Ритмические упражнения и игры под музыку
«Зайцы и медведь». Русская народная мелодия.
«Летчики, следите за погодой». Музыка М. Раухвергера.
«Воробышки и автомобиль». Музыка М. Раухвергера и Г. Фрида.
«Жмурки». Музыка Ф. Флотова.
«Кто у нас хороший?» Музыка А. Александрова.
«Мы на луг ходили». Музыка А. Филиппенко.
«Кошка и котята». Музыка М. Раухвергера.
«Карусель Камаринская». Обработка Т. Ломовой.
«Мячи». Музыка Т. Ломовой.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- высокие и низкие звуки;
- музыкальные инструменты и их звучание (баян, гитара);
Учащиеся должны уметь:
- исполнять с сопровождением учителя простые, хорошо знакомые песни;
- исполнять выученные песни ритмично и выразительно;
- сохранять правильное формирование гласных при пении.
IV класс (10– 12 лет)
(35 час.)
Пение
Продолжать учить детей различать звуки по высоте в мелодии. Учить выразительно исполнять выученные песни, чувствовать простейшие динамические оттенки (громко - тихо). Вызывать желание исполнять песни, разученные ранее, петь их выразительно. Учить различать движение мелодии вверх и вниз, выполнять попевки с долгими и короткими звуками. Учить хоровому пению с солистами.
Слушание музыки
Воспитывать у детей активность в процессе музыкальной деятельности. Учить различать танцы (вальс, полька, народный танец), разнообразные по характеру народные песни. Учить определять вступление песни. Учить различать музыкальные инструменты по их звучанию: аккордеон (баян), фортепьяно, гитара. Привлекать внимание к изобразительным средствам музыки.
Музыкально-ритмические упражнения
Двигаться в соответствии с контрастным характером музыки; двигаться в умеренном и быстром темпе; начинать и оканчивать движение с музыкой, менять движение в соответствии с двухчастной формой: ходить под музыку спокойно, бодро; бегать, подпрыгивать, делать движения с флажками, платочками (вверх, в сторону направо, в сторону налево, вниз), пружинить ногами, слегка приседая; перестраиваться из круга врассыпную и обратно; двигаться парами по кругу в плясках и хороводах.
Примерный музыкальный материал для пения
«Скрипочка поет». Музыка В. Иванникова, слова А. Бродского.
«Ловкие ручки». Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Островского.
«Савка и Гришка». Белорусская народная песня.
«Песенка про звездочку». Музыка М. Иорданского, слова
З. Александрова.
«Зайчик». Музыка К. Волкова, слова Сатуновского.
«На парад идем». Музыка Р. Рустамова, Э. Фоминой.
«Снежок». Музыка Ю. Слонова, слова П. Воронько.
«Дед Мороз». Музыка В. Корзина, слова В. Викторова.
«Елочная песня». Музыка Т. Попатенко, сл. В. Донниковой.
«Санки». Музыка М. Красева, слова О. Высоцкой.
«Про кота». Музыка Е. Веврика, слова А. Чуркина.
«Песня о маме». Музыка В. Витлима, слова А. Пассовой.
«Для кого мы поем». Музыка В. Иванникова, слова О. Фадеевой.
«Веснянка». Украинская народная песня.
«Пришла весна». Музыка В. Тиличеевой, слова М. Ивенсен
«Первомайская песня». Слова и музыка М. Красева.
«Праздничная». Музыка Н. Бахутовой, слова М. Чарной.
«Мир нужен всем». Музыка В. Мурадели, слова С. Богомазова.
«Мишка с куклой пляшут полечку». Слова и музыка М. Качурбиной.
Музыкальные произведения для прослушивания
«Вальс». Музыка Д. Кабалевского.
«Мотылек». Музыка С. Майканара.
«Три синички». Чешская народная песня.
«Кукушка». Музыка М. Красева, слова М. Клоковой.
«Осень». Музыка П. Чайковского, слова А. Плещеева.
«Нас много на шаре земном». Музыка А. Александрова.
«Детская полька». Музыка М. Глинки.
«Марш». Музыка С. Прокофьева.
«Вальс». Музыка И. Леви.
«Болезнь куклы», «Новая кукла». Музыка П. Чайковского.
«Кавалерийская». Музыка Д. Кабалевского.
«Пограничники». Музыка В. Витлина.
«Пьеса». Музыка Б. Бартока.
Ритмические упражнения и игры под музыку
«Пляска парами». Латвийская народная мелодия.
«Зайчики и лисички». Музыка Г. Финаровского.
«Солнышко и дождик». Музыка М. Раухвергера, Б. Антюфеева.
«Медведь». Русская народная мелодия.
«Пляска с султанчиками». Украинская народная мелодия.
«Найди себе пару». Музыка Т. Ломовой.
«Лихие наездники». Русская народная мелодия.
«Ищи игрушку». Музыка Л. Шапошникова.
«Приглашение». Украинская народная мелодия, обработка Г. Теплицкого
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- высокие и низкие, долгие и короткие звуки;
- музыкальные инструменты и их звучание (баян, гитару, фортепьяно);
- характер и содержание музыкальных произведений.
Учащиеся должны уметь:
- исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль;
- различать песню, танец, марш.
V класс (11– 13 лет)
(35 час.)
Пение
Закреплять навыки певческой установки, приобретенные в предыдущих классах. Пропевать гласные звуки на распевках.
Выразительно петь, с выполнением динамических оттенков. Петь песни маршевого характера.
Уметь петь выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя необходимый строй и ансамбль.
Слушание музыки
Воспитывать активность в восприятии музыки. Учить детей различать знакомые танцы по их мелодии, по ритмическому рисунку. Уметь различать мелодии и сопровождение в песне. Учить различать виды хоров (детский, женский, мужской). Знакомить с массовыми песнями И. Дунаевского,
Д. Кабалевского и др. С целью эмоционального восприятия знакомить с произведениями П. Чайковского, В. Моцарта и др.