Конкретные формы организации обучения
Ведущие цели
|Формирование |Закрепление и |Формирование |Повторение и |Контроль |
|знаний |систематизация|умений и |систематизация |за |
| | знаний |навыков |знаний |усвоением |
| | | | |ЗУН |
|
|Лекция |семинар |Учебно-практиче|обзорная | зачёт |
|конференции |заключительная|ское занятие |лекция |собеседова|
|я |конференция |практическое |конференция |ние |
|экскурсия |конференция |занятие |экскурсия |учебно-пра|
|предваряющ |экскурсия. |практикум |консультации |ктическое |
|ая |занятие |
|консультац |экзамен |
|ия. | |олимпиада |
|практикум |
Формирование знаний учащихся помимо урока соответствующего типа можно проводить на лекции, конференции, экскурсии. Учебная лекция позволяет учащимся за 45 минут усвоить больший, чем на уроке, объем учебного материала. Ее отличает от урока монологический способ изложения материала. В структуре лекции отсутствует беседа как метод обучения. Учебная, лекция рассчитывается на учащихся старших классов, которые могут сосредоточиться на длительный промежуток времени для восприятия информации, ее осмысления, переработки и самостоятельного усвоения. Если изучаемый материал основывается на хорошо усвоенном ранее, нетруден и хорошо изложен в учебнике, учебных пособиях, преподаватель может провести по соответствующей теме конференцию, организовать дискуссию учеников. Дискуссия должна быть подготовлена заранее, для чего учитель определяет учащимся темы докладов, основные направления самостоятельной работы. Роль педагога заключается в комментировании полемики школьников, подведении
итогов обсуждения. Эта форма организации обучения рассчитана на учащихся,
имеющих сформированные умения и навыки работы с литературой.
На учебной экскурсии учащиеся получают знания, знакомясь с различными
экспонатами в музее, работой механизмов на предприятии, наблюдая за разнообразными процессами, происходящими в природе. На формирование знаний учащихся нацелена и упреждающая консультация, позволяющая преподавателю разобрать уже изученный на уроке материал с теми учащимися, которые не присутствовали на занятиях или не поняли, не усвоили его. Закрепление и совершенствование знаний можно помимо урока соответствующего типа проводить на семинаре, заключительной конференции, экскурсии. Семинар как форма организации обучения сочетает беседу и дискуссию учащихся. Заключительная конференция может строиться как в форме дискуссии, так и в форме диспута, на котором обсуждаются полярные точки зрения. Учитель подводит итоги обсуждения и формулирует выводы. Эта форма организации обучения рассчитана преимущественно на учащихся старших классов. С целью формирования умений и навыков учащихся помимо урока проводятся учебно-практические занятия. Эта форма организации обучения, целенаправленно сочетающая выполнение различных практических упражнений, экспериментальных работ, наиболее эффективно способствует достижению поставленной цели. Отличие учебно-практического занятия от соответствующего типа урока — в меньшей его регламентации и большей самостоятельности учащихся в экспериментальной и практической деятельности. Знания, полученные учащимися в процессе обучения, они могут применить на практических занятиях и занятиях практикума. Практическое занятие — это такая форма организации обучения, в которой представляется возможность учащимся применять полученные ими знания в практической деятельности. Повторение и систематизация знаний помимо урока соответствующего типа могут проводиться в форме обзорных лекций, конференций, экскурсий, консультаций. Обзорная лекция характеризуется спецификой материала для изложения, подобранного с учетом сформированное знаний учащихся. На этой лекции целесообразно выделить стержневые моменты темы, раздела. На обзорной конференции обсуждаются ключевые положения изученного материала, учащимся раскрываются новые обобщающие подходы к его анализу. Обзорная конференция может быть комплексной, т. е. реализующей межпредметные связи в обобщении и систематизации учебного материала. Обзорная экскурсия предполагает целенаправленный осмотр учащимися объектов, стендов, наблюдение процессов с целью восстановить и систематизировать ранее полученные знания. Например, экскурсия в дендрарий позволяет обобщить знания о видах деревьев. Учащимся, готовящимся сдавать зачеты или экзамены, в подготовке к ним большую помощь оказывают обзорные консультации. В ходе этих консультаций выделяются ключевые положения, глубокое осмысление которых позволяет учащимся усваивать знания в системе, способствует более легкому запоминанию объемного материала. Обзорная консультация как форма организации обучения выполняет корректирующую функцию, помогая ученикам сориентироваться в требованиях и определить важность и удельный вес отдельных разделов в структуре программы. Консультация строится по принципу вопросов и ответов. Контроль за усвоением учащимися знаний помимо урока может осуществляться в форме зачета, собеседования, контрольного учебно-практического занятия, экзамена. Зачет как форма организации обучения проводится для проверки качества усвоения учащимися отдельных разделов учебной программы, сформированности умений и навыков. Эта форма организации обучения широко применяется в вечерних (сменных) заочных школах работающей молодежи. Изредка она практикуется и в старших классах средних школ.
