Наследование интеллектуальных качеств
Наследование специальных качеств.
Наследование моральных качеств.
Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.
Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 - медведями, 1 - павианами, другими породами обезьян - не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 - овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек - 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись в угол; младшая девочка - Амала - скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая - Камала - прожила до 17 лет (два года пришлось учить ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов - дальше языковой прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку).
Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека:
социальная среда (общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, др.); социальную среду относят к отдаленному окружению;
ближняя среда (семья, родственники, друзья).
Домашняя среда
По вопросу о том, что оказывает большее влияние на развитие человека - среда или наследственность - существуют две позиции:
приверженцы биогенного (биогенетического) направления в педагогике отдают предпочтение наследственности;
приверженцы социогенного (социогенетического) отдают предпочтение среде.
Общий вывод состоит в том, что человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия. Каждый человек развивается по-своему, и ``доля'' влияния наследственности и среды у каждого своя.
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.
Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.
Таким образом, воспитание - это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и заранее планировать определенные изменения в социальной среде и тем самым создавать благоприятные возможности для решения этой задачи. Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию. Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное его развитие. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику. Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 1920-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления. Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его под заданный шаблон, авторитаризм педагогов. В конечном счете это привело к построению такой системы воспитательной работы в образовательных учреждениях, которая характеризуется рядом черт, снижающих эффективность ее воспитательного влияния: • объектная направленность воспитания, при которой школьник выступает главным образом в качестве объекта воздействия со стороны взрослых. При этом подавляются внутренние силы саморазвития и самовоспитания человека; • стандартизация воспитательного процесса как следствие упрощенной трактовки понятия "личность", сведения ее к некоей усредненной совокупности качеств, детерминированных социальным заказом. Была сведена на нет практика изучения ребенка, выявления его природных задатков, физиологических и психологических особенностей. Воспитательный процесс без учета половозрастных и индивидуальных особенностей ребенка превратился в унифицированный конвейер, деформирующий человека; • формализм и мероприятийность воспитания (обязательность для всех "эстафет", "маршрутов", "заветов"); • авторитарный стиль воспитания, основой которого являются словесное воздействие, требование, насилие, преобладание монолога воспитателя, вызывающие, как правило, внутренний, а нередко и внешний протест и сопротивление молодых людей; • разрыв обучения и воспитания, подход к ним как к двум параллельным процессам, нерациональный подбор базового компонента общего среднего образования, слабо учитывающий основные накопления общечеловеческой культуры, его низкая гуманитарная и воспитательная насыщенность; взгляд на воспитание как на сопутствующую учению второстепенную деятельность; • нарушение преемственности в организации учебно-воспитательного процесса в семье, детских дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, ПТУ, вузе; • слабая координация деятельности учебных заведений, внешкольных учреждений, средств массовой информации в воспитании подрастающих поколений. Необходимо отметить и тот факт, что педагогическая наука нередко видела свои функции лишь в "онаучивании" решений государственных и партийных органов, в выработке рекомендаций по поддержанию образовательного процесса в рамках заданного стандарта. Преодоление названных черт воспитания требует разработки концепции гуманистического воспитания. |
Воспитание в семье
Семейное воспитание (оно же воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь опережает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно четкую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какова семья, таков и выросший в ней человек.
Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга.
Подытоживая эти в общем-то хорошо известные воспитательные функции семьи, приходим к следующим выводам:
Влияние семьи на ребенка сильнее других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.
В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут.
Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какова семья — таково общество.
Семья обеспечивает преемственность традиций.
Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.
Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей.
Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье отметим следующие:
— невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т. д.);
— низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса;
— двойная нагрузка на женщину в семье — в плане работы и семейных отношений. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 ч в неделю, в том числе дома — 36 ч. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 ч;
— высокий процент разводов как следствие многих социально-бытовых и моральных причин. Развод — это всегда проблема воспитания детей;
— бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остается святой обязанностью матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается;
— обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Сообщения об убийствах на бытовой почве не исчезают с газетных страниц;
— увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная общеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные институты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье.
Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность учителя открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе за лучшее будущее своих детей. Далее, происходит объединение усилий школы и церкви в духовном спасении людей, направление этих усилий не на деятельность вообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях. Наконец, необходима координация усилий школы и гуманитарных фондов, обществ, волонтерских организаций, в частности организаций Красного Креста, разработка совместных благотворительно-воспитательных программ.
Сколько семей, столько особенностей воспитания, и тем не менее можно выделить типичные модели отношений межу взрослыми и детьми в семьях. В основу анализа положено видоизменение отношений как одной из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.
Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в них растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными.
Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться.
Материально-ориентированные семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью — чтобы поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле слова. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.
Враждебные семьи. Детям в таких семьях плохо: неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях — с аморальными поступками.
Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, в 30% случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.
Вопрос 6
Все методы воспитания в педагогике можно подразделить на две категории: методы, оценивающие деятельность людей, и методы, побуждающие их к вполне определенным действиям. В основу группировки методов здесь положена деятельность людей. К первой группе относятся поощрения и порицания, ко второй — убеждение и побуждение.
Метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение — главный педагогический метод воспитания. Сущность убеждения заключается в воздействии словом и делом на сознание воспитуемого. Этот метод в цивилизованном обществе является главным потому, что он обеспечивает воспитание у людей общечеловеческих морально-политических качеств. Убеждать значит разъяснять. Успех убеждения зависит от ряда условий, которые воспитатель должен соблюдать:
1. Эффективность убеждения зависит от личной убежденности воспитателя в том, в чем он убеждает своих подопечных. Человек обладает такими способностями, что легко разгадает фальшь в словах своего наставника.
2. Успех убеждения зависит от умений и навыков вести беседу.
Метод побуждения. С точки зрения педагогики, побуждение как метод воспитания заключается в том, что человек нацеливается на деятельность, желательную для коллектива. Побуждение — важнейший метод воспитания, ставящий личность в одобренные обществом рамки поведения. Формами побуждения являются различные приемы межличностного взаимодействия воспитателя и воспитываемого. Такой формой может быть и приказ. В этом случае приказ выступает как средство управления и организации деятельности, как средство осуществления взаимодействия между рабочими группами.
Метод поощрения. В практической деятельности всегда приходится оценивать деятельность людей. Для этого используют методы поощрения и порицания. Педагогически правильно примененное поощрение положительно сказывается на поведении человека, оно способствует сплочению коллектива. Поощрение — неотъемлемый элемент системы воспитания. Оно выступает в разных формах: от одобрительного взгляда и искреннего пожатия руки до премии и награды.
Каждый человек хочет, чтобы его труд был оценен по достоинству. Если он вложил во что-то много своих сил и упорства, то ожидает за это положительной оценки. Отсюда — необходимость метода поощрения. В поощрении отражается положительная оценка деятельности. Такая оценка становится стимулом поведения. Однако таковым поощрение становится лишь при соблюдении ряда педагогических требований:
а) тот, кто поощряется, должен четко понимать, за что он поощряется; коллектив, должен представлять, в чем состоят заслуги последнего;
б) поощрение должно быть своевременным, его нельзя откладывать «на завтра»;
в) поощрение должно быть гласным.
Метод порицания. Порицание — это реакция на нежелательную деятельность и поведение. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю. При вынесении порицания рекомендуется соблюдать ряд педагогических требований:
а) порицание должно выноситься только за конкретную деятельность, проступок;
б) при определении меры порицания следует принимать во воспитание специфику совершенного нежелательного действия и характер человека, то есть осуществлять индивидуальный подход к людям;
в) нельзя порицать людей в состоянии раздражения;
г) порицание должно быть своевременным и обязательно приводиться в исполнение;
д) за поступок одного человека нельзя порицать весь коллектив.
Вопрос 8
Цель воспитания:
Создание условий для формирования духовных, нравственных, патриотических качеств личности, способствующих самоопределению и самореализации в обществе.
Задачи:
1. Воспитывать общечеловеческие ценности, культуру поведения и общения в аспекте нравственности и патриотизма.
