Билет 17. Концептуальные основы и формы непрерывного образования

Непрерывное образование:

• Допрофессиональная подготовка

• Профессиональное образование

• Послевузовское образование

Непрерывное проф.образование основано на системе дополнительного проф.образования (ДПО)

Цель – проф.знаний и их адаптация к изменяющимся условиям; совершенствование деловых качеств; подготовка к выполнению новых трудовых функций.

Принципы ДПО:

• Многофункциональность

• Динамизм и мобильность

• Опережающий характер

• Связь с жизненным и проф. опытом

• Учет профессиональных потребностей

• Открытость и сотрудничество

• Фундаментализм

• Деятельностная направленность

Функции ДПО:

1. акмеологическая

2. сервисная (соц.заказ)

3. диагностическая

4. компенсаторная

5. инновационная

6. консультативная

7. специализирующуя

Формы ДПО:

1. повышение квалификации (углубление, обновление знаний; развитие проф. умений)

• краткосрочное (не менее 72 ч.)

• тематический и проблемный семинар (72-100 ч.)

• длительные курсы (более 100 ч.)

2. переподготовка (освоение новой специальности)

3. стажировка (развитие умений)

4. самообразование

Формы ДПО:

• с отрывом от производства (очное)

• без отрыва от производства (заочное; дистанционное)

• с частичным отрывом от производства

• экстернат

Билет 18. Личность как объект и субъект педагогики.

Человек – разумное живое существо.

Индивид – человек, наделённый биологическими и психическими свойствами, отличающими его от других.

Личность – социальная характеристика индивида. Только в социуме можно стать личностью.

Личность – целостная психическая система, продукт социальных отношений, является субъектом деятельности и общения.

Основная функция личности – обеспечение целостности жизнедеятельности.

Структура личности:

1. Зигмунда Фрейда:

• Эго – сознательное

• Ид – бессознательное

• Супер эго – общественная мораль

2. Семён Львович Рубинштейн:

• Направленность (интересы, склонности и т.д.)

• ЗУН (знания, умения, навыки)

• Биологические особенности

3. К.К. Платонов:

• Индивидуальные типологические особенности

• Тип нервной деятельности и способности

• Социальный опыт

• Направленность

Билет 19. Развитие личности, его движущие силы и закономерности.

Движущая сила – противоречие (конфликт между потребностями и возможностями):

Противоречия:

1. внутренние (между системами в рамках одной личности)

2. внешние (которые навязываются личности социумом)

3. универсальные (касаются всех людей)

4. индивидуальные (обуславливают развитие конкретного индивида)

Закономерности:

1. переход количества в качество

2. отрицание отрицания

3. гетерохронность (неравномерность): межличностная, внутриличностная

4. развитие идеи в деятельности и общении

5. развитие ускоряется при наличии перспектив и условий

Билет 20. Периодизация личностного развития в педагогике

По Эрикосну

0 — 1 год — раннее младенчество

социальное качество - надежда

- доверие к людям, к окружающему миру;

-взаимная любовь, связь ребёнок — родитель;

удовлетворение потребности в общении с родителями.

Недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребёнка, раннее отлучение от груди.

1 — 3 года — позднее младенчество (ранний возраст)

социальное качество - воля

- самостоятельность;

- уверенность в себе.

- сомнение в себе;

гипертрофированное чувство стыда.

3 — 5 лет возраст игры

социальное качество - целеустремлённость

- инициативность;

- активность, живое воображение;

- подражание взрослому;

- признаки полоролевого поведения.

- чувство вины;

- пассивность;

- отсутствие инициативы;

- отсутствие признаков полоролевого поведения.

5 — 11 лет — среднее детство

социальное качнство - компетентность

- стремление к достижению;

- трудолюбие;

- развитие познавательных и коммуникативных навыков.

- чувство собственной неполноценности;

- избегание сложных заданий, ситуаций соревнования;

- слаборазвитость познавательных и трудовых навыков;

- конформность.

11 — 20 лет — половая зрелость, подростничество, юность

социальное качество - верность

- эгоидентичность (собственная уникальность);

- жизненное самоопределение;

- поиск себя;

- формирование мировоззрения;

- половая поляризация в формах поведения.

- диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет);

- путаница ролей;

- смещение временных перспектив;

- смещение форм полоролевого поведения.

20 -40 (45) лет — ранняя взрослость

социальное качество - любовь

- интимность;

- стремление к контактам с людьми;

желание и способность посвятить себя другим людям;

- рождение и воспитание детей.

- изоляция;

- избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека — трудный характер, непредсказуемое поведение).

40 (45) — 60 лет — средняя взрослость

социальное качество - забота

- творчество (особенно в труде);

- продуктивная и творческая работа над собой и другими.

- застой (особенно в труде);

- эгоизм, эгоцентризм;

непродуктивность в работе;

- ранняя инвалидность.

Наши рекомендации