Особенности логопедической работы после операции

Ринолалики, приступающие к логопедическим занятиям после уранопластики, по своему составу неоднородны. Это зависит от качества дооперационной подготовки на занятиях с логопедом и от результатов операции.

Результаты операции могут быть различными. В лучших случаях при уранопластике полностью восстанавливается мягкое небо, т. е. оно становится достаточно длинным и подвижным, так что при подъеме почти соприкасается с задней стенкой глотки (с валиком Пассавана). Чаще же мягкое небо и после уранопластики остается укороченным, а соприкосновения со стенкой глотки не происходит, вследствие чего полного небно-глоточного затвора не образуется. Иногда после операции на небе остаются свищи (несросшиеся участки неба), и возникает вопрос о повторной операции.

На занятия могут поступать больные:

· не проходившие дооперационной логопедической подготовки;

· проходившие частичную подготовку до операции и улучшившие свою речь;

· прошедшие полный курс дооперационных логопедических занятий по предлагаемой методике;

· получившие до операции логопедическую помощь по другим методикам.

Время поступления на логопедические занятия после уранопластики также может быть различным.

Учет всех этих факторов позволяет в каждом отдельном случае определять конкретные пути логопедической работы после уранопластики. Прежде всего — о значении результативности операции. С нашей точки зрения, в тех случаях, когда вновь созданное небо удовлетворяет и хирурга и пациента, повторная операция не нужна. Возможности логопедической работы позволяют компенсировать незначительные дефекты и добиваться правильной речи у ребенка без повторной операции.

Хирургическое вмешательство создает предпосылки к овладению ребенком правильной речью.

Логопед должен помочь ребенку научиться пользоваться речью в анатомически новых условиях. Для всех больных (прошедших или не проходивших дооперационную подготовку) необходимы логопедические занятия после уранопластики. Эта связано с тем, что анатомия мышечной ткани неба после операции изменяется, что может отразиться на качестве речи даже в случае ее полной нормализации до операции.

Дозировка занятий и их длительность в таких случаях варьируются, хотя принципы и методика их проведения остаются одинаковыми.

Если дооперационные занятия проводились по изложенной методике, то ребенок имеет полную возможность после операции говорить правильно. Иногда же требовалось лишь 5—6 занятий, чтобы помочь ему овладеть нормальной речью в новых условиях. Для этого повторялись артикуляции всех гласных и согласных звуков по тетради ребенка и при постоянном контроле за диафрагмальным дыханием и ротовым выдохом, проводилось закрепление навыка чистого произношения в обиходной речи. Сначала темп речи замедлялся; постепенно он нормализовался, и внимание больного направлялось на выразительность речи. Постоянный контроль за речью ребенка сначала осуществлялся логопедом, а потом родителями и лицами, окружавшими ребенка дома и в школе. Периодически логопед консультировал ребенка.

Необходимо следить за возможностями родителей в этом плане и направлять их работу. Сначала они должны контролировать только отработанный с логопедом и заученный ребенком материал (по тетради), постепенно они привлекаются к контролю за повседневной речью ребенка. Позднее выделяется специальное время для разговора с ребенком или заучивания каких-либо текстов. Так постепенно родители переходят к систематическому контролю за речью ребенка. Этот контроль должен осуществляться и учителями в школе.

Но, как было уже сказано, операция не всегда оказывает положительный эффект на качество речи.

Если ребенок занимался до операции с логопедом, но полной чистоты речи добиться не удалось, а после операции носовое звучание ее не исчезло, необходимо всю логопедическую работу начать заново по описанной системе дооперационной логопедической работы.

При наличии носового оттенка в речи ребенка нельзя использовать в качестве опорного ни одного звука. Несоблюдение этого правила может привести к тому, что эффект логопедического воздействия скажется только на качестве артикуляции звуков, акустическая же их характеристика так и останется дефектной.

На логопедических занятиях после уранопластики необходимо уделять большее внимание развитию слухового контроля и фонематического восприятия.

Для дошкольников, занимавшихся до операции с логопедом по описанной методике, можно ввести специальные занятия по подготовке к обучению грамоте. Это позволит в течение более длительного времени автоматизировать навыки правильной речи и предупредить в будущем нарушения письма.

Большое внимание в послеоперационной работе следует уделять участию мимических мышц в речи, предупреждению появления их излишней напряженности в процессе речи и возникновению синкинезий.

Итак, больные, занимавшиеся с логопедом до операции по описанной методике, после операции совершенствуют свои речевые навыки на более широком речевом материале, постепенно переходя к правильной речи во всех ситуациях.

Ринолалики, до операции занимавшиеся по другим методикам или совсем не получившие логопедической помощи, должны быть тщательно обследованы логопедом. При выборе пути воздействия учитываются их возможности и особенности дефекта речи. Если в речи ринолалика, поступившего на логопедические занятия после операции, нет носового оттенка, нет напряжения в лицевых и мимических мышцах, но отсутствует ряд звуков, то с ним можно заниматься как с дислаликом, т. е. использовать способы вызывания недостающих звуков.

При занятиях с больными после уранопластики, имеющими в речи хотя бы незначительный носовой оттенок, нужно проводить работу по описанной нами методике дооперационной работы.

