Тема 5. Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования
Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации образования дошкольников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье детей и педагогов.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Программа «Здоровье с детства». Автор: Т.С. Казаковцева. Цель программы - разностороннее и гармоническое развитие ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний.
В программе выделены следующие психологические возрасты: младший (3—5 лет) и старший (5-7 лет) дошкольный возраст. Соответственно в программе выделены два раздела:
«Растить здоровым» - для детей младшего дошкольного возраста. Цель -обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие и формирование разнообразных движений ребенка, формирование привычек, полезных для здоровья.
«Учусь быть здоровым» — для детей старшего дошкольного возраста. Цель — укрепить здоровье ребенка, обеспечить полноценное физическое развитие и физическую подготовленность, формируя потребность в физическом совершенстве, формировать привычки и потребность в здоровом образе жизни.
В начале каждого раздела определены задачи физического воспитания детей (оздоровительной и образовательной направленности) и подробно описаны шесть подразделов.
В I разделе - «Я - человек » представлены четыре направления работы: диагностика здоровья и физического развития ребенка; определение типологических особенностей здоровья и уровня нервно-психического развития ребенка; исследование физической подготовленности дошкольников; изучение тем по разделу «Я - человек».
Во II разделе - «Правила гигиены» описаны следующие направления: характеристика режима дня в летнее и зимнее время; особенности формирования гигиенических привычек; организация и проведение закаливания (рекомендуемая температура, перечень одежды для детей в соответствии с временем года, закаливающие мероприятия); организация питания дошкольников (общие рекомендации питания в зимний и летний периоды); перечень профилактических мероприятий, упражнений для укрепления систем организма (сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, дыхательной, упражнения для укрепления различных групп мышц, упражнения для формирования изгибов позвоночника и сводов стопы, для тренировки мышечного аппарата глаза), психогигиенических мероприятий (задания с использованием элементов аутогенной тренировки). И к каждому направлению прилагается перечень тем для ознакомления с названием и значением всех этих мероприятий.
В III разделе - «Движения» представлены задачи, направленные на развитие движений дошкольников; перечень представлений о физических упражнениях, которые необходимо сформировать у детей; характеристика двигательного режима в летний и зимний периоды; перечень двигательных умений и навыков, упражнений для развития физических качеств, контрольных упражнений для оценки физической подготовленности детей, упражнений для формирования осанки и сводов стопы; перечень тем для ознакомления детей с физическими упражнениями.
В IV раздел - «Вредные привычки» включены задачи, направленные на формирование у детей отрицательного эмоционально-оценочного отношения к вредным привычкам.
В V разделе - «Береги себя» представлены задачи, которые направлены на ознакомление детей с действиями, помогающими в критических ситуациях, с мерами оказания первой медицинской помощи.
В VI разделе - «Я - хороший человек» перечислены задачи, направленные на формирование культуры поведения и общения детей друг с другом и с взрослыми.
Программа имеет четкую структуру, и каждый раздел программы подробно описан. Определены задачи физического воспитания. Подробно представлены в таблицах данные физического развития и физиометрические показатели, тесты для оценки резервных возможностей и физической подготовленности дошкольников помогут педагогу осуществлять диагностику физического развития и физической подготовленности детей.
Программа «Здравствуй!». Автор: М.Л. Лазарев. Цель программы - помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни.
Программа построена на идеях науки о здоровье - валеологии. Ее материал включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка.
Стержнем является курс духовного здоровья, который включает народные праздники, активное слушание классической музыки, активное проживание музыкальных образовательных циклов.
В программе реализуется известный в отечественной психологии личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Программа состоит из четырех частей.
Часть I. Теория валеологии:
- теоретическое обоснование программы;
- концепция открытой школы здоровья;
- этапы реализации программы формирования здоровья детей в детском саду;
- метод музыкальной психорегуляции дыхания.
Часть II. Практика валеологии:
- медико-педагогическое обследование детей;
- конспекты оздоровительных занятий.
