Тема 5.Развитие школы и педагогической мысли в России 17-18 веков

Вопросы для обсуждения

1.Реформы Петра 1. Создание и характеристика государственных учебных заведений.

2.Педагогические идеи и деятельность М.В.Ломоносова. Создание Московского университета.

3.Педагогика 2 половины 18 века. Педагогическая деятельность И.И. Бецкого.

4.Педагогические взгляды и издательская деятельность Н.И. Новикова.

Основная литература:

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., Владос, 2008.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века под ред. А.И. Пискунова М., ТЦ «Сфера» ,2008.

Дополнительная литература:

Антология педагогической мысли России 18 в. / Сост. Безрогов В.Г., О.И. Варьяш.- М., 1994.

История педагогики в России : Хрестоматия / Сост. Егоров С.Ф..- М., 1999.

Ломоносов М.В. – М., 1996.- ( Сер. « Антология гуманной педагогики»).

Тема 6. Педагогическая мысль России 19 века.

Вопросы для обсуждения

1.Характеристика изменений в системе образования ( содержание, методы).

2. Общественно- педагогическая деятельность В.Ф. Одоевского, Н.И. Пирогова.

3. Педагогическая деятельность и дидактические взгляды Л.Н. Толстого. Деятельность Яснополянской школы.

Основная литература:

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли М., Владос, 2008.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века под ред. А.И. Пискунова М., ТЦ «Сфера», 2008.

Дополнительная литература:

Антология педагогической мысли России 19в. / Сост. Лебедев П.А. -М., 1997.

История педагогики в России: Хрестоматия./ Сост. Егоров П.Ф.-М,,1999.

Толстой Л.Н. –М., 1996. -( Сер. « Антология гуманной педагогики»).

Тема 7. Педагогические взгляды К.Д. Ушинского

Вопросы для обсуждения

1.Жизнь и деятельность К.Д. Ушинского (доклад).

2.К.Д. Ушинский об общих проблемах воспитания:

- цели и задачи воспитания;

- идея народности воспитания;

- соотношение педагогического опыта и педагогической теории;

- о значении педагогической литературы;

- о воспитательном значении труда;

- вопросы воспитания нравственности.

3. Дидактические идеи К.Д. Ушинского:

-психологические основы процесса обучения;

- организация первоначального обучения;

-роль родного языка в обучении.

Основная литература:

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли М., Владос, 2008.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века под ред. А.И. Пискунова М., ТЦ «Сфера», 2008.

Дополнительная литература:

Антология педагогической мысли России 19 в. / Сост. Лебедев П.А. – М., 1997.

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения В 6 т.- М., 1988.

Ушинский К.Д. – М., 1998, -( Сер. «Антология гуманной педагогики»).

Тема 8. Педагогическая теория и практика в России конца 19- начала 20 века.

Вопросы для обсуждения

1.Характеристика особенностей развития школы и педагогики в конце 19- начале 20 века.

2. Видные деятели школы и педагогики:

- Вентцель К.Н. и теория свободного воспитания;

- Педагогические идеи Каптерева П.Ф.

-Общественно- педагогическая деятельность Лесгафта П.Ф.

- Влияние педологии на педагогику. П.П. Блонский

- Идеи трудовой школы С.Т. Шацкого

Основная литература:

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли М., Владос, 2008.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века /Под ред. А.И. Пискунова М., ТЦ «Сфера», 2008.

Дополнительная литература:

Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сб. избр. Трудов – М., 1993.

История педагогики в России : Хрестоматия / Сост. Егоров С.Ф.- М., 1999.

Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения.- М., 1982.

Тема 9. Педагогические идеи А.С. Макаренко

Вопросы для обсуждения:

1.Жизнь и деятельность А.С. Макаренко (доклад)

2.Педагогическая концепция А.С. Макаренко:

- организация и воспитание детского коллектива;

- задачи и условия семейного воспитания;

- роль труда в воспитании;

- воспитание дисциплины и культуры поведения.

Основная литература:

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли М., Владос, 2008.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века под ред. А.И. Пискунова М., ТЦ «Сфера», 2008.

Дополнительная литература:

Макаренко А.С. Педагогические сочинения : В 8 т.- М.,1984

Макаренко В.С. Мой брат Антон Семенович //Педагогика.- 1991.- № 6,7.

Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли : Учебник- справочник.- М., 1994.

Тема 10. Педагогика и школа 2 половины 20 века.

Вопросы для обсуждения:

1.Характеристика основных этапов развития школы и педагогики во 2 половине 20 века.

2.Жизнь и педагогические идеи В.А. Сухомлинского:

- пути и средства воспитания личности;

- значение и развитие детского творчества;

- содружество семьи и школы в воспитании.

3.Педагогическое творчество Ш.А. Амонашвили.

Основная литература:

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли М., Владос, 2008.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века под ред. А.И. Пискунова М., ТЦ «Сфера», 2008.

Образовательные технологии

Для реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Педагогика» используются следующие образовательные технологии.

Наши рекомендации