I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий

То, что проще всего, дается труднее всего.

Конфуций

Основные категории и закономерности педагогики

Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структурусубъекты и объекты процесса. В традиционной педагогике (Я.А. Коменский, И. Гербарт, А.В. Дис­тер­вег, И.Г. Песталоцци) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поко­ление, учитель (субъект) передает свой опыт. Конечную цель образовательной систе­мы – подготовить ребенка к жизни – конструируют учитель, взрослые; они опре­деляют и содержание, и методы образования детей. В ХХ веке психолого-педагогическая наука внесла большие поправки в эти представления. Была выяснена роль различных социогенных и психогенных факторов в формировании личности ребенка.

В процессе роста и развития ребенок является участником (субъектом и объектом) разнообразных взаимодействий и отношений, которые можно свести к шести основным категориям: социализация, образование, воспи­тание, обучение, развитие, формирование.

Социализация есть процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм и культурных ценностей, предполагающих его включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.

Образование. Социально направляемая и контролируемая часть социализации называется образованием. В буквальном смысле «образование» означает формирование образа хорошо обученного, воспи­танного, интеллигентного человека. Еще В.И. Даль определил образование как образование ума (интеллектуаль­ное развитие человека) и образо­вание нравственности (воспитание).

В Законе РФ «Об образовании» (13.01.1996) дано следующее определение. Образование – целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах личности, сопровождающийся констатацией достижения человеком определенных государством образовательных уровней.

Воспитание – одна из основных, но весьма многозначных категорий педагогики; это и общественное явление, и деятельность, и процесс, и ценность, и система, и воздействие, и взаимодействие и т.д.

В отечественной педагогической литературе выделяют:

– воспитание в широком социальном смысле, как воздействие общества и социальной среды на человека в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;

– воспитание в широком педагогическом смысле, как педагогический компонент социализации, целенаправленное воздействие на ребенка, воспитательными институтами общества;

– воспитание в узком педагогическом смысле – воспитательная работа как целенаправленное формирование у детей системы определенных нравственно-эстетических качеств;

– воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенных нравственных качеств).

Обучение:

1) в широком социальном смысле – это целенаправленный процесс передачи человеку обучающей системой (природа, родители, учителя и др.) необходимых для его жизни программ (знаний, умений и навыков);

2) в узком педагогическом смысле – целенаправленный процесс формирования у человека интеллектуальных качеств и способов деятельности.

Современная педагогика подчеркивает характер взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения, все чаще обращается к ребенку как субъекту образовательной деятельности, т.е. как к личности, самостоятельно выбирающей из спектра социализирующих и образовательных направлений то, что отвечает ее потребностям, стремящейся к саморазвитию и самореализации.

Развитие человека – это сложный процесс изменения индивида от меньшего к большему, от простого к сложному; от несовершенного к совершенному; движение по восходящей траектории (спирали) от предшествующего качественного состояния к новому. Выделяют физическую, психическую, духовную, социальную и другие составляющие развития.

Формирование – 1) синоним развития – процесс становле­ния человека как социального существа; 2) синоним обучения и воспитания.

Методы и формы обучения

Метод в своем общем значении есть путь, способ, система приемов, применяемая человеком для достижения определенной цели.

Методы обучения

– способы передачи учителем и усвоения учащимися знаний, умений и навыков;

– упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение учебно-воспитательных задач;

– способы организации познавательной деятельности учащихся.

Метод обучения есть общедидактическое понятие, но в частных методиках обучения применяются специфические методы, отражающие содержание и методы тех наук, основы которых изучаются в школе.

Методические приемы – составная часть или отдельная сторона метода.

Методы и приемы могут меняться местами. Пример: самостоятельная работа может быть методом, а может выступать как прием в составе другого метода.

      Методы обучения      
           
  По источникам и способам передачи информации  
         
  Словесные   Наглядные   Практические   Информационно-коммуникационные
  По характеру и уровню познавательной деятельности учащихся  
     
  Методы готовых знаний   Исследовательские методы
             
  Словесно-догматичес­кий   Объяснитель­но-иллюстра­тивный   Репродуктив­ный   Проблемный   Частично-поисковый   Эвристичес­кий
  По характеру деятельности учащихся  
       
  Активные   Пассивные   Творческие
  В зависимости от характера дидактических задач  
               
  Методы приобрете­ния ЗУН   Методы формиро­вания СУД, СДП   Методы формиро­вания СТК   Методы закрепле­ния   Методы повторе­ния   Методы контроля   Методы самостоя­тельной домашней работы
                                                                                                                         

Рис. 1. Классификация методов обучения.

Наши рекомендации