В чем заключается различие между понятиями «воспитательная система школы» и
«воспитательная работа»? Заполните таблицу.
Воспитательнаясистема школы и воспитательная работа | |
Общее | Различия |
3. Какие из перечисленных признаков являются критериями оценки воспитательной системы
школы? Отметьте правильный вариант или несколько вариантов,(прежде чем отвечать,
загляните в энциклопедию и уясните сущность понятия «критерий»).
1) упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие содержания, объема, характера
воспитательной работы возможностям и условиям школы;
2) способ достижения конкретной дидактической цели;
3) скоординированность и целесообразность всех школьных воспитательных мероприятий;
4) способ контроля учебной деятельности;
5) согласованность планов и действий всех участников воспитательного процесса;
6) внешнее выражение процесса воспитания;
7) четкий ритм и дисциплина, строгая организация школьной жизни;
8) сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи;
9) общий психологический климат школы, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, внутренний комфорт;
10) уровень воспитанности выпускников школы.
Ответ:___________________
4. Расположите этапы развития воспитательной системы школы в логической последовательности:
№ | Характеристика этапа |
Отработка структуры системы и содержания деятельности коллектива, утверждение приоритетных направлений функционирования системы, отработка эффективных форм и методов. Бурное развитие межвозрастного общения и самоуправления в ученическом коллективе. Коллектив педагогов статичен и консервативен, коллектив школьников – динамичен и революционен. | |
Система формируется: крепнут связи, усиливаются интеграционные процессы, они охватывают учебную и внеучебную деятельность, идут поиски гибких форм познания, школьный воспитательный коллектив переходит в новое качественное состояние – содружество детей и взрослых, объединенных единой целью, общей деятельностью и общей ответственностью. Формируется новый тип учителя – исследователя. Расширяются связи школы со средой. | |
Сложный процесс выявления целей, проектировки коллективных ценностей. Взаимодействие школы с окружающей средой имеет стихийный характер. Вырабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса. |
Ответ:____________
Раскройте сущность функций воспитательной системы школы (ВСШ).
Функция ВСШ | Характеристика функции |
Интегрирующая | |
ВСШ защищает от негативного воздействия семьи и окружающей среды | |
Компенсаторная | |
ВСШ обеспечивает динамику системы и ее поступательное развитие | |
Корректирующая |
6. Выберите и изучите одну из зарубежных или отечественных воспитательных систем (смотрите, например: Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А.Сластенина: В двух частях. Часть 2. -М., 2003. - С. 123-142).
На основе анализа изученной системы представьте подробную ее характеристику. Определите достоинства и недостатки выбранной воспитательной системы.
Компоненты воспитательной системы (название) | Характеристика компонента | Достоинства воспитательной системы | Недостатки воспитательной системы |
1. | |||
2. | |||
и т.д. |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13.
ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ.
Цель:охарактеризовать возможности и направления взаимодействия семьи и школы;
1. Ответьте на вопрос. Семья- это:
1) первичная ячейка общества;
2) хозяйственно-юридическая единица;
3) разновозрастная социальная группа, где совместно проживают 2.-3 поколения;
4) связанная кровными узами социальная общность, объединенная отношениями взаимной ответственности и взаимопомощи.
Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________