Раздел 1. Развитие образования, школы и педагогической мысли

В истории человечества

Лекция 1. Теоретико-методологические основы истории педагогики и образования

План:

  1. История педагогики как наука. Предмет и задачи истории педагогики.
  2. Методологические основы истории педагогики.
  3. Связь истории педагогики с философией, историей культуры, гражданской историей, культурологией и др. науками.
  4. Научные методы историко-педагогического исследования и ее источники

СРСП 1

Составить логико-структурную схему:

- История педагогики как наука. Предмет и задачи истории педагогики

- Источники истории педагогики

СРС 1

Составить таблицу:

- Методологические основы истории педагогики

- Научные методы историко-педагогического исследования

Литература:

1. Джуринский А.И. История педагогики – М., 1999

2. История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова – М., 1997,

3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: учебное пособие для студентов пед. институтов – М., 1982

4. Коркина В.И. Атлас по истории педагогики – Караганда, 2013. -276 с

Лекция 2. Зарождение организованных форм воспитания на ранних этапах человеческого развития

План:

1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. – М., 2003.

  1. Концепция генезиса первобытного воспитания.
  2. Зарождение воспитания как особого вида деятельности.
  3. Возникновение семьи. Воспитание детей в семье.
  4. Появление организованных форм воспитания.

СРСП 2

Воспитательная ценность древних рукописей Вавилона

СРС 2

Проследите эволюцию образования в письменных источниках шумеров и других цивилизаций Двуречья

Семинар 1. Методология, методы историко-педагогического исследования

План:

1. Основные методологические подходы в педагогике:

- системный;

- личностно-деятельностный;

- культурологический;

- аксиологический.

2. Характеристика методов историко-педагогического исследования

СРСП 3

1. Дома табличек в древней Месопотамии как первые учебные заведения

2. Составить таблицу:

- Теории происхождения воспитания как особого вида деятельности

СРС 3

Подготовить развернутое сообщение по теме: « Идеал личности в учениях Конфуция»

Литература:

1. Джуринский А.И. История педагогики – М., 1999

2. История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова – М., 1997,

3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: учебное пособие для студентов пед. институтов – М., 1982

4. Коркина В.И. Атлас по истории педагогики – Караганда, 2013. -276 с

Лекция 3. Древний мир. Воспитание и обучение в государствах Древнего Востока и Кочевой цивилизации. Особенности образования в Античном мире

План:

  1. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока: школа Древнего Египта, Древней Индии.
  2. Зарождение педагогической мысли в Древнем Китае.
  3. Воспитание и школа в античном мире Средиземноморья: Древней Греции, эпоха эллинизма.
  4. Воспитание и школа в Древнем Риме.

СРСП 4

  1. Школа и воспитание в Древнем Египте. Школа и воспитание в Израильско –Иудейском царстве
  2. Совершенная личность в учениях древнетюркских энциклопедистов
  3. Просветительская деятельность Бабура и образовательные реформы императора Акбара в Индии

4. Великий «Джасак» Чингиз хана – свод законов и основа воспитания общества

СРС 4

1.Определите общее и особенное в практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах

2.Составить логико-структурную схему:

- Педагогическая система Древнего Египта

- Педагогическая система Древнего Вавилона

- Педагогическая система Древней Греции

- Педагогическая система Древнего Рима

- Основные черты педагогической системы Античного Мира

- Основные черты воспитания и обучения Кочевой цивилизации

Литература:

1. Джуринский А.И. История педагогики – М., 1999

2. История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова – М., 1997,

3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: учебное пособие для студентов пед. институтов – М., 1982

4. Коркина В.И. Атлас по истории педагогики – Караганда, 2013. -276 с.

5. Педагогическая мысль в письменных источниках древних тюрков. // Поиск, 1998, № 5 - С. 125.

Лекция 4. Эпоха Средневековья. Просвещение, развитие педагогической мысли в Византии. Обучение и воспитание в средневековой Индии и Китае

План:

  1. Воспитание и школа в Византии. Система образования. Педагогическая мысль в Византии.
  2. Воспитание и обучение в средневековой Индии и в Китае.
  3. Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации.

СРСП 5

1.Реферат:

-воспитание в Византии,

- школа в Византии

2.Систематизируйте в таблице методы обучения, программы и формы государственных экзаменов в средневековом Китае, Индии

СРС 5

Составить логико-структурную схему:

- Педагогическая система Древней Индии

- Педагогическая система Древнего Китая

Семинар 2. Просвещение в эпоху эллинизма. Педагогические идеи в учениях Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля

План:

1. Система образования в эпоху эллинизма

2. Идея гармонического развития личности в трудах Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля

СРСП 6

  1. Основа семейного воспитания сакских племен и гуннов.
  2. Просвещение в эпоху Эллинизма.

СРС 6

1.Подготовьте презентацию на тему: «Педагогические идеи в учениях Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля »

Литература:

1. Джуринский А.И. История педагогики – М., 1999

2. История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова – М., 1997,

3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: учебное пособие для студентов пед. институтов – М., 1982

4. Тлашев Х.Х. Общепедагогические и дидактические идеи ученых – энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья. – Ташкент. 1989

Наши рекомендации