Современные технологии в развитии связной речи младших школьников с нарушениями интеллекта
В настоящее время перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых современных технологий. Разумеется, эти технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
Сегодня использование современных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить эффективность образования. Разнообразие средств дает возможность организовать одновременно обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, различным уровнем мотивации к обучению. Традиционная схема «учитель – ученик – учебник» становится недостаточно эффективной в новой образовательной среде. Использование современных технологий открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого.
Проблема формирования речи у младших школьников с нарушением интеллекта на сегодняшний день является актуальной. Формирование и развитие речи у данной категории детей является важной и трудной решаемой задачей.
Современные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Они сочетают прогрессивные креативные технологии, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
К современным технологиям развития связной речи младших школьников с нарушением интеллекта можно отнести:
1. использование информационно-компьютерных технологий;
2. мнемотехника;
3. логоритмика;
4. пальчиковые игры в сухом бассейне.
Информационно-компьютерные технологии – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний [1, 56].
В работе по развитию связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта с применением компьютерных технологий можно использовать следующие варианты:
- составление предложений из слов по картинке, по схеме;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- рассказы по цепочке;
- игры типа: «Чего не стало?», «Покажи и назови», «Чего не хватает?».
Применение компьютера влияет на мотивацию учащихся, проявляет свою оригинальность, задать вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации.
Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.
Мнемотехнология – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов [2, 102].
В ходе использования приема наглядного моделирования школьники знакомится с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заменителей могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- силуэты;
- пиктограммы;
- планы и условные обозначения, используемые в них.
Мнемотаблицы – это схема, в которую заложена необходимая информация и основываются на педагогическом принципе от простого к сложному. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Использование мнемотехники для школьников сегодня становится всё более актуальным.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений. Здесь используются схематические изображения, подбираются рисунки желательно на каждую строчку стихотворения [3, 78].
О значении логоритмики для развития связной речи младших школьников с нарушением интеллекта написаны труды ученых и педагогов: Бабушкиной Р.Л. и Кисляковой О.М., Волковой Г.А., Картушиной М.Ю., Аксаковой Т.Ю., Макаровой Н.Ш., Шашкиной Г.Р., они подчеркивали влияние ритма на психологические механизмы речи.
Большое значение для развития связной речи имеют речедвигательные игры и упражнения, которые включают в себя пальчиковую гимнастику, речевые игры и ролевые стихотворения. Они устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок. Проведение игр и упражнений сопровождается музыкой, счётом, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий используются погремушки, трещотки, «шумелки» или музыкальные инструменты.
Элементы логоритмики успешно дополняют и модернизируют такие традиционные методики, как обучение рассказыванию и пересказу. Открываются возможности создавать новые интересные и увлекательные логоритмические игры, применять ранее не используемые формы работы [4, 125].
Пальчиковые игры в воде, сухом бассейне.
Игра – от один из лучших способов развития связной речи детей с нарушением интеллекта. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.
Целенаправленная, организованная комплексная коррекционная работа, включающая в себя предложенные современные технологии, направленная на развитие связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта способствуют повышению уровня развития их связной речи.
С применением приведенных выше технологий, связная речь детей станет отличаться разнообразием используемых языковых средств, а также структурностью и последовательностью.
Список литературы
1. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И. Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 112 с.
2. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л. В. Омельченко. // Логопед. – 2008. – № 4. – С. 102-115.
3. Давьщова, Т. Г. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] / Т. Г. Давьщова, В. М. Ввозная. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – № 1. – 2008. – 210 с.
4. Медведева, Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблема-ми в развитии и коррекционная ритмика. [Текст] / Е. А. Медведева [и др.]; Под ред. Е. А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.