Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников
Педагогическая деятельность отличается от деятельности других людей, это деятельность особого рода. Феномен её состоит в постоянном требовании к росту как личностного, так и профессионального уровня. В тоже время имеются показатели качественные характеристики, общие для всех педагогических работников. Самобытность, индивидуальность, неповторимость, наличие индивидуального стиля, оригинальность взгляда на окружающую действительность сегодня в учителе как никогда ценится. Учительская индивидуальность, как правило, складывается не случайно, а в результате упорной работы над собой, умения анализировать свои действия и поступки, управлять собой, определять свои сильные и слабые стороны во взаимодействии с учащимися. Умение соблюдать социальные нормы и требования к личности педагога и в то же время проявлять свою индивидуальность - важный показатель профессионализма современного учителя.
Развитие личностного потенциала достигается посредством самовоспитания, профессионального образования, повышения квалификации. Специфика этого процесса заключается в желании человека наращивать свой потенциал. Здесь закономерно употребление понятий профессиональное самовоспитание, профессиональное самообразование, профессиональное самообучение. Содержание технологического обучения предполагает реализацию новых подходов в педагогической деятельности учителя. Это требует от него активного освоения инновационной педагогической практики, обновления способов, форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, освоение новых технологий обучения. Следовательно, особую роль приобретают такие качества личности педагога как готовность к принятию профессионального опыта учителей-новаторов, профессиональная открытость, обучаемость, самостоятельность творческих поисков.
Специфика содержания деятельности учителя технологии предполагает наличие обозначенных качеств и отражена в функциональных характеристиках, направлениях его деятельности и её результате. Однако в требованиях, предъявляемых к личности учителя технологии, в данном контексте, обозначены лишь организаторские способности, что явно не достаточно для успешной профессиональной деятельности учителя в современных условиях. Вместе с тем, наличие таких способностей как прогностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, необходимо современному учителю технологии, а их развитие в процессе профессиональной деятельности сегодня обретает особую актуальность.
Высокий уровень сформированности обозначенных способностей у учителя предполагает возможность передачи этих способностей учащимся. Вместе с тем, формы и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, представленные в рамках традиционной методики, явно не соответствуют заявленному результату деятельности учителя. Формирование такого качества, как "освоение проектной деятельности..." безусловно, активных методов обучения (метод проектов, метод мозговой атаки, метод морфологического анализа, функционально-стоимостный анализ, деловая игра, учебный эксперимент и др.).
Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при определенной организации труда школьников.
Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется, эстетическое и физическое воспитание личности учащихся. Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать деятельность и многое другое. Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.
В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета и самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание.
Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но и не исключая ее. В этом я вижу будущее трудового обучения.
Заключение
Итак, подводя итог данной курсовой работы, можно сделать следующий
вывод, что трудовая деятельность является одним из важных факторов
воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.
Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в
последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как
с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума.
В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее. В этом я вижу будущее трудового воспитания.
Список использованной литературы
1. Макаренко А.С. Сочинения, т.4.
2. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М., 1975г.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1985.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика, М. 1998.
5. Крутецкий В.А. Психология, 1996.
6. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М. 1979.
7. Развитие трудового творчества у младших школьников: Кн. для учителя/Под ред. П.Н.Адрианова, М.А.Галагузовой. – М.: Просвещение, 1990.
8. Вайсбург А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия: Пособие для учителя / Под ред. М.И.Махмутова. – М.: Просвещение, 1986.
9. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 1992.
10. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников?" 1991, №12
11. Воспитание школьников в труде под редакцией А.А. Шибанова: М, 1996.
12. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьников, М, 1997.
13. Зорова О.А. Нравственные и эстетические факторы в трудовом воспитании, Мн. 1986.
14. Педагогика: под ред. В.В.Белорусовой и И.Н. Решетель, 2-е изд., М. 1996.
15. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания, М. 1992, № 7-8
16. Подросток в семье, сост. И.Я. Наумченко, Н.Ф. Яковлев, Мн. 1993.
17. Новожилов Э.Д. Трудовая подготовка школьников в период экономической реформы, 1992, № 1-2.