Тема 5. Педагогическая диагностика как средство оценки достижений ребенка дошкольного возраста
Диагностика – это особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления.
Вопросами диагностики занимались такие зарубежные деятели науки, как А. Анастази, А. Бине, О. Векслер, К. Ингенкамп, А. Керн, И. Шванцара, В. Штерн и др., а так же отечественные ученые Л.С. Выготский, Ю.З. Гильбух, К.М. Гуревич, Э.В. Дощицина, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.
Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание, определение». Педагогическую диагностику учёные рассматривают как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс, и определяются результаты деятельности, как ребенка, так и педагога. Задача диагностики – получить более полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации для воспитателей, психологов, родителей для подготовки детей к школьному обучению и выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования.
А.Г. Гогоберидзе понимает под педагогической диагностикой в ДОУ группу задач профессионально деятельности педагога, направленных на изучения фактического состояния и специфических особенностей субъектов образовательного процесса, а также прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования образовательного процесса.
Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
В образовательном учреждении используются следующие виды диагностик:
- психологическая;
- педагогическая;
- социологическая;
- медицинская
В зависимости от уровня педагогической диагностики И.В.Никишина выделяет такие виды диагностик:
- компонентная;
- структурная;
- системная
К.Ингенкамп выделяет такие этапы диагностики как:
- сравнение;
- анализ;
- прогнозирование;
- интерпретация;
- информирование о результатах диагностики и контроль за воздействием на объект диагностики различных диагностических методов
Информационная;
- оценочная;
- управленческая;
- ориентационная;
- коррекционная
- обслуживания научных исследований
К основным принципам педагогического диагностирования следует отнести:
- целостность;
- главного звена;
- объективность;
- детерминизма;
- анализа и синтеза
По степени «вмешательства» в поведение педагога выделяют:
- пассивные - наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документации;
- активные – диагностический эксперимент, создание ситуаций, анализ конкретных ситуаций
Мониторинг и диагностика имеют точки соприкосновения в таких признаках, как функции, принципы, этапы, методы, что подтверждает тесную взаимосвязь данных методов в процессе изучения образовательного процесса. Однако есть и существенные различия. Так, при единой для всех методов цели - изучение состояния образовательного процесса, способы ее достижения в каждом из методов специфично, что находит отражение в их сущностной характеристике. Мониторинг в отличие от диагностики, больше ориентирован на нормы и стандарты. Наряду с разнообразием подходов к характеристике мониторинга, диагностики наблюдается неоднозначность и в соотношении этих методов между собой: педагогическая диагностика может выступать в качестве метода педагогического мониторинга, т.е. соотноситься как частное и общее. Однако следует отметить, что соотношение методов может изменяться в зависимости от конкретных условий.
Р.С. Немов отмечает, что для того, чтобы психолого-педагогический эксперимент был достаточно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными. Такими считают методы, отвечающие следующим требованиям: валидность, надежность, однозначность и точность. Самыми важными из названных четырех критериев являются первые два: валидность и надежность, и если методика обследования им не соответствует, то ее вообще нельзя использовать как средство диагностики.
На наш взгляд, диагностика готовности старших дошкольников к обучению в школе включает в себя следующие принципы:
– непрерывности в развитии способностей, возможностей ребенка;
– понимания готовности как способности к обучению, а не результата обученности в дошкольном учреждении;
– комплексного характера психолого-педагогической диагностики готовности к школе, выражающийся в интеграции и взаимосвязи обследуемых компонентов;
– оптимального количества исследуемых показателей (компонентов) готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Обозначенные выше принципы позволяют выделить общие показатели компонентов готовности к школьному обучению; интегрированные тесты, позволяющие изучить сразу несколько показателей готовности или отследить более широкий контекст развития компонентов готовности.
Итак, педагогическая диагностика призвана помогать педагогу прогнозировать результаты своей деятельности, осуществлять индивидуальный дифференцированный подход к детям.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое диагностика? В чем заключается ее цель?
2. Назовите требования и принципы современной диагностики.
3. Назовите названия тестов, используемых для определения психологической готовности ребенка к школьному обучению.