Критерии обеспечения качества лекционного занятия
Данные критерии разрабатывались на основе анализа, систематизации и обобщения причин, влияющих на качество лекционных занятий с учетом информации по данному вопросу в учебной и специальной литературе (особенно дидактических принципов и закономерностей обучения).
1. Обоснованность цели и задач лекционного занятия, их соответствие основным нормативным документам (квалификационной характеристике специалиста, учебному плану специалиста, учебной программе дисциплины, требованиям кафедры, индивидуальному плану преподавателя).
2. Новизна, актуальность и максимальная научно-практическая полезность лекционного материала, наличие широкой области его использования (наличие в лекционном материале сведений о новейших научно-практических достижениях в области дисциплины, примеров и результатов их использования; указание областей их практического применения при решении конкретных вопросов и задач дисциплины и специальности; применение новейших, в том числе и в мировой практике, методов и методик доказательств и расчетов; наличие данных о новых технических решениях и выпускаемых, или готовящихся к выпуску, средствах технологии, автоматизации и др.; использование в лекциях материалов исследований и разработок вуза, кафедры, лично лектора; возможность широкого использования лекционного материала при подготовке ко всем последующим учебным занятиям по дисциплине, к зачетам и экзаменам, для решения практических задач в области дисциплины и специальности, при выполнении исследований по вопросам теории и практики дисциплины, при выполнении курсовых и дипломного проекта).
3. Научность и высокая эффективность методов и средств подготовки и проведения лекционного занятия.Доказательность основных положений лекции, отражение неразрывной связи теории с практикой (на примерах использования теоретических положений для решения практических задач дисциплины и специальности). Применение эффективных средств представления и объяснения учебного материала (плакаты, ТСО, действующие макеты, компьютерная графика, виртуальные объекты и пр.). Деление лекционного материала в процессе его изложения на логически завершенные и наилучшим образом усваиваемые студентами информационные дозы, использование при изложении лекционного материала прогрессивных методов и средств изложения: сопоставление, парадоксов, эвристического, проблемного, выделение объектов познания дисциплины, разработка оптимальных схем их изучения. Использование методов и средств максимальной формализации и сжатия лекционной информации без снижения уровня ее значимости – научной и практической полезности. Востребование, многократное применение, закрепление и углубление изученного лекционного материала. Использование эффективных приемов формирования учебного материала в конспектах студентов, применение пассивного и активного раздаточного материала. Высокая информативность, доступность и познавательность методов и средств самоподготовки студентов к лекционному занятию, само формирования базовых знаний и умений, и их само диагностики. Необходимая и достаточная консультационная обеспеченность процесса подготовки студента к лекционному занятию.
4.Необходимая и достаточная материально-техническая обеспеченность этапов подготовки и проведения лекционного занятия. Наличие и достаточность методической, учебной, нормативно-справочной, технической, программной и др. литературы для самоподготовки студентов к лекционному занятию, самооценки достигнутого уровня базовых знаний и умений, включая компьютерные средства самообучения и самоконтроля; специальной аудитории для проведения лекционных занятий, оборудованной новейшими средствами представления и объяснения лекционной информации, соответствующей современным санитарным, гигиеническим и эргономическим требованиям, обеспечивающим оптимальные условия студентам для учебной деятельности и предупреждающим физическое и умственное утомление студентов.
5.Подготовленность преподавателя к лекционному занятию.
Наличие у преподавателя:
- необходимой квалификации, лекторского мастерства, знаний и умений в области преподаваемой дисциплины более широких по сравнению с учебником;
- сценария проведения лекционного занятия, моделирующего его этапы (от постановки цели и задач лекции… до подведения ее итогов) и обоснованно прогнозирующего их конечные результаты, методов (средств) активизации мыслительной деятельности студентов;
- конспекта лекции, необходимых дидактических средств, средств осуществления достоверной диагностики качества подготовки студентов к лекционному занятию, усвоения ими лекционного материала, объема и качества отображаемого учебного материала в конспектах;
- перечня вопросов и задач, приводимых на лекции для демонстрации возможности использования теоретического материала для решения практических задач в области дисциплины и специальности;
- обоснованных мероприятий по минимизации влияния возможных отрицательных исходов каждого из этапов лекционного занятия;
- заданий на самостоятельную работу студентов по подготовке к последующей лекции и рекомендаций по ее выполнению.
6. Подготовленность студентов к лекционному занятию.
Наличие у студента:
- первичной информации о теме, цели и задачах лекционного занятия, практической полезности его материалов, области их использования;
- базовых знаний и умений, необходимых для восприятия, понимания и усвоения лекционного материала;
- средств для эффективного отображения лекционной информации в конспектах;
- заготовок, обеспечивающих выполнение в полном объеме запланированных преподавателем учебных работ, выполненных студентом в процессе подготовке с лекции.
7.Максимальная познавательная активность студентов на лекции –их заинтересованность: учебным процессом, его результатами, содержанием лекционного материала, в высокой производительности учебного труда и выполнении рекомендаций преподавателя.
8. Психологическая комфортность этапов подготовки и проведения лекционного занятия.
Создание комфортной психологической обстановки при подготовке студентов к лекции за счет:
- оптимального материально-технического обеспечения процесса самоподготовки, достаточности и эффективности консультационной поддержки со стороны преподавателя, минимизации непроизводительных затрат учебного времени студентов;
- учета психологических особенностей и психологического состояния студентов при подготовке к лекции и, особенно, в процессе ее проведения;
- умения преподавателя распределить свое внимание между всеми студентами, его самообладания, доброжелательности и справедливости;
- использования в процессе изложения лекционного материала эффективных средств активизации мыслительной деятельности студентов, обеспечивающих устойчивое внимание и понимание ими лекционной информации, развитие их познавательных способностей и мышления;
- выделение и как минимум, моральное поощрение при подведении итогов лекции студентов, активно и продуктивно работавших в процессе ее проведения.
9. Наличие и достоверность методов и средств диагностики качества базового уровня подготовленности студентов к лекции, усвоения ими лекционного материала, отображения его в конспектах, эффективности консультационно-корректирующих действий преподавателя.
10. Непрерывность оценки эффективности результатов каждого лекционного занятия, выявление его недостатков и их устранение; повышение научно-практической значимости и полезности лекционного материала; совершенствование методов и средств формирования в сознании и памяти студентов в процессе лекций теоретических знаний и умений их использования.
Использование и учет при подборе материалов лекции, разработке технологии ее подготовки и проведения:
- мнений кафедры, внешних экспертов, студентов;
- принципов и рекомендаций педагогики, психологии, теории воспитания.
Определение достоинств и недостатков каждой лекции, разработка и внедрение мероприятий по устранению последних.
Постоянная доработка лекционного материала с учетом передовых достижений науки и техники в области дисциплины и специализации.
Использование в процессе подготовки преподавателя к лекции методов педагогического моделирования и прогнозирования, разработка на их основе корректирующих наиболее вероятных воздействий на процесс изложения лекционного материала.
Постоянная доработка методов и средств формирования в сознании студентов знаний и умений на базе новейших достижений теории и практики педагогики, психологии и методики преподавания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3