Среди общих требований, которым должен отвечать современный качественный урок, И. П. Подласый выделяет следующие: 1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
8. Эффективное использование педагогических средств.
9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование урока.
12. Урок должен иметь четкую дидактическую цель и триединую задачу: образовательную, развивающую и воспитательную.
13. Должен иметь творческий характер.
14. Организационная четкость урока.
15. Оптимальный темп и ритм урока. Хорошая плотность урока.
16. Обеспечение на уроке охраны здоровья.
17. Законченность, завершенность урока.
Нетрадиционные виды урока. Интегрированный урок. С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепления мотивации обучения.
Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук.
В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и.т.д.
Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая в свою очередь имеет следующий вид:
· Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
· Конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим подготовку по соответствующим дисциплинам.
Театрализованный урок. Выделение такого типа уроков связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.
Как правило, театрализованные уроки разделяют по форме их организации: спектакль, салон, сказка, студия и т.д.
При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. Здесь, равно как и на самом театрализованном уроке, складывается демократический тип отношения, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.
Непосредственно на самом уроке учитель лишается авторитарной роли обучающего, ибо он выполняет лишь функцию организатора представления. Оно начинается, как правило, со вступительного слова ведущего, обязанности которого необязательного возлагать на учителя.
Само представление после информативной части может быть продолжено постановкой проблемных заданий, которые непосредственно подключают в активную работу на уроке остальных учащихся. В заключительной части представления, еще в стадии разработки, желательно предусмотреть этап подведения итогов связанную с ним тщательную подборку критериев оценок, учитывающих все виды деятельности учащихся на уроке. Их основные положения должны быть заранее известны всем ребятам.
Урок-соревнование. Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданиях, предложенных учителем.
Форма проведения таких уроков самая различная. Это поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, Брейн Ринг, Счастливый случай, Звездный час и. т.д.
В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностей сюжета состязаний.
Урок с дидактической игрой. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решать на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.
Правилами определяется порядок действия и поведения учащихся в процессе игры, создается рабочая обстановка на уроке. Поэтому их разработка ведется с учетом цели урока и возможностей учащихся.
Регламентированные правилами игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить им способности, применить знания и умения для достижения целей игры.
Учитель, руководя игрой, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход, поддерживает интерес к ней.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который придает ей законченность. Он выступает прежде в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся.
Их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.
Урок - деловая игра. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.
Урок - ролевая игра. Специфика ролевой игры, в отличие от деловой характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Уроки ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы: 1) имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия; 2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы игровой ситуации; 3) условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т. д. Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды и т. д.
15. Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.
1. Средства обучения взаимосвязаны со всеми компонентами дидактической системы. Для того, чтобы быть задействованными в функционирующей дидактической системе средства обучения должны быть, прежде всего, взаимосвязаны с компонентами дидактического базиса, т.е. с педагогом и его деятельностью, с учащимся и его деятельностью, с содержанием образования. Это реализуется посредством вовлечения компонентов педагогической коммуникации (педагогической надстройки), к которым, кроме средств обучения, относятся формы организации обучения, методы обучения и воспитания. Направленность функционирования дидактической системы задается целью и корректируется результатом, что позволяет назвать их системоориентирующими компонентами.
С педагогической точки зрения взаимосвязи средств обучения (СО) с остальными компонентами отличаются следующими характерными, наиболее значимыми, особенностями: а) для педагога СО - инструмент педагогического труда, позволяющий усилить реализацию его функций; б) для учащихся СО - средство познания и одно из средств реализации учебных функций; в) по отношению к содержанию образования СО - способ передачи содержания и организации его усвоения; г) по отношению к методам учебно-воспитательного процесса и формам организации обучения СО - способ их разнообразия и совершенствования, один из вариантов разработки и применения новых сочетаний компонентов педагогической коммуникации; д) по отношению к СО цель играет общую ориентирующую роль при их создании и применении, при этом СО должны взаимосодействовать достижению результата, который, в свою очередь, может определятся с их помощью.
Условно все СО можно разделить на следующие группы (см. схему 2):
- учебники и учебные пособия;
- средства наглядности;
- средства для осуществления практических действий;
- технические средства обучения;
- вспомогательные средства учебного процесса.