2. Формировать правовую культуру участников образовательного процесса, ответственность за свои поступки и способствовать осознанию правовых отношений в обществе.
3. Развивать взаимодействие учителей, учащихся и родителей через различные формы учебной и внеклассной деятельности.
4. Способствовать пониманию учащимися всех возрастов значимости здоровья для собственного самоутверждения.
5. Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся.
6. Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей, учащихся средствами воспитательной работы.
Направления содержания воспитания, включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным особенностям деятельность:
- гражданственности и патриотизма, приятия, понимания и практического утверждения общечеловеческих ценностей;
- представлений о нравственности и опыте взаимодействия детей, учителей, родителей в соответствии с общепринятыми нравственными и правовыми нормами;
- трудовая деятельность, оценка способностей и возможностей в выборе дальнейшего пути в образовании и профессиональной деятельности;
- экологической культуры, заботливого отношения к окружающему миру, друг другу и собственному здоровью;
- организаторской культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков, интеллектуального роста
Вопрос 7
Человек, как известно, является существом природным. Природные, биологические предпосылки необходимы для развития человека. Необходим определенный уровень биологической организации, человеческие мозг, нервная система, чтобы стало возможным формирование психических особенностей человека. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание — продукт общественного бытия человека. Нервная система обладает врожденными органическими основами для отражения окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни формируется соответствующая способность. Природной предпосылкой развития способностей является наличие задатков — некоторых врожденных анатомо-физиологических качеств мозга и нервной системы, но наличие задатков еще не гарантирует развитие способностей, которые формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания человека. Природные особенности оказывают достаточное влияние на психическое развитие человека. Во-первых, они обусловливают разные пути и способы развития психических свойств. Сами по себе они не определяют никаких психических свойств. Ни один ребенок не является природно «расположенным» к трусости или смелости. На базе любого типа нервной системы при правильно поставленном воспитании можно выработать нужные качества. Во-вторых, природные особенности могут влиять на уровень и высоту достижений человека в какой-либо области. Например, имеются врожденные индивидуальные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими в отношении овладения каким-либо видом деятельности. Например, ребенок, имеющий благоприятные природные задатки для развития музыкальных способностей будет, при всех прочих равных условиях, развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется больших успехов, чем ребенок, такими задатками не обладающий.
Воспитание обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание — это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:
- диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;
- организация учебно-воспитательной деятельности детей;
- использование положительных факторов в развитии качеств личности;
- содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
- воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;
Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов).
При организации воспитания педагогам следует помнить, что разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.
Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред и воспитания. К внутренним факторам — природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности — духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д., возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны.
Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность.
Вопрос 10
Развитие человеческой цивилизации всегда сопровождалось задачей трансляции накопленных знаний и воспроизводства общественной морали. Отобранные в процессе социальной селекции наиболее ценные нормы общежития передавались следующим поколениям. Поэтому отношение государства к воспитанию и содержание социального заказа к системе образования можно по праву рассматривать в числе важнейших характеристик уровня развития государства. Любое воспитание всегда целенаправленно. Цели воспитания следуют из воспитательного идеала. Идеал воспитания — это представление о совершенном человеке. Такое представление выступает как недостижимый образец, на движение к которому направлены все воспитательные воздействия. В основе образа идеального человека лежат общечеловеческие ценности — ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом. Именно такая высокая степень обобщенности категории «общечеловеческие ценности» определяет сложности ее трактования. К этой группе ценностей прежде всего относят ценности человеческой жизни и свободы, духовные, этические и эстетические ценности. При конкретизации общечеловеческих ценностей обычно называют уникальность личности, социальную справедливость, здоровье, познание, семейное благополучие, культуру, природу, нравственные нормы, духовность, творчество и другие. Описание портрета идеального человека — масштабная общекультурная задача гуманитарного научного знания. Основные труды различных религиозных конфессий, фундаментальные труды мыслителей всего цивилизационного пути развития человечества содержат образы идеального человека и гражданина. Педагогический аспект такого обращения связан, во-первых, с выделением и отбором тех ценностей, которые в конкретно-исторических условиях прежде всего следует передавать подрастающему поколению, а во вторых, с поиском путей формирования на основе приоритетных ценностей ценностных ориентаций. Под ценностными ориентациями понимаются важнейшие элементы внутренней структуры личности, подкрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие важное, существенное для человека от несущественного.
