Критерии обеспечения качества лекционного занятия

Данные критерии разрабатывались на основе анализа, систематизации и обобщения причин, влияющих на качество лекционных занятий с учетом информации по данному вопросу в учебной и специальной литературе (особенно дидактических принципов и закономерностей обучения).

1. Обоснованность цели и задач лекционного занятия, их соответствие основным нормативным документам (квалификационной характеристике специалиста, учебному плану специалиста, учебной программе дисциплины, требованиям кафедры, индивидуальному плану преподавателя).

2. Новизна, актуальность и максимальная научно-практическая полезность лекционного материала, наличие широкой области его использования (наличие в лекционном материале сведений о новейших научно-практических достижениях в области дисциплины, примеров и результатов их использования; указание областей их практического применения при решении конкретных вопросов и задач дисциплины и специальности; применение новейших, в том числе и в мировой практике, методов и методик доказательств и расчетов; наличие данных о новых технических решениях и выпускаемых, или готовящихся к выпуску, средствах технологии, автоматизации и др.; использование в лекциях материалов исследований и разработок вуза, кафедры, лично лектора; возможность широкого использования лекционного материала при подготовке ко всем последующим учебным занятиям по дисциплине, к зачетам и экзаменам, для решения практических задач в области дисциплины и специальности, при выполнении исследований по вопросам теории и практики дисциплины, при выполнении курсовых и дипломного проекта).

3. Научность и высокая эффективность методов и средств подготовки и проведения лекционного занятия.Доказательность основных положений лекции, отражение неразрывной связи теории с практикой (на примерах использования теоретических положений для решения практических задач дисциплины и специальности). Применение эффективных средств представления и объяснения учебного материала (плакаты, ТСО, действующие макеты, компьютерная графика, виртуальные объекты и пр.). Деление лекционного материала в процессе его изложения на логически завершенные и наилучшим образом усваиваемые студентами информационные дозы, использование при изложении лекционного материала прогрессивных методов и средств изложения: сопоставление, парадоксов, эвристического, проблемного, выделение объектов познания дисциплины, разработка оптимальных схем их изучения. Использование методов и средств максимальной формализации и сжатия лекционной информации без снижения уровня ее значимости – научной и практической полезности. Востребование, многократное применение, закрепление и углубление изученного лекционного материала. Использование эффективных приемов формирования учебного материала в конспектах студентов, применение пассивного и активного раздаточного материала. Высокая информативность, доступность и познавательность методов и средств самоподготовки студентов к лекционному занятию, само формирования базовых знаний и умений, и их само диагностики. Необходимая и достаточная консультационная обеспеченность процесса подготовки студента к лекционному занятию.

4.Необходимая и достаточная материально-техническая обеспеченность этапов подготовки и проведения лекционного занятия. Наличие и достаточность методической, учебной, нормативно-справочной, технической, программной и др. литературы для самоподготовки студентов к лекционному занятию, самооценки достигнутого уровня базовых знаний и умений, включая компьютерные средства самообучения и самоконтроля; специальной аудитории для проведения лекционных занятий, оборудованной новейшими средствами представления и объяснения лекционной информации, соответствующей современным санитарным, гигиеническим и эргономическим требованиям, обеспечивающим оптимальные условия студентам для учебной деятельности и предупреждающим физическое и умственное утомление студентов.

5.Подготовленность преподавателя к лекционному занятию.

Наличие у преподавателя:

- необходимой квалификации, лекторского мастерства, знаний и умений в области преподаваемой дисциплины более широких по сравнению с учебником;

- сценария проведения лекционного занятия, моделирующего его этапы (от постановки цели и задач лекции… до подведения ее итогов) и обоснованно прогнозирующего их конечные результаты, методов (средств) активизации мыслительной деятельности студентов;

- конспекта лекции, необходимых дидактических средств, средств осуществления достоверной диагностики качества подготовки студентов к лекционному занятию, усвоения ими лекционного материала, объема и качества отображаемого учебного материала в конспектах;

- перечня вопросов и задач, приводимых на лекции для демонстрации возможности использования теоретического материала для решения практических задач в области дисциплины и специальности;

- обоснованных мероприятий по минимизации влияния возможных отрицательных исходов каждого из этапов лекционного занятия;

- заданий на самостоятельную работу студентов по подготовке к последующей лекции и рекомендаций по ее выполнению.

6. Подготовленность студентов к лекционному занятию.

Наличие у студента:

- первичной информации о теме, цели и задачах лекционного занятия, практической полезности его материалов, области их использования;

- базовых знаний и умений, необходимых для восприятия, понимания и усвоения лекционного материала;

- средств для эффективного отображения лекционной информации в конспектах;

- заготовок, обеспечивающих выполнение в полном объеме запланированных преподавателем учебных работ, выполненных студентом в процессе подготовке с лекции.

7.Максимальная познавательная активность студентов на лекции –их заинтересованность: учебным процессом, его результатами, содержанием лекционного материала, в высокой производительности учебного труда и выполнении рекомендаций преподавателя.

8. Психологическая комфортность этапов подготовки и проведения лекционного занятия.

Создание комфортной психологической обстановки при подготовке студентов к лекции за счет:

- оптимального материально-технического обеспечения процесса самоподготовки, достаточности и эффективности консультационной поддержки со стороны преподавателя, минимизации непроизводительных затрат учебного времени студентов;

- учета психологических особенностей и психологического состояния студентов при подготовке к лекции и, особенно, в процессе ее проведения;

- умения преподавателя распределить свое внимание между всеми студентами, его самообладания, доброжелательности и справедливости;

- использования в процессе изложения лекционного материала эффективных средств активизации мыслительной деятельности студентов, обеспечивающих устойчивое внимание и понимание ими лекционной информации, развитие их познавательных способностей и мышления;

- выделение и как минимум, моральное поощрение при подведении итогов лекции студентов, активно и продуктивно работавших в процессе ее проведения.

9. Наличие и достоверность методов и средств диагностики качества базового уровня подготовленности студентов к лекции, усвоения ими лекционного материала, отображения его в конспектах, эффективности консультационно-корректирующих действий преподавателя.

10. Непрерывность оценки эффективности результатов каждого лекционного занятия, выявление его недостатков и их устранение; повышение научно-практической значимости и полезности лекционного материала; совершенствование методов и средств формирования в сознании и памяти студентов в процессе лекций теоретических знаний и умений их использования.

Использование и учет при подборе материалов лекции, разработке технологии ее подготовки и проведения:

- мнений кафедры, внешних экспертов, студентов;

- принципов и рекомендаций педагогики, психологии, теории воспитания.

Определение достоинств и недостатков каждой лекции, разработка и внедрение мероприятий по устранению последних.

Постоянная доработка лекционного материала с учетом передовых достижений науки и техники в области дисциплины и специализации.

Использование в процессе подготовки преподавателя к лекции методов педагогического моделирования и прогнозирования, разработка на их основе корректирующих наиболее вероятных воздействий на процесс изложения лекционного материала.

Постоянная доработка методов и средств формирования в сознании студентов знаний и умений на базе новейших достижений теории и практики педагогики, психологии и методики преподавания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Наши рекомендации