Состав каждой группы этих средств зависит от развития науки, в том числе педагогической практики.
Группа средств "Учебники и учебные пособия" охватывает как литературу для преподавателей, так и литературу для учащихся. Сюда относятся: учебники по каждой дисциплине, научная литература по специальности, дидактические и методические пособия для преподавателей, сборники задач и упражнений, руководства по выполнению самостоятельных работ, контрольные работы, обучающие программы, тетради на печатной основе, словари, справочники и т.д.
В настоящее время разработаны принципы отбора материала для учебников и теоретические основы структурирования их содержания. Различные учебные пособия на печатной основе призваны помочь педагогу и учащимся в передаче и усвоении отдельных вопросов, тем, в научной организации труда, в получении дополнительной информации и т.д.
Средства наглядности, применяемые в обучении, разнообразны.
Наглядность, основанная на использовании реальной действительности, может быть названа предметно-реальной. Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет в себе предметно-образную наглядность и знаковую наглядность. Наглядность, основанная на использовании представлений познающего субъекта, может быть связана с любым из названных видов наглядности.
Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет предметно-образную и знаковую наглядность. Соответственно наглядные учебные пособия могут быть предметно-образными и знаковыми (см. схему 3).
Средства осуществления практических действий включают приборы и приспособления для учебных экспериментов, учебно-лабораторное оборудование, оборудование мастерских, кабинетов, спортивных залов и т.д.. Основное назначение этой группы средств - способствовать формированию умений и навыков практического характера. При этом среди них могут быть как средства, специально созданные для процесса обучения, так и любые средства окружающей действительности, не создаваемые специально для учебного процесса, но используемые в нем с указанной целью.
Технические средства обучения позволяют реализовать одну или несколько дидактических функций с помощью специальных технических устройств. Разнообразие ТСО привело к разработке различных классификаций. Все ТСО делятся на пять групп:
1. Технические средства информации( ТСИ)
2. Технические средства контроля (ТСК)
3. Информационно-контролирующие ТСО (ИКТСО)
4. Тренажерные технические средства (ТТС)
5. Обучающие комплексы на базе ЭВМ (ОК/ЭВМ)
Вспомогательные средства учебного процесса - такие средства, которые являются необходимой составной частью оснащения учебного процесса, но дидактических функций не выполняют. К ним относятся: доска, мел, бумага, учебные принадлежности, зашторивающее устройство и т.п.
Несмотря на широкую область применения и разнообразие функций, которые выполняют СО, они не могут заменить преподавателя. Он всегда будет центральной фигурой педагогического процесса. СО не подменяют, а расширяют его возможности. Они - одно из средств обучения, педагогический инструмент в руках преподавателя, которым он должен уметь пользоваться, опираясь на исходные положения, лежащие в основе их применения.
Мотивированность использования СО. Применение СО должно быть методически обоснованно. Целесообразным, достаточно мотивированным использованием какого-то СО, можно считать тот случай, когда не может быть достигнута равная педагогическая эффективность при помощи других, более доступных, средств обучения.
Целенаправленность и функциональная определенность применения СО. В каждом конкретном случае должна быть определена цель применения. Цель применения СО может быть как общего характера (информационно-познавательная или психолого-педагогическая), так и дидактическая (ближайшие дидактические цели обучения). Функциональная определенность требует четкого выявления функций, которую могут выполнять СО в том или другом случае.
Использование СО - органическая составная часть учебного процесса.
СО должны органически вписываться в систему построения учебного занятия. Поэтому необходимо учесть их влияние на его структуру, методику изложения учебного материала и т.д. Следует четко определить их место на занятии, продумать возможность органического включения в деятельность и преподавателя, и учащихся.
Системность применения СО. Эпизодическое использование СО, как правило, не дает нужного результата. Поэтому должна быть разработана система их применения. Эта система имеет две стороны: организационно-педагогическую и методическую. Организационно-педагогическая сторона предполагает проведение анализа всех тем по определенному курсу и распределение СО по темам, т.е. создание системы включения СО как составного элемента при изучении материала. Методическая сторона заключается в разработке и создании определенной методической системы применения СО, которая может быть индивидуальной, но обязательно должна базироваться на общих принципах применения СО. Наиболее целесообразным будет включение их в систему обучения, построенную на определенной дидактической концепции.
2. Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные: 1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения; 2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.; 3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.
В учебном плане средних специальных и высших учебных заведений определяется количество часов не на неделю, а на семестр и на все время обучения (4—6 лет). В нем уточняются виды занятий по учебным предметам: количество лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, практикумов. Указаны учебные предметы, выносимые на зачеты и экзамены в каждом семестре, разные виды практики (производственная, археологическая, педагогическая, фольклорная, в лечебных учреждениях и др.).
