Уровень - 10-14 б.
Уровень - 15-19 б. – школа привлекает больше внеучебными сторонами
(общение с товарищами)
Уровень - 20-24 б. – хорошая школьная мотивация
Уровень - 25-30 б. – высокий уровень школьной мотивации, учебная активность.
САМООЦЕНКА УЧАЩЕГОСЯ
Методика ДЕМБО – РУБИНШТЕЙН
Перед вами 10 горизонтальных линий со словесными индексами в начале и в конце каждой линии (по 5 см). Сосредоточьтесь, пожалуйста, и представьте, что на каждой из этих линий вы располагаете людей, живущих сейчас на земле. Люди, конечно, разные. Среди них есть больные и здоровые, робкие и смелые, умные и глупые, словом, обладающие множеством разных особенностей. Представленные вам линии условно изображают 10 наиболее важных черт-характеристик личности.
Слева на каждой линии обозначают самые низкие оценки конкретного качества или свойства личности, справа – самые высокие. Оцените себя по предложенным характеристикам
БОЛЬНЫЕ 1---2---3---4---5---6 ЗДОРОВЫЕ
ГЛУПЫЕ 1---2---3---4---5---6 УМНЫЕ
ЗЛЫЕ 1---2---3---4---5---6 ДОБРЫЕ
ЛЖИВЫЕ 1---2---3---4---5---6 ПРАВДИВЫЕ
НЕОБЩИТЕЛЬНЫЕ1---2---3---4---5---6 ОБЩИТЕЛЬНЫЕ
РОБКИЕ 1---2---3---4---5---6 СМЕЛЫЕ
НЕКРАСИВЫЕ 1---2---3---4---5---6 КРАСИВЫЕ
НЕСЧАСТНЫЕ 1---2---3---4---5---6 СЧАСТЛИВЫЕ
НЕЛЮБИМЫЕ 1---2---3---4---5---6 ЛЮБИМЫЕ
ПЛОХИЕ 1---2---3---4---5---6 ХОРОШИЕ
Суммируется результат по всем 10 характеристикам.
Адекватная 40 -50; с тенденцией к завышенной 46 – 55; явно завышенная 56-60, явно заниженная 20 -10, с тенденцией к заниженной 39- 21.
ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Методика Филлипса
Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны с ним, или « - », если не согласны.
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что ты говорил?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто на твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли тои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты выслуживаешься?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников, которые не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
При обработке результатов выделяются вопросы, ответы на которые совпадают с ключом теста. Ответы, совпадающие с ключом, - это проявление тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число совпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадении по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
ФАКТОРЫ | № ТРЕВОЖНОСТИ |
1. Общая тревожность в школе | 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 Е = 22 |
2. Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 Е = 11 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 Е = 13 |
4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45 Е = 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26 Е = 6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3, 8, 13, 17, 22 Е = 5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9, 14, 18, 23, 28 Е = 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 Е = 8 |
Ключ к вопросам: « + » - ДА, « -- » - НЕТ.
1) +,
2) +,
3) +,
4) +,
5) +,
6) +,
7) +,
8) +,
9) +,
10) +,
11) --,
12) +,
13) +,
14) +,
15) +,
16) +,
17) +,
18) +,
19) +,
20) --,
21) +,
22) --,
23) +,
24) --,
25) --,
26) +,
27) +,
28) +,
29) +,
30) --,
31) +,
32) +,
33) +,
34) +,
35) --,
36) --,
37) +,
38) --,
39) --,
40) +,
41) --,
42) +,
43) --,
44) --,
45) +,
46) +,
47) +,
48) +,
49) +,
50) +,
51) +,
52) +,
53) +,
54) +,
55) +,
56) +,
57) +,
58) +.