Коллектива в специальной (коррекционной) школе viii вида
С переходом к юношеству у воспитанников происходят значительные возрастные и индивидуальные изменения. Эти изменения могут проходить по-разному. В одних случаях школьники становятся более любознательными, самостоятельными, решительными, в других — апатичными и безразличными. Каждое из этих проявлений возникает в различных ситуациях, может носить более или менее осознанный характер, протекать продолжительно или, наоборот, кратковременно, учащийся может замкнуться на себе или же, наоборот, проявляет готовность прийти на помощь другому.
Семья и школа были, есть и будут основным звеном воспитания. Школьное воспитание отличается от всех остальных своей направленностью, продолжительностью, разнообразностью, целенаправленностью, учетом ближних и дальних перспектив и относительной завершенностью. Родители, школа должны заложить основы морального образа человека, сформировать нравственные потребности, умение правильно организовать свою деятельность, помочь самоопределиться.
Детский, в том числе и школьный, коллектив — это не какая-то пассивная социальная среда, специально созданная для влияния на учеников, «это богатство индивидуальностей» (В. А. Сухомлинский). Сила коллектива определяется теми знаниями, умениями, которые вносятся каждым индивидом в общую коллективную деятельность.
Жизнь и развитие ребенка, в том числе и с нарушениями интеллекта, происходит в условиях коллектива. Именно в коллективе закладывается первый опыт общественной социализации, сосуществования с окружающими на основе морали.
Формирование детского коллектива, организация его деятельности осуществляются системно и планомерно, при сотрудничестве воспитателя, воспитанников и их родителей.
Умственное развитие школьника с нарушением интеллекта происходит по тем же законам, что и нормально развивающегося, однако особенности психики и свойств личности учащихся с нарушением интеллекта сужают круг их связей с внешним миром, они с трудом ориентируются даже в самых обычных ситуациях, у них снижена критичность, они не способны отстаивать свои убеждения. Вот почему необходимо так организовывать коллективную деятельность воспитанников, чтобы развивалась их эмоционально-волевая сфера, тогда можно будет понять их мыслительную деятельность. Необходимо помнить, что любое воспитательное мероприятие в школе должно иметь коррекционную направленность и оказывать корригирующее воздействие на личность.
В специальной (коррекционной) школе организация коллектива требует реализации следующих условий:
- изучения личностных возможностей каждого ученика;
- определения места конкретной личности в структуре детского коллектива;
- определения доступной коллективной деятельности;
- создания каждому воспитаннику условий успешности, положительного эмоционального настроения;
- включения воспитанника во взаимоотношения со сверстниками, воспитателем, а для этого:
изучения структуры личных взаимоотношений; нормализации отношения воспитанника к требованиям воспитателя;
разъяснения содержания требований коллектива; создания условий для формирования коммуникативных связей;
- вовлечения воспитанников в практическую деятельность, а для этого:
выбора адекватных видов деятельности; определения значимости конкретного вида деятельности в жизни группы (класса);
развития интереса к деятельности, организации посильного участия в деятельности каждого члена коллектива; предъявления поручений с учетом уровня развития учащихся.
Детский коллектив, в какой бы структуре он ни существовал, характеризуется:
- постоянным и длительным пребыванием детей вместе, в одном и том же составе;
- наличием целей и задач в деятельности коллектива;
- выполняемой деятельностью (учебной, трудовой, игровой, общественной);
- определенной структурой организации самоуправления;
- обязательной для всех дисциплиной, наличием дружеских отношений.
Состав учащихся коррекционных учреждений VIII вида разнороден по клиническим проявлениям и интеллектуальному уровню.
В детском коллективе могут быть дети с нарушениями интеллектуального развития различных клинических вариантов, дети с деменцией и разными формами шизофрении, дети с незначительной умственной отсталостью. Все они составляют контингент учащихся с нарушениями интеллекта.
В отечественной олигофренопедагогике учитываются особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта, но за основу в работе с ними принимается общепедагогическая концепция деятельности коллектива. Считается возможным формирование детского коллектива в системе специального обучения и воспитания, при этом коллектив становится определяющим фактором в преодолении причин, мешающих объединению детей в коллектив и развитию активности, самостоятельности, общественной зрелости.
Нормативными документами по коррекционному образованию класс определяется как воспитательная группа. Количество воспитанников должно быть не более 12 человек.
В педагогической практике главным признаком коллектива считается сплоченность (Я. Л. Коломенский, В. П. Сергеева). Сплачивая коллектив, необходимо:
- выявить, кто оказывает влияние на учащихся;
- демократизировать сами отношения внутри группы, что будет способствовать созданию доверительных отношений.
Шаги по формированию коллектива многие исследователи рассматривают как стадии (А. С. Макаренко, В. П. Сергеева, М. И. Скаткин, 3. М. Шилина; в системе коррекционного воспитания — И.Г.Еременко) или как этапы (Л.Я.Коломинский, В.А.Караковский, Е. Н. Степанова; в олигофренопедагогике — А. С. Белкин, Г. М.Дульнев, Т. И.Пороцкая). Их четыре.
Необходимо знать, что стадии (этапы) развития коллектива в специальной (коррекционной) школе более длительны, а сам переход от одной стадии к другой намного сложнее, чем в массовой школе. Нередко приходится наблюдать, что по определенным показателям коллектив коррекционной школы может находиться на первой стадии, по другим — на третьей, а в некоторых случаях — и на четвертой. Вот как может быть представлена характеристика этапов развития коллектива в общеобразовательной и специальной системах воспитания (см. табл. 7).
Коррекционно-воспитательные возможности коллектива учащихся школы VIII вида велики, они обусловлены личностными качествами членов данного коллектива, что, естественно, надо учитывать при работе с воспитанниками.
Наиболее действенно на личность ребенка влияет трудовая и игровая деятельность. Именно в процессе трудовой и игровой деятельности создаются условия, способствующие формированию у детей с нарушениями интеллекта чувства дружбы, взаимопомощи, умения выполнять требования коллектива, у них развиваются коммуникативные возможности. Но нет готовых рецептов работы воспитателя с детским коллективом, тем более в условиях коррекционного воспитания.
Таблица 7