Принципы воспитания — это общие исходные положения, которые отражают основные требования к содержанию, методам и формам организации воспитательного процесса. Наиболее фундаментальными принципами воспитания являются: общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью; опора на положительное; единство воспитательных воздействий. Эффективность воспитательного воздействия во многом определяется учетом основных закономерностей самого процесса воспитания. Соотнесенность воспитательных воздействий на этапах планирования, организации и контроля с общими закономерностями воспитательного процесса определяет качество воспитания. Рассмотрим основные такие закономерности. 1. Воспитательное воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему. В процессе воспитательного воздействия педагог передает воспитаннику не только систему знаний, умений и навыков, но и свое отношение к ним. 2. Условия, методы и формы организации воспитательного процесса должны соответствовать цели воспитания. Цель, в свою очередь, конкретизируется в системе воспитательных задач, решение которых в комплексе способствует достижению цели. 3. Направленность и содержание воспитательного влияния должны соответствовать социальной практике. Возможность применения формируемых в процессе воспитания ценностных ориентаций, правил поведения в реальных жизненных условиях, когда усвоенные нормы действительно становятся способами комфортного вхождения в социальное пространство, повышает мотивацию воспитанника на дальнейшее освоение воспитательных ценностей, делает их личностно значимыми. 4. При построении воспитательного воздействия необходимо учитывать совокупность объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относят материально-технические, гигиенические, социальные условия воспитания. Субъективные факторы представлены индивидуально-психологическими особенностями воспитателей и воспитанников, характером их взаимоотношений, психологической совместимостью и т. д. Своеобразие субъективных и объективных факторов конкретного образовательного учреждения определяет специфику программы воспитания в нем. 5. Воспитание тесно связано с самовоспитанием. Стремление и способность совершенствовать себя является результатом воспитания и одновременно с этим выступает как условие эффективности воспитательного процесса. 6. Результаты воспитания во многом определяются активностью участников воспитательного процесса. Эта закономерность указывает на необходимость поддержания и развития природной и социальной активности не только у педагогов, как организаторов воспитательного влияния, но и самих воспитанников. Решению этой задачи помогают такие формы воспитательного процесса, как деловые игры, коллективные обсуждения, организация диалогического взаимодействия, самостоятельные задания. 7. Качество воспитания во многом зависит от качества сопутствующих воспитанию процессов обучения и развития. Именно поэтому традиционно в педагогике принято рассматривать образовательные задачи в комплексе обучающих, развивающих и воспитательных задач. 8. Воспитание, имеющее социальную природу и реализуемое в процессе общения, во многом зависит от качества общения не только между воспитателем и воспитанником, но и между воспитанниками. В отечественной педагогической науке традиционно уделяется большое внимание воспитательному потенциалу детского коллектива. Психологические исследования помогают выделить те возрастные периоды, когда влияние сверстников на развивающуюся личность особо велико. 9. Результаты воспитания — это комплексное образование, проявляющееся в единстве интеллектуального, эмоционального и поведенческого компонентов. Воспитанный человек знает социальные нормы, личностно относится к ним и регулирует свое поведение в соответствии с ними.
№ 11. Закономерности и принципы воспитания.
Главными факторами формирования личности, ее базовой культуры, личностных качеств, социальной активности являются деятельность и общение. В процессе специально организованной деятельности учащиеся (студенты) овладевают духовными и материальными ценностями общества, приобретают навыки и умения общения с членами общества.
Особенностями воспитательного процесса являются следующие положения:
— чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность учащихся (студентов), чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе; - формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно-мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность;
— чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем будет выше и его результат; чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее совершается формирование личности.