Билет 17. Концептуальные основы и формы непрерывного образования
Непрерывное образование:
• Допрофессиональная подготовка
• Профессиональное образование
• Послевузовское образование
Непрерывное проф.образование основано на системе дополнительного проф.образования (ДПО)
Цель – проф.знаний и их адаптация к изменяющимся условиям; совершенствование деловых качеств; подготовка к выполнению новых трудовых функций.
Принципы ДПО:
• Многофункциональность
• Динамизм и мобильность
• Опережающий характер
• Связь с жизненным и проф. опытом
• Учет профессиональных потребностей
• Открытость и сотрудничество
• Фундаментализм
• Деятельностная направленность
Функции ДПО:
1. акмеологическая
2. сервисная (соц.заказ)
3. диагностическая
4. компенсаторная
5. инновационная
6. консультативная
7. специализирующуя
Формы ДПО:
1. повышение квалификации (углубление, обновление знаний; развитие проф. умений)
• краткосрочное (не менее 72 ч.)
• тематический и проблемный семинар (72-100 ч.)
• длительные курсы (более 100 ч.)
2. переподготовка (освоение новой специальности)
3. стажировка (развитие умений)
4. самообразование
Формы ДПО:
• с отрывом от производства (очное)
• без отрыва от производства (заочное; дистанционное)
• с частичным отрывом от производства
• экстернат
Билет 18. Личность как объект и субъект педагогики.
Человек – разумное живое существо.
Индивид – человек, наделённый биологическими и психическими свойствами, отличающими его от других.
Личность – социальная характеристика индивида. Только в социуме можно стать личностью.
Личность – целостная психическая система, продукт социальных отношений, является субъектом деятельности и общения.
Основная функция личности – обеспечение целостности жизнедеятельности.
Структура личности:
1. Зигмунда Фрейда:
• Эго – сознательное
• Ид – бессознательное
• Супер эго – общественная мораль
2. Семён Львович Рубинштейн:
• Направленность (интересы, склонности и т.д.)
• ЗУН (знания, умения, навыки)
• Биологические особенности
3. К.К. Платонов:
• Индивидуальные типологические особенности
• Тип нервной деятельности и способности
• Социальный опыт
• Направленность
Билет 19. Развитие личности, его движущие силы и закономерности.
Движущая сила – противоречие (конфликт между потребностями и возможностями):
Противоречия:
1. внутренние (между системами в рамках одной личности)
2. внешние (которые навязываются личности социумом)
3. универсальные (касаются всех людей)
4. индивидуальные (обуславливают развитие конкретного индивида)
Закономерности:
1. переход количества в качество
2. отрицание отрицания
3. гетерохронность (неравномерность): межличностная, внутриличностная
4. развитие идеи в деятельности и общении
5. развитие ускоряется при наличии перспектив и условий
Билет 20. Периодизация личностного развития в педагогике
По Эрикосну
0 — 1 год — раннее младенчество
социальное качество - надежда
- доверие к людям, к окружающему миру;
-взаимная любовь, связь ребёнок — родитель;
удовлетворение потребности в общении с родителями.
Недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребёнка, раннее отлучение от груди.
1 — 3 года — позднее младенчество (ранний возраст)
социальное качество - воля
- самостоятельность;
- уверенность в себе.
- сомнение в себе;
гипертрофированное чувство стыда.
3 — 5 лет возраст игры
социальное качество - целеустремлённость
- инициативность;
- активность, живое воображение;
- подражание взрослому;
- признаки полоролевого поведения.
- чувство вины;
- пассивность;
- отсутствие инициативы;
- отсутствие признаков полоролевого поведения.
5 — 11 лет — среднее детство
социальное качнство - компетентность
- стремление к достижению;
- трудолюбие;
- развитие познавательных и коммуникативных навыков.
- чувство собственной неполноценности;
- избегание сложных заданий, ситуаций соревнования;
- слаборазвитость познавательных и трудовых навыков;
- конформность.
11 — 20 лет — половая зрелость, подростничество, юность
социальное качество - верность
- эгоидентичность (собственная уникальность);
- жизненное самоопределение;
- поиск себя;
- формирование мировоззрения;
- половая поляризация в формах поведения.
- диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет);
- путаница ролей;
- смещение временных перспектив;
- смещение форм полоролевого поведения.
20 -40 (45) лет — ранняя взрослость
социальное качество - любовь
- интимность;
- стремление к контактам с людьми;
желание и способность посвятить себя другим людям;
- рождение и воспитание детей.
- изоляция;
- избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека — трудный характер, непредсказуемое поведение).
40 (45) — 60 лет — средняя взрослость
социальное качество - забота
- творчество (особенно в труде);
- продуктивная и творческая работа над собой и другими.
- застой (особенно в труде);
- эгоизм, эгоцентризм;
непродуктивность в работе;
- ранняя инвалидность.