» знания по теме урока и используют их не только в школе, но и вне её.
В ходе работы были раскрыты и изучены теоретические аспекты организации опытно-экспериментальных средств развития познавательного интереса и их влияние на процесс обучения школьников. Также были рассмотрены требования, предъявляемые к домашним экспериментальным заданиям; формы обучения опытно-экспериментального характера; главные задачи экспериментов; методика работы учителя с домашними опытно-экспериментальными заданиями; роль домашних опытов.
В практической части данной работы представлена подборка опытов по разным темам курса «Окружающий мир». Опыты были взяты из учебников и рабочих тетрадей Н.Ф. Виноградовой и О.Т. Поглазовой «Окружающий мир». Проведение опытов побуждает школьников не просто механически заучивать, а стараться понять изучаемый материал. Знания, полученные при проведении опытов, имеют свойство закрепляться в памяти на всю жизнь. Ведь для их получения используются методы сравнения, анализа, наглядности, формируется умение делать выводы.
Наблюдая за учащимися начальной школы МОУ «СОШ № 82» г. Саратова, которые учатся по программам: «Начальная школа ХХI века», «Гармония», по системе развивающего обучения имени Л.В. Занкова, могу сделать вывод, что те дети, которые выполняют практические домашние задания регулярно, без труда справляются с тестовыми заданиями, которые прилагаются к учебнику «Окружающий мир». После прохождения темы проводится тестирование, где проверяются умения применять полученные знания в практической деятельности.
Таким образом, решив задачи, которые были поставлены в начале работы, мы достигли цели нашего исследования, рассмотрели организацию опытно-экспериментальной деятельности в рамках курса «Окружающий мир», позволяющую развить познавательный интерес у младших школьников.
Список литературы
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 10 с.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 - 4 классы Рабочие тетради №1,2. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 46 с.
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 - 4 классы: Учебник. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 174 с.
4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир:1-4 классы: методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 198 с.
5. Горбачёва Л.А. Формирование экологических навыков у младших школьников// Экологическое образование в Саратовской области: сб.науч.метод.работ. – Саратов: изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2004.-№4. – С. 9-14.
6. Гордеева А. Экология образовательной среды// Воспитание школьников. – 2001. С. 23-25.
7. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М.: Просвещение, 2005.
8. Диас-Паскуль Н. Ориентирование в пространстве по солнцу// Начальная школа: Прлож.к газ. «Первое сентября» - 2003.- №2. – С. 52-55.
9. Егоров Л.В. Методологические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся. – М.: Просвещение, 2004. – 17 с.
10. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. – М.: Просвещение, 2000. – 176 с.
11. Кузьмина Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения// Начальная школа, 2003. - №9. – С. 32-37.
12. Копылова С. Не запрещать, а объяснять: нетрадиционные пути экологического воспитания дошкольников.// Дошкольное образование: газ.изд.дома «Первое сентября» - 2005. - №12. – 3-17.
13. Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся// рабочая тетрадь (1,2,3,4-е классы. – М. :Вентана-Граф. 2011. – С 43.
14. Лысов А.А. Каким должно быть современное экологическое образование и воспитание// Начальная школа плюс До и После. 2005. - №12. – С.62-66.
15. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 323 с.
16. Малозёмова И.И. «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живёшь...»: о значении уроков окружающего мира для личностного развития младшего школьника// Начальная школа, 2014. - №1. – С. 57-62.
17. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе// Психология и педагогика, – 2007. - №2. – С. 7-10.
18. Мякишева Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или Как современному школьнику сохранить познавательную потребность// Начальная школа, 2014. - №2. – С. 18-23.
19. Носикова Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС// Начальная школа, 2014. - №2. – С. 24-28.
20. Николаева С.Н., Сабитова Г.Н., Данилина Н.А. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в процессе экологического образования старших дошкольников// Начальная школа, 2014. - №6. – С. 62-67.
21. Осмалова И.В. Исследовательская деятельность младших школьников как средство достижения метапредметных образовательных результатов// Начальная школа, 2014. - №6. – С. 48-50.
22. Плешаков А.А. Примерное планирование учебного материала по курсу «Мир вокруг нас» 1 класс// Начальная школа, – 2004. - №9. – С.7-10.
23. Половцев В.В. Практические занятия по ботанике. – М.: Просвещение, 2002. – 23 с.
24. Поглазова О.Т. Окружающий мир. – методика обучения. – Смоленск. Ассоциация ХХI век, 2013. – 172 с.
25. Поглазова О.Т., В.Д. Шилин Окружающий мир (2,3,4 классы) – Смоленск. Ассоциация ХХI век, 2013. – 176 с.
26. Поглазова О.Т. Рабочие тетради. Смоленск. Ассоциация ХХI век, 2013. – 48с.
27. Умнова М.С. Нестандартные уроки в начальной школе: повторяем, исследуем, обобщаем, играем// – М.: Глобус, Волгоград: Панорама. 2008. – 215 с.
28. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы: учебное пособие// Пед. Общество России, 2000. – С. 14-24.
29. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике// Педагогика, 2006. – 216 с.
30. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 2007. — 160 с.
31. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 2007. — 352–358 с.
32. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся// Педагогика, — М.: Просвещение, 2007. — 208 с.
33. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии. – М.: Просвещение, 2006. – 382 с.
34. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000074b-1000-4ddd-c9ec-5a00475d4309/443.swf Сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
35. https://globallab.org/ru/project/cover/tsifrovaja_laboratorija_pogody.ru.html Цифровая лаборатория погоды.