Часть III. Музыкальная валеология: музыкальная психология, история, география, математика. На материале этой части происходит психофизический тренинг ребенка.
Часть IV. «Моя книга здоровья»:
- рисунки о здоровье;
- диагностика здоровья;
- приключение юных учителей здоровья.
В первой части программы («Теория валеологии») автор предлагает принципиально отличать медицинский и валеологический подходы к здоровью. Соединяя медицину и валеологию, автор выделяет новую-науку -санологию (от лат. sano - лечу и sanitas - здоровье) - это наука о законах формирования, сохранения и коррекции здоровья человека. В этой части программы автор представляет определения понятий: превентология, валеология, педагогическая, медицинская, социальная, экологическая валеология, здравосозидание. Автором создана эмблема здоровья - восточный знак гармонии энергии, который трансформирован в музыкальный знак.
Во второй части программы («Практика валеологии») подробно представлена интегрированная диагностика: психологическая, дыхательная и двигательная. Здесь описываются диагностические задачи и правила проведения диагностики. Для каждого ребенка предлагается заполнять карту здоровья, карту домашней диагностики, карту, позволяющую оценить эффективность оздоровительных занятий.
На материале третьей части программы («Музыкальная валеология») происходит психофизический тренинг ребенка. На стержень эмоционально-дыхательного музыкального тренинга нанизывается программа интеллектуального и физического развития ребенка. Данная часть состоит из пяти разделов, в каждом из которых представлены ноты и слова песен.
Программа «Здоровье» является одной из парциальных программ, которая имеет приложение - «Моя книга здоровья». Это приложение является четвертой частью программы.
Таким образом, программы валеологического направления несут в себе важную информацию, как для детей, так и для взрослых которые их окружают.
Оздоровительные мероприятия в детском саду — это не только прогулки на свежем воздухе и закаливающие процедуры, но и организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, профилактической работы, питания, диспансерного наблюдения за детьми. Медицинской сестрой ежегодно планируется профилактическая работа, составляется план мероприятий по снижению заболеваемости в ДОУ.
Одной из сущностных характеристик здоровьесберегающей среды в детском саду является комфортное окружающее пространство (дизайн помещений, экологически чистые отделочные материалы, средовое соответствие санитарным и пожарным нормам, требованиям техники безопасности воспитанников и сотрудников):
- во всех возрастных группах должны быть микро-центры физической культуры и здоровья;
- должен быть зал для физкультурных и музыкальных занятий, плескательный бассейн. Все помещения должны быть оборудованы необходимым инвентарём;
- спортивная площадка на улице должна быть оснащена необходимым оборудованием.
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада по сохранению здоровья детей является индивидуальная работа с каждым родителем. В самом начале важно изучение семейной микросреды, условий по организации жизни ребенка в семье. Для этого в детском саду проводится опрос родительского мнения по вопросам здорового образа жизни с помощью анкеты "Здоровье семьи". Однако анкета не дает возможности глубоко узнать индивидуальные особенности семьи и ребенка, поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Посещение позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Индивидуальные беседы и консультации позволяют воспитателю наладить контакт с родителями, побуждают родителей серьезно присмотреться к своим детям, задумываться над тем, как сберечь здоровье детей, что необходимо изменить в образе жизни семьи. Особое значение в пропаганде здорового образа жизни в детском саду придается наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказывать семье практическую помощь. Особой формой наглядной пропаганды здоровьетворения и здоровьесохранения детей являются валеологические газеты.
Таким образом, использование комплекса средств (образовательная деятельность, игра, труд, общение) позволяет успешно осуществлять развитие дошкольников в разных направлениях с реализацией педагогических условий.
Вопросы для самопроверки:
1. Что называется здоровьесберегающей технологией?
2. Назовите виды здоровьесберегающих технологий, используемых в дошкольном образовании.
3. Перечислите программы валеологического направления для дошкольников.