Учебный план, таким образом, упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий.
Традиционно в учебных пособиях по педагогике учебный план называли государственным документом. В последнее время авторы избегают его так называть, хотя государственный характер учебного плана сохраняется для государственных учебных заведений. Наряду с государственными учебными заведениями теперь существуют и негосударственные (общественные, частные и др.). Следовательно, там учебные планы государственными не являются, хотя они учитывают государственные стандарты образования.
учебный план как государственный документ служит основой при формировании преподавательского состава по специальностям; сколько понадобится для школы в текущем учебном году, скажем, словесников и математиков, историков и географов и т.д. В свою очередь вторым вопросом из этой ситуации вытекает расчет потребности в учителях по их специальности не только в конкретно взятой школе, но и в масштабе района, области и даже республики. Возникает задача подготовки учителей конкретных специальностей в высших и средних специальных учебных заведениях, в вузах и педагогических училищах. Учебные планы общеобразовательных школ утверждает Министерство образования и науки.
Учебный план содержит и школьный компонент. Имеется ввиду что некоторые учебные предметы, кроме базовых, определяются и рас-пределяются решением педагогического или методического совета школы. Для учебных предметов базового компонента предусмотрены 5-6 часов в неделю (в зависимости от класса). Школьный компонент позволяет дополнительно дать учебные предметы с учетом пожеланий учащихся, наличия преподавательских кадров соответствующей специализации и материально-технической базы школы.
Учебный план определяет и максимальную учебную нагрузку в неделю на одного ученика. Причем, чем старше класс, тем нагрузка больше.
Учебный план определяет набор (перечень) предметов конкретного типа учебного заведения и учитывает уровень образования по классам. Но это общее направление или, точнее, общий конструкт содержания. Его нужно наполнить конкретным материалом. Для этого составляется учебная программа по каждому предмету. Учебная программа (от греч. programma — объявление, приказ, предписание) — это документ, в котором кратко изложено систематизированное содержание, объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Материал систематизирован: разбит на разделы, темы; установлена иерархия (соподчиненность) и последовательность их изучения. Программу утверждает Министерство образования и науки. (Фурсенко Андрей Александрович)
По степени ее усвоенности аттестуют учащихся, переводят в следующий класс и выпускают из школы. На вступительных экзаменах в вузы и техникумы знания абитуриентов также проверяются применительно к программе: в какой мере они владеют ею.
Традиционная структура программы такова. В начале дается объяснительная записка. В ней формулируются цель и задачи обучения учащихся данному предмету, его особенности, принципы построения курса, предмета. Затем по разделам и темам вводятся важнейшие понятия, принципы, законы наук, входящие в учебный предмет, основные факты и выводы, которые должен усвоить школьник. Так как учебный план содержит много предметов, каждый из которых изучается не один год, то в программе, безусловно, устанавливаются внутри предметные, и межпредметные связи в их логической последовательности и взаимообусловленности. Кроме теоретического материала, в программе устанавливается минимум практических и лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ. В ряде программ указывается и примерное распределение часов на изучение отдельных разделов, тем. Предлагаются и критерии отметок: какие знания, умения и навыки заслуживают соответствующих баллов. Этот норматив ориентирует преподавателя на единообразную оценку уровня знаний учащихся в разных классах и школах.
Программа является основой для учителя при перспективном планировании учебных занятий на учебный год, четверть, а также при подготовке системы (блока) уроков и очередных занятий. Именно программа задает систему содержания образования и минимум объема знаний, умений и навыков.
Традиционно существует два принципа построения программ: линейный и концентрический. При линейном построении содержания учебного материала, не возвращаясь к ранее изученному (предполагается, что учащиеся уже знают пройденное), располагается тема за темой. В особенности это относится к таким предметам, как физика, химия; часто — математика. При линейном расположении материала его изучение идет быстрее, чем при концентрическом. Но сложность здесь в следующем: если какая-либо тема не усвоена школьником, то дальнейшее продвижение будет невозможным, потому что все последующее строится на предыдущем, из него вытекает.
При концентрическом расположении программы одно и то же содержание со временем повторяется, возвращаясь к ранее изученному материалу. На новом витке содержание расширяется и углубляется. Возьмем для примера литературную тему о А.С. Пушкине. С его стихами знакомятся (читают, заучивают наизусть) уже младшие школьники. К теме о А.С. Пушкине возвращаются в средних и старших классах. И при этом объем знаний и глубина эстетического, литературоведческого и исторического анализа творчества поэта с каждым разом возрастают.
