Направления воспитания

Гражданское воспитание

Основная цель гражданского воспитания — формирование гражданственностикак интегративногокачества личности, вклю­чающего в себя внутреннюю свободу, чувство собственного досто­инства, любовь к Родине, уважение к государственной власти, гар­моническое проявление патриотических чувств и культуры межна­ционального общения. На формирование этих качеств влияют объективные условия: особенности государственного устройства, уровень правовой, политической и нравственной культуры в нем, а также субъективные факторы — особенности семейного и обще­ственного воспитания.

Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, од­нако для того, чтобы эти нормы стали регуляторами поведения, не­обходима целенаправленная воспитательная работа. Тогда идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформи­рованное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

На протяжении всей истории педагогики вопросам гражданского воспитания уделялось большое внимание. В античной педагогике Платон и Аристотель связывали проблемы гражданского воспитания с формированием уважения к государству, законам послушания. Руссо считал, что основу гражданского воспитания составляют свободное развитие личности, создание условий для самовыражения. Наиболее интересной зарубежной теорией гражданского воспитания является теория немецкого педагога Г. Кершентейнера. Он отмечал необходи­мость целенаправленного формирования гражданского сознания, знаний истории государства, политической образованности масс. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания рассматривались А.Н. Радищевым, В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышев­ским, Н.А. Добролюбовым, А.И. Герценым и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д. Ушинским, основывалась на уче­те особенностей русского менталитета, развитии национального са­мосознания, воспитания гражданина. Советская педагогика рассмат­ривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной дея­тельности. В книге В.А. Сухомлинского «Воспитание гражданина» обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

Содержание патриотического и интернационального воспита­ния в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью разнообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государствен­ных символов Российской Федерации и других стран (герба, флага, гимна); формирование у учащихся знаний и представлений о до­стижениях нашей страны в области науки, техники, культуры; фор­мирование бережного отношения к истории Отечества, к его куль­турному наследию, к обычаям и традициям народа; формирование любви к малой родине; воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства; стремление к установлению дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению культуры разных этносов. Эта работа наиболее эффективна на уроках литературы, истории, родногои иностран­ного языков,в географии,природоведении, во внеклассной воспи­тательной деятельности. При этом важно, чтобы изучение нацио­нальной имировой культуры сопровождалось эмоциональной включенностью учащихся.

Нравственное воспитание

Для раскрытия содержания нравственного воспитания важно вспомнить такие понятия, как мораль,этика, нравственность. Мо­раль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правила. Часто в качестве синонима этого слова используют поня­тие этика, обозначающее привычку, обыкновение,обычай. Этика употребляется и в другом значении — как философская наука, изуча­ющая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята челове­ком мораль, в какой мере онсоотносит свои убеждения и поведения с действующими моральныминормами и принципами, можно су­дить об уровне его нравственности.То есть нравственность— это личностная характеристика, объединяющаятакие качества и свой­ства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справед­ливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти качества регулируют индивидуальное поведение человека.

В процессе социализации ребенок учится регулировать свое по­ведение на основе нравственных норм — это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной кон­кретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам идействиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного пове­дения, к которому стремится человек.

Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гума­нистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружаю­щей его природной и социальной среде и центрируется вокруг чело­века. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окру­жающей действительности, связей с другими людьми. Гуманность - это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.Гуман­ность представляет собой совокупность нравственно-психологиче­ских свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество лично­сти гуманность формируется в процессе взаимоотношений с други­ми людьми: внимательности и доброжелательности; умения понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; тер­пимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.

Особой воспитательной силой обладает пример гуманного от­ношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманно­сти — морально-этическое просвещение (изучение биографий ве­ликих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков).

Важным условием воспитания гуманности является организа­ция коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.

Кроме воспитания гуманности важнейшей задачей нравственного воспитания является воспитание сознательной дисциплины и
культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться личным и об­щественным целям, установкам, нормам, принципам. Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на лич­ной ответственности и сознательности, она готовит ребенка к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

♦ культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, исполь­зовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);

♦ культуру общения(формирование навыков доверияк людям,
вежливости,внимательности в отношенияхс родными, друзьями,
знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать
снос поведение в зависимости от окружающей обстановки — дома или
в общественныхместах, отдели общения — деловое, личное и др.);

♦ культуру внешности (формирование потребности соблюдать
личную гигиену, выбиратьсвой стиль, умение управлять своими же­стами, мимикой, походкой);

♦ бытовую культуру (воспитание эстетического отношения к пред­метам и явлениямповседневной жизни, рациональная организация
своего жилища,аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).

Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также тра­диций, сложившихся в школе и семье.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Трудбыл и остаетсянеобходимым и важным средством разви­тия личности. Трудовое воспитаниеребенка начинается с форми­рования и семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Вобщеобразовательнойшколе решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

♦ формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов тру­довой деятельности;

♦ развитие познавательного интереса к знаниям, стремления
применять знания напрактике, развитие потребностей в творческом
труде;

♦ воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и
ответственности, целеустремленности и предприимчивости;

♦ вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями
и навыками, формирование основ культуры умственного и физиче­ского труда.

Содержательную основу трудового воспитания школьников со­ставляют такие виды труда, как учебный, общественно полезный, производственный труд.

Учебный труд может быть умственным или физическим. Умст­венный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчиво­сти. Большое значение имеет формирование привычки к повседнев­ному умственному труду. Физический труд осуществляется на уроках школьного обучения в учебных мастерских и на пришкольных участ­ках, где создаются условия для проявления детьми нравственных ка­честв, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, домашний труд), работу во время школьных каникул вшкольных строительных отрядах, лесничествах и т.п.

Производственныйтруд школьников предполагает их участие в создании материальных ценностей. В процессе этого труда учащие­ся вступают в производственные отношения, у них развиваются профессиональные интересы, склонности, потребности в труде.

Можно выделить следующие основные педагогические условия трудового воспитания.

1. Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам,
которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учеб­ного, общественно полезного и производительного труда. В обще­ственно полезном и производительном труде учащихся должны на­ходить практическое применение знания и умения, полученные в
учебном процессе. И, наоборот, в учебном процессе, в домашнем
труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнитель­ного образования решаются задачи трудового обучения и воспита­ния детей.

2. Сочетание общественной значимости труда с личными инте­ресами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразно­сти и полезности предстоящей деятельности для общества, их
семьи и для себя. Смысл труда раскрывается учащимся с учетом их
возраста, индивидуальных интересов и потребностей.

3. Доступность. И посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не
приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подры­вает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не
следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил — трудовые задания подбираются в соответствии с силами и способностями учащихся.

4. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности
учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся, задело, но быст­ро теряют к нему интерес. Задача учителя сострит в том, чтобы в
процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучитьих работать системати­чески и равномерно.

5. Сочетание коллективных ииндивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в группах, с другой — каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответствен­ность за качество и своевременность его исполнения.

Профессиональная ориентация

Профессиональнаяориентация представляет собой обоснован­ную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направ­ленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессио­нальном самоопределении.

На Iступени (начальная школа) формируется положительное отношение учащихся к труду, показывается важность и необходи­мость труда для общества, формируется потребность быть полез­ным людям. На II ступени (неполная средняя школа) раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, происходит зна­комство с конкретными видами трудовой деятельности, расшире­ние представления о труде взрослых. На IIIступени (полная сред­няя школа) происходит осознание и дифференцирование интере­сов к труду, осваиваются знания об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Выпускники средней школы принимают решения о выборе профессии.

Эстетическое воспитание

Цель эстетического воспитания — формирование у школьников умения воспринимать, чувствовать, понимать и творить красоту, стремления к нравстиенно-эстетическому идеалу всестороннего развития личности.

Эстетическое развитие, на которое направлено эстетическое воспитание, — это организованный процесс становления в ребенке природных сил, обеспечивающих активность эстетического вос­приятии, чувствования и образного мышления, а также формиро­вание духовных потребностей.

Основным положением теории эстетического воспитания явля­ется утверждение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении.

Средствами решения задач эстетического воспитания, прежде всего, являются произведения искусства и специфический анализ их интеллектуально-эмоционального восприятия; организация са­мостоятельной творческой деятельности детей; окружающая среда (природный и предметный мир, бытовая культура), эстетика всей детской жизни.

