Тема 5. Педагогическая диагностика как средство оценки достижений ребенка дошкольного возраста

Диагностика – это особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления.

Вопросами диагностики занимались такие зарубежные деятели науки, как А. Анастази, А. Бине, О. Векслер, К. Ингенкамп, А. Керн, И. Шванцара, В. Штерн и др., а так же отечественные ученые Л.С. Выготский, Ю.З. Гильбух, К.М. Гуревич, Э.В. Дощицина, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.

Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание, определение». Педагогическую диагностику учёные рассматривают как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс, и определяются результаты деятельности, как ребенка, так и педагога. Задача диагностики – получить более полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации для воспитателей, психологов, родителей для подготовки детей к школьному обучению и выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования.

А.Г. Гогоберидзе понимает под педагогической диагностикой в ДОУ группу задач профессионально деятельности педагога, направленных на изучения фактического состояния и специфических особенностей субъектов образовательного процесса, а также прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования образовательного процесса.

Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В образовательном учреждении используются следующие виды диагностик:

- психологическая;

- педагогическая;

- социологическая;

- медицинская

В зависимости от уровня педагогической диагностики И.В.Никишина выделяет такие виды диагностик:

- компонентная;

- структурная;

- системная

К.Ингенкамп выделяет такие этапы диагностики как:

- сравнение;

- анализ;

- прогнозирование;

- интерпретация;

- информирование о результатах диагностики и контроль за воздействием на объект диагностики различных диагностических методов

Информационная;

- оценочная;

- управленческая;

- ориентационная;

- коррекционная

- обслуживания научных исследований

К основным принципам педагогического диагностирования следует отнести:

- целостность;

- главного звена;

- объективность;

- детерминизма;

- анализа и синтеза

По степени «вмешательства» в поведение педагога выделяют:

- пассивные - наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документации;

- активные – диагностический эксперимент, создание ситуаций, анализ конкретных ситуаций

Мониторинг и диагностика имеют точки соприкосновения в таких признаках, как функции, принципы, этапы, методы, что подтверждает тесную взаимосвязь данных методов в процессе изучения образовательного процесса. Однако есть и существенные различия. Так, при единой для всех методов цели - изучение состояния образовательного процесса, способы ее достижения в каждом из методов специфично, что находит отражение в их сущностной характеристике. Мониторинг в отличие от диагностики, больше ориентирован на нормы и стандарты. Наряду с разнообразием подходов к характеристике мониторинга, диагностики наблюдается неоднозначность и в соотноше­нии этих методов между собой: педагогическая диагностика может выступать в качестве метода педагогического мониторинга, т.е. соотноситься как частное и общее. Однако следует отметить, что соотношение методов может изменяться в зависимости от кон­кретных условий.

Р.С. Немов отмечает, что для того, чтобы психолого-педагогический эксперимент был достаточно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными. Такими считают методы, отвечающие следующим требованиям: валидность, надежность, однозначность и точность. Самыми важными из названных четырех критериев являются первые два: валидность и надежность, и если методика обследования им не соответствует, то ее вообще нельзя использовать как средство диагностики.

На наш взгляд, диагностика готовности старших дошкольников к обучению в школе включает в себя следующие принципы:

– непрерывности в развитии способностей, возможностей ребенка;

– понимания готовности как способности к обучению, а не результата обученности в дошкольном учреждении;

– комплексного характера психолого-педагогической диагностики готовности к школе, выражающийся в интеграции и взаимосвязи обследуемых компонентов;

– оптимального количества исследуемых показателей (компонентов) готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Обозначенные выше принципы позволяют выделить общие показатели компонентов готовности к школьному обучению; интегрированные тесты, позволяющие изучить сразу несколько показателей готовности или отследить более широкий контекст развития компонентов готовности.

Итак, педагогическая диагностика призвана помогать педагогу прогнозировать результаты своей деятельности, осуществлять индивидуальный дифференцированный подход к детям.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое диагностика? В чем заключается ее цель?

2. Назовите требования и принципы современной диагностики.

3. Назовите названия тестов, используемых для определения психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Наши рекомендации