Программа обучения затем развертывается в учебниках. Учебник — это книга для учащихся (и студентов), в котором изложен систематизированный материал, составляющий развернутое конкретное содержание учебного предмета. В нем даются основы научных знаний на современном уровне в том объеме, который предусмотрен учебной программой. В учебнике материал излагается по главам, параграфам, темам. Чтобы облегчить усвоение материала, даются иллюстрации: рисунки, чертежи, карты, схемы, планы, графики, таблицы. Кроме информативного материала, в учебнике есть вопросы и задания, призванные помочь ученику осмыслить и систематизировать знания; иногда указывается литература для самообразования.
Учебным целям служат хрестоматии, сборники задач, упражнений, атласы по географии, истории, анатомии человека, словари, справочники. В последние годы в помощь учащимся, кроме учебников, выпускаются учебные диа-, кино-, видеофильмы, которые можно использовать как на классных занятиях, так и дома. Они значительно дополняют материал учебников, делают его содержание наглядным, динамичным, концентрированным.
16. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.
Основные направления развития общего образования:
1. Переход на новые образовательные стандарты. От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов. В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой.
2. Развитие системы поддержки талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы. Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей.
3. Совершенствование учительского корпуса. Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей.
4. Изменение школьной инфраструктуры. Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья.
6. Расширение самостоятельности школ. Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ 28.02.2011 №326 г. Москва.
Современные взгляды на образование в России, согласно новым сценариям развития, будут изменяться в рамках «Стратегии 2020». Оформлением «Стратегии 2020» занималась 21 группа составителей, за образовательную часть отвечала группа № 8, руководителем которой является научный сотрудник института развития образования ГУ-ВШЭ И. Фрумин и директор Московской высшей школы социальных и экономических наук А. Каспржак. Члены группы № 8 изначально составили стратегические расчеты преуспевания образования в России. Авторы проекта отзываются об образовании в России, как одном из самых доступных в мире, и приводят статистику, согласно которой количество человек с начальным образованием или без образования в РФ составляет порядка 2%, что говорит о самом низком показателе на территории 55 стран мира. Количество молодых людей, которые окончили только школу - 9%, по этому показателю Россия уступает только Израилю и США.
Знания, которые дают нашим школьникам, составители документа об образовании тоже хвалят.
«Тот уровень знаний и умений, которые получают российские школьники, не уступает многим странам, возможно, он даже выше» - рассказывается в «Стратегии 2020». После декларативного вступления в проекте образовательной части «Стратегии 2020», происходит перечисление главных проблем, согласно которым образование в стране не может правильно развиваться и изменяться в существующих условиях. Одной из таких проблем, согласно стратегии, является неравномерность качества образования в федеральных центрах и регионах, а также школах «престижных» и «непрестижных».
Устойчивую схему, которая существует на данный момент, как считают разработчики, необходимо довести до конца, не упуская и проект «Наша новая школа», улучшение механизма ЕГЭ и ГИА, а также введение в работу ФЗ-83 и механизма регулирования оплаты труда педагогов, который будет изменяться в зависимости от показателей качества. После достижения стабильности документа предлагается перейти к улучшениям, которые дадут повышение гибкости управления образованием и расширенные правила автономии, независимости тех учебных заведений, которые смогут показать высокие результаты, по положению «свобода в обмен на качество».
Предлагается ввести повсеместно и расширить практику общественного влияния и контроля на всех уровнях образования, вплоть до передачи общественно-профессиональным объединениям ряда функций в области контроля и надзора.
Современное образование должно продвигаться в сторону индивидуальности и изменений - в конечном итоге для каждого ученика будет создан частный образовательный план. С целью улучшения качества обучения авторы предлагают модернизировать стандарты образования педагогов и сделать особенные профессиональные стандарты для них.
Высшие учебные заведения должны измениться путем перехода на новые схемы выплат: модель, в котором бюджет вуза сопоставляется с учетом количества студентов, будет введен уже в 2012 году. «Стратегия 2020» поддерживает и дальше использование данной схемы. Тем вузам, в которые поступают абитуриенты с высоким баллом ЕГЭ и участники олимпиад, платить из бюджета предлагается в 1.5 - 2 раза больше.
Школьников, которые имеют тройки, согласно документу, необходимо принимать только на контрактной основе (платно).
Самый важный момент модернизации - окончание работы над национальной системой оценки добротности образования по подобию и сходству с тестированием PISA, когда оценивается не только уровень знаний, но и уровень компетенции, в том числе и степень социализации учащегося. Как дополнение к улучшению стратегии предлагается создание принципа, в котором вводится платное образование: «сфера приватного образования и социализации, рассматривается как рынок услуг».