Формы организации обучения. Урок — основная форма организации обучения

К У Р С Л Е К Ц И Й

По дисциплине “Теория педагогики” (дидактика)

составитель: кпн, доцент

кафедры педагогики Савенко Т.Н.

Содержание

Содержание курса. 3

Тема 1. Педагогика как наука. 6

Тема 2. Методологические основы педагогики. 15

Тема 3. Личность как субъект и объект воспитания. 24

Тема 4. Дидактика — теория образования и обучения. 43

Тема 5. Содержание образования. 49

Тема 6.Тема 6. Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения. 65

.

Тема 7. Методы и средства процесса обучения. 72

Тема 8. Формы организации обучения. 85

Тема 9. Урок – основная форма организации учебного процесса. 99

Вопросы к зачету по теории педагогики. 120

Содержание курса

Теория педагогики

Тема 1.

Педагогика как наука. Методологические основы

Педагогики

Педагогика как сложная общественная наука о формировании личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания. Предпосылки возникновения педагогики как науки. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль научного знания. Вклад Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.А. Дистервега и др. в развитие педагогики.

Предмет педагогики, проблемы ее исследования. Основные категории педагогики.

Понятие о методологии педагогической науки. Основные методологические положения педагогики. Структура педагогической науки., дифференциация педагогики по отраслям. Место педагогики в системе наук о человеке, ее связь с другими науками. Методы педагогических исследований: эмпирические, теоретические, методы статистического анализа.

Тема 2.

Личность как субъект и объект воспитания

Понятие о социальной сущности личности, ее развитии и формировании. Современные подходы к проблеме развития и формирования личности школьника. “Концепция воспитания и образования в РБ” об “объект-субъектных”, “субъект-объект-субъектных” отношениях в педагогическом процессе. Основные факторы развития и формирования личности. Роль наследственности и среды в развитии и формировании личности. Воспитание как ведущий фактор развития и формирования личности. Роль активности личности в ее развитии и формировании.

Индивидуальные особенности развития личности школьника, их учет в педагогическом процессе.

Проблема возрастных особенностей развития личности в педагогике. Возрастные особенности развития личности школьника, их учет в процессе обучения и воспитания. Возрастная периодизация школьников.

Тема 3.

Дидактика — теория обучения

Понятие о дидактике. Предмет и проблемы исследования дидактики. Развитие и становление дидактики. Я.А. Коменский как основатель научной дидактики. “Великая дидактика” Я.А. Коменского. Вклад И.Г. Песталоцци, А.Дистервега, К.Д. Ушинского и др. в развитие дидактики. Исследование проблем дидактики современными учеными (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В. Занков, М.Н. Скаткин и др.).

Основные категории дидактики: образование, обучение, содержание образования, преподавание, учение.

Тема 4.

Содержание образования

Цели образования, их обоснование в дидактике. Понятие “содержание образования”. Факторы, воздействующие на определение содержания образования. Источники и принципы формирования содержания образования.

Исторические и современные тенденции развития содержания образования. Дидактические требования к содержанию образования, проблемы его совершенствования.

Документы, в которых находит отражение содержание школьного образования: учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия.

“Концепция образования и воспитания в РБ”, “Закон РБ об образовании” Сущность и особенности содержания образования в Беларуси на современном этапе. Основные направления реформирования современной школы в РБ.

Тема 5.

Процесс обучения. Структура, закономерности, принципы обучения.

Процесс обучения как часть целостного педагогического процесса. Сущность понятия “процесс обучения”, основные характеристики процесса обучения: целенаправленность, двусторонность.

Функции процесса обучения, их взаимосвязь. Структурные компоненты процесса обучения:

- целевой;

-мотивационный;

-операционно-деятельностный;

-контрольно-регулировочный;

-оценочно-результативный.

Основные этапы процесса обучения, их содержание. Структура учебно-познавательной деятельности учащихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение знаний на практике, обобщение и повторение, прочное усвоение учебного материала.

Понятие о закономерностях и принципах обучения, их взаимосвязь. Общие принципы учебно-воспитательного процесса. Система дидактических принципов. Характеристика специфических принципов обучения (научности, сознательности и творческой активности учащихся в процессе обучения, систематичности и последовательности обучения, прочности обучения, наглядности).

Тема 6.

Методы обучения

Методы обучения как система целенаправленных способов действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащихся. Проблема классификации методов в дидактике. Различные подходы к классификации методов обучения:

— по источникам получения знаний;

— по типам познавательной деятельности учащихся;

— по дидактическим задачам.

Характеристика основных методов обучения:

1. Методы устного изложения знаний учителем.

2. Методы закрепления изучаемого материала.

3. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала.

4. Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике.

5. Методы проверки и оценки знаний, контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Тема 7.

Формы организации обучения. Урок — основная форма организации обучения

Понятие о формах обучения и формах организации обучения. Из истории развития форм обучения, классно-урочной системы. Вклад Я.А. Коменского, А. Дистервега, К.Д. Ушинского в становление и развитие классно-урочной системы. Тенденции развития современных организационных форм обучения.

Урок как основная форма организации учебного процесса, определение сущности понятия “урок”. Классификация типов уроков. Структура урока, техника его проведения. Требования к современному уроку.

Другие формы организации обучения (экскурсии, факультативные занятия, практикумы, семинары, формы внеклассной учебной работы, домашний учебный труд школьников), их роль в общей системе обучения. Взаимосвязь других фор организации обучения с уроком.

Наши рекомендации