I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий
То, что проще всего, дается труднее всего.
Конфуций
Основные категории и закономерности педагогики
Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структурусубъекты и объекты процесса. В традиционной педагогике (Я.А. Коменский, И. Гербарт, А.В. Дистервег, И.Г. Песталоцци) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение, учитель (субъект) передает свой опыт. Конечную цель образовательной системы – подготовить ребенка к жизни – конструируют учитель, взрослые; они определяют и содержание, и методы образования детей. В ХХ веке психолого-педагогическая наука внесла большие поправки в эти представления. Была выяснена роль различных социогенных и психогенных факторов в формировании личности ребенка.
В процессе роста и развития ребенок является участником (субъектом и объектом) разнообразных взаимодействий и отношений, которые можно свести к шести основным категориям: социализация, образование, воспитание, обучение, развитие, формирование.
Социализация есть процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм и культурных ценностей, предполагающих его включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.
Образование. Социально направляемая и контролируемая часть социализации называется образованием. В буквальном смысле «образование» означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. Еще В.И. Даль определил образование как образование ума (интеллектуальное развитие человека) и образование нравственности (воспитание).
В Законе РФ «Об образовании» (13.01.1996) дано следующее определение. Образование – целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах личности, сопровождающийся констатацией достижения человеком определенных государством образовательных уровней.
Воспитание – одна из основных, но весьма многозначных категорий педагогики; это и общественное явление, и деятельность, и процесс, и ценность, и система, и воздействие, и взаимодействие и т.д.
В отечественной педагогической литературе выделяют:
– воспитание в широком социальном смысле, как воздействие общества и социальной среды на человека в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;
– воспитание в широком педагогическом смысле, как педагогический компонент социализации, целенаправленное воздействие на ребенка, воспитательными институтами общества;
– воспитание в узком педагогическом смысле – воспитательная работа как целенаправленное формирование у детей системы определенных нравственно-эстетических качеств;
– воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенных нравственных качеств).
Обучение:
1) в широком социальном смысле – это целенаправленный процесс передачи человеку обучающей системой (природа, родители, учителя и др.) необходимых для его жизни программ (знаний, умений и навыков);
2) в узком педагогическом смысле – целенаправленный процесс формирования у человека интеллектуальных качеств и способов деятельности.
Современная педагогика подчеркивает характер взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения, все чаще обращается к ребенку как субъекту образовательной деятельности, т.е. как к личности, самостоятельно выбирающей из спектра социализирующих и образовательных направлений то, что отвечает ее потребностям, стремящейся к саморазвитию и самореализации.
Развитие человека – это сложный процесс изменения индивида от меньшего к большему, от простого к сложному; от несовершенного к совершенному; движение по восходящей траектории (спирали) от предшествующего качественного состояния к новому. Выделяют физическую, психическую, духовную, социальную и другие составляющие развития.
Формирование – 1) синоним развития – процесс становления человека как социального существа; 2) синоним обучения и воспитания.
Методы и формы обучения
Метод в своем общем значении есть путь, способ, система приемов, применяемая человеком для достижения определенной цели.
Методы обучения
– способы передачи учителем и усвоения учащимися знаний, умений и навыков;
– упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение учебно-воспитательных задач;
– способы организации познавательной деятельности учащихся.
Метод обучения есть общедидактическое понятие, но в частных методиках обучения применяются специфические методы, отражающие содержание и методы тех наук, основы которых изучаются в школе.
Методические приемы – составная часть или отдельная сторона метода.
Методы и приемы могут меняться местами. Пример: самостоятельная работа может быть методом, а может выступать как прием в составе другого метода.
Методы обучения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По источникам и способам передачи информации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словесные | Наглядные | Практические | Информационно-коммуникационные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По характеру и уровню познавательной деятельности учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы готовых знаний | Исследовательские методы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словесно-догматический | Объяснительно-иллюстративный | Репродуктивный | Проблемный | Частично-поисковый | Эвристический | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По характеру деятельности учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Активные | Пассивные | Творческие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В зависимости от характера дидактических задач | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы приобретения ЗУН | Методы формирования СУД, СДП | Методы формирования СТК | Методы закрепления | Методы повторения | Методы контроля | Методы самостоятельной домашней работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 1. Классификация методов обучения.