Практические методы обучения. Специфика их реализации в условиях школы, реализующей АООП

Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования. Воспитания и развития.

1. Игра – как метод обучения широко применяется в дошкольной педагогике. В условиях школы, реализующей АООП, методика применения дидактических игр в определенной мере разработана для младших классов на уроках математики, русского языка, труда, рисования и физкультуры.

Дидактические игры применяются для закрепления и повторения пройденного, но иногда включаются на этапе подготовки к усвоению нового материала. Использование игр позволяет заинтересовать детей, вызвать положительные эмоции, что повышает эффективность обучения.

В младших классах важное место занимают игры, направленные на коррекцию восприятия, внимания, ориентировку в пространстве, осуществление анализа и сравнения.

В зависимости от учебного предмета на уроках применяются дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, моделирование реальных ситуаций ….

Условия для использования игр:

- доступность по сюжету и движениям

- интересны для учащихся

- тесно связаны с программным материалом, темой урока

- подобраны с учетом психофизических и возрастных особенностей детей

- проведение подготовительной работы, направленной на уяснение правил игры, сюжетно линии, конечной цели

- учитель должен руководить игрой, оказывать дифференцированную помощь детям, при необходимости совместно с учениками выполнять игровые действия

- хорошее оснащение игр

2. Упражнения – применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков. Используются при обучении разным предметам.

Упражнения бывают:

- в зависимости от целей обучения обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные)

- по месту оформления – классные и домашние

- по форме словесного выражения – устные и письменные

- по мыслительным операциям учеников – аналитические, аналитико-синтетические, синтетические

- по степени самостоятельности – в которых воспроизводится усвоенный материал, применяются знания в новых условиях, творческие работы.

На уроках русского – грамматические и орфографические упражнения,

на математике – решение задач и примеров, построение чертежей

на географии, истории – работа с картами

на физкультуре – общеразвивающие, ритмические, дыхательные упражнения

на трудах – ознакомительные и тренировочные упражнения для отработки двигательных приемов.

Упражнения сочетаются с объяснением, беседой, рассказом, демонстрацией, игрой, лабораторной работой, применяются при работе с учебником.

Эффективность упражнений зависит от:

- сознательности выполнения учащимися задания (это сложно для УО, так как нарушения ВНД)

- использования педагогических приемов, подводящих учеников к пониманию конкретной задачи, актуализирующих их знания и опыт, пробуждающих заинтересованность к работе – должны усвоить, что прежде чем приступить к работе, нужно прочитать задание, вспомнить на какое правило задание, прочитать правило. Посмотреть образец выполнения задания, попросить помощь при затруднениях, выполнить задание, контроль правильности своей работы

- соблюдение определенной последовательности в подборе упражнений – в школе, реализующей АООП, это выбор подготовительных упражнений для пропедевтического этапа обучения на уроках русского (упр для развития фонематического восприятия), математики, рисования, труда. С постепенным повышением трудности, от легкого к трудному – постепенно. Повторение определенных типов упражнений на ограниченном учебном материале.

- разнообразие упражнений, чтобы избежать механической работы учеников, формировать применение упражнений в разных условиях

- постепенное сокращение помощи учителя – развитие самостоятельности у учеников

Упражнения должны быть связаны с жизнью, практической деятельностью учащихся (использовать материалы с уроков труда, СБО, экскурсий на производство, в природу).

3. Лабораторно-практические работы –применяются как метод приобретения новых знаний (но могут применяться и для закрепления). Сочетаются с беседой, объяснением, наблюдением, демонстрацией.

Способствуют целенаправленному наблюдению, умению выделять существенные признаки и свойства, делать выводы на основе результатов опытов. Лабораторные работы проводятся после сообщения теоретических знаний – как подтверждение сказанному, иногда могут быть вначале, как приобретение знаний на основе проведенных опытов, под руководством учителя.

Для эффективности необходимо:

- тщательная подготовка, последовательность: знакомство с лабораторным оборудованием и пользованием им – выполнение опытов по показу учителя и словесной инструкции – по словесной инструкции и частичной помощью – самостоятельно по словесной инструкции

- работа может заканчиваться обобщающей беседой или выполнением учениками задания

- опыт должен быть прост и доказателен, учащиеся должны быть подготовлены к его проведению.

4. Практические работы – предметная деятельность учащихся, связанная чаще всего с выработкой определенного умения. На математике – это измерения с помощью различных инструментов, построения, взвешивания, на предметных уроках – уход за комнатными растениями, посадка семян, сор семян для подкормки птиц. Проводятся с постепенным увеличением доли самостоятельности. Фронтально, группой, но каждый ученик подготовлен к работе и обеспечен ею.

5. Самостоятельные работы –особый вид фронтальной, групповой, индивидуальной деятельности учащихся, под руководством учителя, но без непосредственного участия учителя.

4 типа сам. работ:

- по образцу, репродуктивные - (воспроизводящие),

- вариативные – переходные от воспроизводящих к творческим.

- творческие.

При обучении УО самостоятельные работы рекомендуются в основном для закрепления знаний, формирования умений и навыков и как контроль усвоенного ими, иногда – до объяснения нового – выяснить уровень подготовленности.

Задания должны быть посильными ученикам и разнообразны. Помощь учителя вначале деятельная и дифференцированная, затем постепенно сокращаться.

Основное условие – систематичность и последовательность, различная по типам и сложности, переводящая учеников от подражательной непродуктивной деятельности к репродуктивной и в некоторой мере творческой – т.е. работы по образцу (сознательное действие уже известным способом – научатся определять задачи деят-ти, работать в соответствии с заданными условиями, контролировать себя) – репродуктивные задания (активизация умственной деят-ти, перенос имеющихся знаний в новых условиях, припомнить предыдущие работы по образцу с частично аналогичными требованиями, больше самостоятельности) – продуктивные задания (трудны для УО, поэтому в школе, реализующей АООП, предлагаются простые вариативные задания с элементами творчества).

6. Методы работы с техническими средствами обучения (ТСО) –для УО – кинопособия, средства звукозаписи. Чаще всего используются – диафильмы, немые кинофильмы, диапозитивы, предназначенные для начальной школы. УО утомляемы, длительность показа учебных фильмов в мл. классах – до 15 мин, в старших – 20-25 мин.

Важна подготовка учителя к уроку – просмотреть фильм, отобрать нужные кадры, подготовить вопросы учащимся, продумать целесообразность применения других методов обучения. До просмотра и после него необходимо проведение бесед. В ходе просмотра с помощью вопросов привлекать внимание к главному, важному в познавательном отношении материалу.

Возможно использование эпидиаскопа – для показа чертежей, рисунков, иллюстраций из книг, кодоскопа – для демонстрации на уроках математики, черчения построения чертежей, схем.

Использование дисков с текстом, перед прослушиванием дается установка, на что обратить внимание, что запомнить.

Наши рекомендации