Складывание картинок из частей. Разбиение плоских фигур на равные и неравные части
Www.intellect-dvd.ru/triz-preschooler.htm
200 упражнений для развития образного мышления у школьников 38стр ++
Введение.. 3
Зачем надо развивать образное мышление?. 4
Примеры феноменальной образной памяти некоторых художников. 4
Разглядывание клякс.. 6
Вопросы и упражнения для развития образного мышления. 7
Обратное рисование.. 7
Задачи на отсечения и вырезы.. 7
Проекции (тени) на плоскость. 8
Деформация фигур.. 10
Диспропорции.. 10
Задачи на разрезания и складывания. 10
Изучение объемных фигур.. 12
Прямые и кривые линии в пространстве.. 13
Отливки.. 13
Отпечатки.. 13
Развертки поверхности.. 14
Распиливания, разрезания, сечения объемных фигур.. 14
Пантомима.. 15
Упражнения на вспоминание образов. 16
Маршруты транспорта вашего города.. 18
Чтение слов по зрительной памяти. 18
Упражнения для развития пространственного представления. 19
Вращение линий и фигур.. 20
Качение плоских фигур.. 21
Фигуры, образованные точкой, совершающей два движения. 22
Интересные игры.. 22
Муха на конусе.. 22
Паук и муха.. 23
Игра “Морской бой”. 23
Игра в шашки и шахматы “вслепую”. 24
Задача на плоскостное представление.. 24
Задачи для развития образного мышления. 25
Может ли быть такое?. 27
Сложите буквы из букв. 28
Оценка уровня развития образного мышления. 29
Воспроизведите по памяти.. 30
Задачи для развития объемного представления. 31
Теорема «100 быков».. 36
ПРОТЯЖКА.. 36
Нарисуйте пословицу. 37
ЛИТЕРАТУРА.. 37
Введение
У малышей прекрасная образная память, её надо сохранить и развивать, а затем, на этой врожденной базе, развивать сильное образное мышление.
Образ (по С.И. Ожегову) - это вид, облик, а также результат отражения предметов и явлений материального мира в сознании, это наглядное представление.
Образное мышление - это процесс отражения действительности в виде образов, (зрительных, звуковых, обонятельных, осязательных…), в отличие от логического мышления, когда действительность отражается в виде суждений и понятий, и в отличие от наглядно-действенного мышления, предполагающего практические действия с предметами. Оперирование образами предметов помогает наглядно представить и понять ситуацию или задачу, а потом ее быстро и правильно решить. Образное мышление вырабатывает отзывчивость на прекрасное и на безобразное в жизни и в искусстве. Образное мышление нужно всем: конструкторам, дизайнерам, художникам, писателям, изобретателям, ученым...
Представление образа – это воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий. Пространственное представление - это умение видеть и представлять мир трехмерным, объёмным, цветным, меняющемся во времени и в пространстве. Человек может представить то, что есть и даже то, чего нет в жизни, а художник даже может изобразить то, чего нет в жизни (Сальвадор Дали, Хиеронимус Босх...). Но прежде чем рисовать что-то, он должен представить это в голове, в сознании. А еще раньше, он должен заложить образы в свое сознание!
Зачем надо развивать образное мышление?
Мышление образами необходимо:
-Для решения любых задач, ибо оперирование образами помогает наглядно представить практически любую ситуацию задачи.
-Для формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и на безобразное в жизни и в искусстве.
Еще Ян Коменский (1592-1670) отмечал чрезвычайную важность наглядности в обучении детей. В своей книге "Мир чувственных вещей в картинках" он привел 150 кратких статей, каждая из которых была снабжена рисунком автора.
Примеры феноменальной образной памяти некоторых художников.
Еще раз отметим важность хорошо развитого образного мышления для художников.
Живописец-маринист Иван Айвазовский рисовал море и волны по памяти, Английский художник Джошуа Рейнольдс писал портреты по памяти. Русский живописец Николай Ге по памяти написал интерьер комнаты в картине «Петр I допрашивает царевича Алексея», только один раз побывав в этой комнате в Петергофском дворце.
Как развивать образное мышление
Перечислим способы развития образного мышления:
Созерцание природы,
Посещение музеев, рассматривание шедевров - картин, скульптур, графики, архитектурных сооружений...
Складывание картинок из частей. Разбиение плоских фигур на равные и неравные части,
4. Рисование с натуры и по памяти. (так, Дидро говорил: "Страна, в которой будут учить рисовать так же, как считать и писать, превзойдет все другие страны в науках и ремеслах". В некоторых наших школах исключают рисование! А в детских садиках и дома ребенок мало рисует, это преступление!).