Принципы отбора содержания образования

В педагогической теории разрабатываются принципы (руководящие положения) отбора содержания общего образования. Так В.А. Караковский предложил рассмотреть следующие принципы:

- принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры, личности;

- принцип единой содержательной и процессуальной сторон обучения;

- принцип структурного единства содержания образования;

- принцип гуманизации содержания образования;

- принцип фундаментализации содержания образования.

Первый из перечисленных принципов требует включения в содержание образования не только традиционных предметов, но и тех знаний, умений, навыков, которые отражают современный уровень развития общества, культурной жизни, возможности личностного роста.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения предлагает, что проектируя содержание необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения; действия с ним связанные.

Принцип структурного единства содержания образования предполагает согласованность таких составляющих, как наука, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося, его деятельность.

Принцип гуманизации содержания образования многоаспектный: это мировоззренческая подготовка; через содержание образования, формирование наиболее важных компонентов гуманитарной культуры личности (культуры жизненного самоопределения, экономической культуры и культуры труда; политической и нравственной, экологической, художественной, физической культуры; культуры общения и семейных отношений).

Содержание образования в единстве должно формировать человека-труженика, гражданина и семьянина.

Принцип фундаментализма содержания образования требует интенсификации образования, освобождения учебных предметов от перегрузки информацией (даются только фундаментальные знания) создают возможность для творческой самореализации личности.

Все эти принципы взаимосвязаны, но в них не отражены идеи, высказанные ранее Ю.К. Бабанским о том, что содержание образования должно соответствовать реальным учебным возможностям учащихся; имеющейся учебно-методической и материально-технической базе современной школы; учитывать международный опыт построения содержания общего образования. Последнее особенно важно в условиях интеграционных процессов, проходящих в мировых системах образования.

Средства обучения

Оборудование современной средней и высшей школы вычислительной техникой оказывает существенное изменение на формы организации обучения. Например, миникабинеты, используемые на уроках иностранного языка, изменили структуру урока. Использование ЭВМ в обучении не просто оптимизирует процесс обучения, но приводит к появлению новых систем образования, например, дистанционного (дистантного) обучения. В Канаде в комплексе используются чтение лекций по телевидению; лекции, задания, тесты, получаемые через компьютер; консультации преподавателя по телефону и т.д. Это позволяет экономить время и средства обучающихся (на переезд в другой город, устройство на новом месте и т.д.)

Эффективность использования средств педагогического процесса зависит от цели, содержания и правильности выбора методов воспитания. Самая большая трудность – увлечь учащихся тем или иным видом деятельности. Используются для этого методы формирования убеждений личности (рассказ, беседа), а уж потом упражнения в деятельности. Атмосфера гуманистического общения, поиска, коллективного творчества способствует установлению дружеских связей, контактов. Совместные положительные переживания сплачивают коллектив, формируют нравственные отношения в коллективе.

Осмыслению нравственных отношений способствует общение педагога с воспитанником или группой. Общение – это диалог – обсуждение каких-либо ценностей. Но он не заканчивается после звонка. Внутренний диалог ребенок продолжает вести и после того, как обсуждение с педагогом закончилось. Даже тот, кто не принял участия в диалоге, продолжает мысленно рассуждать, доказывать свою точку зрения, приводить всевозможные аргументы и факты, если проблема обсуждения задела его чувства. Продолжается духовно-творческая деятельность личности, оттачиваются взгляды, идеалы, убеждения.

А.С. Макаренко широко использовал такой педагогический прием, как отсроченное наказание, который позволял воспитаннику переосмыслить свой поступок наедине с самим собой. Воспитанника приглашали прийти к Антону Семеновичу вечером. Весь день идет внутренняя борьба признать или не признать свою ошибку, приводятся доводы, аргументы в свою защиту. Потом наступает время сравнить свое отношение с тем, как поступают другие, с теми нравственными ценностями, которые уже сложились. Если общественно ценный опыт личности уже накоплен, то после глубоких переживаний человек приходит к правильным выводам. И педагог только подтверждает правильность принятого решения. Если же нравственный опыт отрицательный, тогда педагогу придется через общение и деятельность этот опыт формировать.

Таким образом, средствами воспитания и формирования личности являются общение и те виды деятельности, в которые включен воспитанник. Для различных видов деятельности нужны определенные средства, но их не следует считать средствами воспитания, ибо не они оказывают воздействие на преобразование личности, ибо новообразования происходят в деятельности и общении.

Следует отметить, что в трудовом воспитании и обучении целесообразно использовать новейшие оборудования, орудия труда. Обучение на устаревшем оборудовании не оптимально: учащийся, научившись работать на старом оборудовании вынужден будет снова осваивать приемы работы, новую технологию. На это уйдет определенное количество времени.

В игровой деятельности необходимо использовать игры и игрушки, которые наиболее полно соответствуют возрастным особенностям детей, эстетическим вкусам данного общества.

Наши рекомендации