Самостоятельная работа студентов. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов может включать следующие виды
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов может включать следующие виды деятельности:
• подготовку к семинарским занятиям;
• конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
• проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);
• работу со словарями, энциклопедиями;
• изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку;
• составление педагогического словаря;
• подготовку видеопрезентаций;
• подготовку к контрольным работам, экзамену.
Кол-во часов | Разделы, темы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика реферативной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. | ||||||||||||||||||||||||||
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | ||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. «Методологические основы педагогики» | |||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. «Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке» 1. Педагогика как область гуманитарного, антропологического знания. 2. Объект и предмет педагогики. 3. Задачи и функции (теоретическая, практическая, прогностическая) педагогической науки. 4. Структура современной педагогической науки. 5. Традиции и преемственность в развитии идей гуманистической педагогики. Задания: 1. Установите иерархию следующих определений педагогики, начиная с самого общего и кончая самым частным. Проставьте соответствующие цифры напротив определений: 1) педагогика – искусство воспитателя воздействовать на воспитанника с целью формирования его мировоззрения; 2) педагогика – наука о воспитании; 3) педагогика – часть общественной культуры; 4) педагогика – наука о воспитании и обучении детей; 5) педагогика – наука о проблемах образования и обучения детей. 2. В педагогический словарь студента впишите несколько (2-3) определений объекта и предмета педагогики. | |||||||||||||||||||||||||||
Тема 2. «Методология педагогической науки». 1. Понятие методологии педагогики. Уровни методологического знания. 2. Задачи методологии педагогики. Теоретическая и нормативная сторона методологии. 3. Методологические подходы в педагогике. Задания: 1. Выберите одну из представленных ниже тем педагогического исследования и создайте для неё методологический аппарат. 1). Влияние межличностных отношений на качество знания учащихся. 2). Влияние внеклассной работы по литературе (…) на уровень сплоченности коллектива класса. 3). Влияние использования игровой деятельности на уроках (…) на основные психофизиологические показатели учащихся. 4). ____________(Ваш вариант - по согласованию с преподавателем). Тема исследования _______________ Объект _________________________ Предмет ________________________ Цель ___________________________ Задачи __________________________ Гипотеза ________________________ Методы _________________________ | |||||||||||||||||||||||||||
Тема 3. «Методы и технология организации педагогических исследований». 1. Понятие о методе исследования в педагогике. 2. Классификация методов исследования. 3. Теоретические методы педагогического исследования. 4. Эмпирические методы педагогического исследования. 5. Сущность и особенности организации педагогического эксперимента. 6. Отличие опытной исследовательской работы от экспериментальной исследовательской работы. 7. Технология организации педагогического исследования. Задания: 1. Изучите методы научного педагогического исследования и заполните таблицу (см. ниже):
2. Выберите одну из представленных ниже тем педагогического исследования и создайте для неё методологический аппарат. 1). Влияние межличностных отношений на качество знания учащихся. 2). Влияние внеклассной работы по литературе (физической культуре) на уровень сплоченности коллектива класса. 3). Влияние использования игровой деятельности на уроках по физической культуре (…) на формирование коммуникативной компетенции учащихся. 4). ____________(Ваш вариант - по согласованию с преподавателем). Тема исследования _______________ Объект _________________________ Предмет ________________________ Цель ___________________________ Задачи __________________________ Гипотеза ________________________ Методы _________________________ | |||||||||||||||||||||||||||
Тема 4. «Структура и категориально-понятийный аппарат современной педагогики» 1. Педагогика – сложная система самостоятельных научных дисциплин и научных отраслей. 2. Педагогические законы, закономерности. 3. Педагогические принципы. 4. Категориальный аппарат педагогической науки и его специфичность. 5. Функции и значение категориально-понятийного аппарата. 6. Основные группы категорий педагогики по В.В. Краевскому. Задания: 1.Составьте схему: «Структура педагогической науки». 2. Распределите перечисленные термины на группы согласно классификации, предложенной В.В. Краевским: человек, функция, воспитывающая ситуация, структура, противоречие, учебный предмет, уровень, культура, модель, гипотеза, время, сущность, преподавание, причина, фактор, практика, учение, воспитательная технология, развитие, образование, количество, воспитательное пространство, категория, дистанционное обучение. Что даёт такая классификация педагогу- исследователю? 3. Исключите из приведённых ниже перечней «лишний» термин. Обоснуйте свой вариант решения: а) образование, категория, обучение, воспитание; б) урок, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, система; в) объект, предмет, категориальный аппарат, понимание. 4. Проанализируйте категорию «образование» в трех аспектах: 1) как явление (социальное, культурное и др.); 2) как процесс; 3) как деятельность. | |||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. «Педагогический процесс как основная категория педагогики» | |||||||||||||||||||||||||||
Тема 5. «Педагогический процесс как система и целостное образование». 1. Понятие «педагогический процесс», его структура и функции. 2. Исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении. 3. Принципы целостного педагогического процесса. 4. Современные подходы к организации целостного педагогического процесса. Задание: 1.В левой колонке названыпринципы организации педагогического процесса, раскройте в правой колонке их содержание.
| |||||||||||||||||||||||||||
Тема 6. «Педагогические теории и концепции обучения и воспитания как предмет теоретической педагогики». 1. Сущность и классификация дидактических концепций. 2. Возникновение и развитие теорий обучения. 3. Понятие «образовательная технология». 4. Современные образовательные технологий, их классификация. 5. Понятие концепции воспитания. 6. Классические теории воспитания. 7. Современные концепции воспитания. Задания: 1. Заполните таблицу
2.Составьте тезисный конспект по теме: «Авторитарные и гуманистические теории воспитания». | |||||||||||||||||||||||||||
Тема 7. «Компетентностный подход к построению педагогического процесса». 1. Понятия «компетентность» и «компетенция», их взаимосвязь. 2. Болонский процесс - новый этап развития образования. 3. Характерные признаки компетентностного подхода в обучении и образовании. 4. Характеристика ключевых компетентностей. Задания: 1. Изучите раздел 4.1. «Ключевые и предметные компетенции» в кн. В.В. Краевского (см. список литературы № 27) и подготовить презентацию. 2. Составьте перечень компетенций, имеющих статус образовательных, моделирующих деятельность ученика для полноценной жизни в будущем. | |||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. «Образование как социокультурный феномен, педагогическая система и процесс» | |||||||||||||||||||||||||||
Тема 8. «Образование как социокультурный феномен, педагогическая система и процесс» 1. Многозначность термина «образование». 2. Образование как общественное явление и как педагогический процесс. 3. Функции образования. 4. Основные свойства современного образования. Задания: 1. Заполните таблицу
1. Проанализируйте и запишите главные отличия содержания образования в разных типах учебных заведений: лицей, гимназия, колледж. 2. По материалам журнальных статей последних лет подготовьте доклад о значении образования в вашей жизни. | |||||||||||||||||||||||||||
Тема 9. «Различные подходы к конструированию содержания образования». 1. Сущность содержания образования и его исторический характер. 2. Подходы к определению сущности содержания образования. 3. Современные принципы структурирования содержания образования. 4. Характеристика современных образовательных программ. Задания: 1. Заполнить таблицу
2. Изучить документы по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты «Начальное образование») и подготовить авторскую презентацию. Наши рекомендации
|