Эта система позволяет устранить назальность в довольно короткие сроки и совершенно снимает неправильное участие в артикуляции мимических и лицевых мышц. На логопедических занятиях с детьми, впервые получающими помощь, нужно развивать слуховое внимание к речи, закреплять новые кинестетические и тактильные ощущения от вызванных звуков. При этом старый речевой стереотип постепенно заменяется новым.

Автоматизация навыков правильной речи, приобретенных ринолаликом на занятиях, проходит у каждого по-разному. Это может зависеть от ряда причин.

Ошибки, допускаемые ребенком при речевом общении, могут быть вызваны тем, что он преждевременно начал использовать в быту навыки, приобретенные на логопедических занятиях. При этом стойкость приобретенных навыков и их автоматизация нарушаются.

Иногда речевые ошибки связаны с тем, что логопед слишком рано доверил контроль за речью детей родителям. Родители, отмечая неправильность речи ребенка, не могут указать пути ее исправления. Возникает конфликт.

В отдельных случаях ребенок сам небрежно контролирует свою речь, т. е. он не уверен в необходимости следить за собой, а иногда просто сильно отвлекается и следит за собой только периодически.

Контакт логопеда и ребенка продолжается длительное время и после окончания логопедических занятий.

Это вызвано рядом причин.

Часто ринолалики делают косметические операции для ликвидации оставшихся дефектов носа и верхней губы. Обычно такие операции производятся в возрасте 18—20 лет. Иногда делается трансплантация (пересадка) ткани на губе. Период включения в деятельность верхней губы после трансплантации довольно длительный и постепенный.

В этот период у больного может появиться носовой оттенок в речи, так как в верхнем отделе речевого аппарата снова изменились условия: нарушилась привычная мышечная взаимосвязь.

После операции на губе для прохождения воздушной струи через ротовое отверстие требуется несколько большее раскрытие рта, чем раньше (до операции).

Логопедические консультации в данном случае будут полезны. Они могут сводиться к 3—5 беседам, но это необходимо, чтобы речь осталась нормальной.

Операция носа и исправление носовых перегородок тоже требуют послеоперационного наблюдения за речью.

Логопедическое и психотерапевтическое вмешательство требуется также и в период полового созревания, когда у детей изменяется голос.

В силу физиологических изменений в гортани и изменения дыхания в период полового созревания у подростков опять может появиться носовой оттенок в речи. Этот оттенок постепенно исчезнет, если он сам вспомнит о закономерностях нормальной речи, но часто в этот момент ему нужна помощь логопеда. Логопед выясняет его трудности и регулирует темп речи, артикулирование, выравнивает дыхание.

В это время в логопедической работе необходимо использовать зрительное восприятие, кинестетический и слуховой контроль. Широкое использование различных анализаторов позволяет добиться эффективных результатов в кратчайшие сроки.

Итак, логопедическая работа после уранопластики строится с учетом дооперационной работы и эффективности операции. Методы работы модифицируются в зависимости от особенностей речи пациента с учетом его психического статуса.

Основные направления, содержание и методы логопедической работы при ринолалии.

Направления.

- активизация деятельности артикуляционного аппарата

- формирование артикуляции звуков

- устранение назального оттенка голоса

- дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа

- нормализация просодической стороны речи

- автоматизация приобретённых навыков в свободном речевом общении

- упражнения по коррекции фонематического восприятия

- формирование морфологических и синтаксических обобщений

- преодоление дисграфии

- развитие связной речи

Методики.

А.Г.Ипполитова

- формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха

- формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков без включения голоса и фрикативных глухих согласных

- дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков и аффрикат

- формирование мягких звуков

Л.И.Вансовская

- передние гласные и,э

- остальные гласные

- соноры

- щелевые и смычные согласные

С.Л.Таптапова (для взрослых)

- режим молчания (произнесение про себя гласных звуков). Это снимает гримасы и подготавливает произношение без назализации.

Содержание.

1. Обследование.

- наличие и степень нёбно-глоточной недостаточности

- рубцовые изменения твёрдого и мягкого нёба, его длина

- характер контакта с задней стенкой глотки( пассивный, активный, функциональный)

- зубочелюстные аномалии

- особенности моторики артикуляционного аппарата

- наличие компенсаторных мимических движений

2. Развитие движений мягкого нёба.

- массаж мягкого нёба для сглаживания и большей эластичности послеоперационного рубца.

- активизация мягкого нёба ( глотание воды маленькими порциями, имитация позёвывания, полоскание горла теплой водой маленькими порциями, покашливание, утрированное произнесение гласных звуков на твёрдой атаке высоким тоном голоса)

3. Устранение назального оттенка

- работа над дыханием ( вдох и выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох и выдох ртом, дутьё на ватку)

- гимнастика для губ и щёк ( надувание, втягивание щёк, сосательные движения, улыбка, вытягивание губ, поднимание, опускание, вибрация губ, удерживание губами карандаша)

- гимнастика для языка (традиционная артикуляционная гимнастика)

4. Постановка звуков и развитие фонематического восприятия

- а, о, у, э – артикулируются без голоса

- громкое произнесение а э, аа ээ, ааа эээ

- отрывистое произнесение гласных по 2-3 звука в разной последовательности

- произнесение гласных с небольшими паузами

- произнесение согласных изолированно, в обратных слогах, в прямых слогах (п, ф, в, т, к, х, с, г, л, б, д, з, ш, р, ж, ц, ч)

(при закрытой ринолалии – протяжное утрированное произнесение гласных звуков перед назальными звуками)

Наши рекомендации