Особое место среди учебных дисциплин занимают предметы художественного цикла (литература, музыка, изобразительное ис­кусство).

Литература как учебный предмет включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, литературоведение и навыки литературно-творческой деятельности. Восприятие и постижение художественного литературного произведения влия­ет на духовный мир человека, формирование его потребностей и мотивов поведения, способствует развитию интеллектуальных и эмоциональных процессов, расширяет кругозор. Поскольку глав­ная цель изучения литературы в школе — идейно-нравственное и эстетическое воспитание детей, приобщение их к культурным традициям, то очень важно, какие литературные произведения входят в круг детского чтения. Учебные программы по литературе включают в первую очередь высокохудожественные произведения отечественной и мировой классики, нравственная направленность которых помогает решать задачу гуманистического воспитания.

Музыка (музыка и пение) как интегративный предмет обеспечи­вает восприятие и изучение школьниками музыкальных произведе­ний, истории и теории музыки, приобретение простейших навыков исполнительства. К принципам отбора музыкальных произведений занятий с учащимися относятся: народность, художественность, жанровое разнообразие, доступность для детей выраженных в про­ведении мыслей и чувств.

Изобразительное искусство как комплексный учебный предмет знакомит школьников с художественными произведениями, элементами теории и истории искусства, способствует формирова­нию навыков творческого самовыражения. Изобразительная деятельность выполняет функцию своеобразного языка, передающего формацию с помощью наглядных образов. Наряду с художественным словом наглядные образы позволяютлучше развивать уме­ние видеть, наблюдать, анализировать эстетические явления.

В процессе изучения предметов художественного цикла созда­ются условия и для творческого самовыражения, что нетолько способствует развитию личности и ее социализации, но и позволя­ет формировать умение подходить с художественно-творческой меркой к любому делу.

Чтобыучащиеся могли более полно удовлетворить свои инди­видуальные потребности иинтересы, расширить и углубить свое художественное образование, вшколе предусмотрены факульта­тивные занятия,кружки, студии по музыке, литературе, театру и изобразительному искусству. Кроме того, существует система до­полнительного образования (музыкальные и художественные шко­лы, театральныестудии и др.), где в большем объеме решаются основные задачи эстетического воспитания.

На эффективность педагогической деятельности, направлен­ной па эстетическое развитие воспитанников, положительно влия­ет эстетика всей детской жизни. Для ребенка все имеет воспита­тельное значение: оформление помещений, опрятность водежде, форма личных отношений и общения со взрослыми и сверстника­ми, условия труда и характер развлечений. При этом важно вовле­кать ребенка в активную деятельность по созданию и сохранению красоты собственнойжизни. Личный вклад ребенка в созидание окружающего заставляет его более внимательно и бережно отно­ситься к результатам созидательной деятельности.

К основным критериям эстетической воспитанности можно от­нести: художественный вкус, способность к глубокому пережива­нию эстетических чувств, наличие эстетических суждений и спо­собность к художественно-эстетическомутворчеству.

Физическое воспитание

Цель физического воспитания — это не только укрепление здо­ровья детей, но и в тесном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным,эстетическим воспитанием создание гармоничной личности.

Основные задачи физического воспитания.

1. Содействие правильному физическому развитию учащихся, повышениюих работоспособности. Эта задача направлена на морфологическоеи функциональноесовершенствование организма, на закрепление его устойчивости внешней среды, на предупреждение заболеваний и охрану здоровья.

2. Развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается развитием таких физических качеств, как сила, выносливость, ловкость, быстрота. Специалисты считают, что на фоне общего, доступного для каждого возраста уровня развития физических качеств в начальных классах – ловкость, быстроту, силу и специальную выносливость. В процессе такого развития детей учат преодолевать неуверенность, страх, усталость и тем самым воспитывают у них не только физические, но и моральные качества личности.

3. Формирование основных двигательных умений и навыков. Это даёт человеку возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в процессе выполнения определённых движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических стандартах, акробатика и др.)

4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, ребёнку свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовывать детскую подвижность в правильных формах. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, а затем превращаются в устойчивую потребность, сохраняющуюся долгие годы.

5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта (представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спортадля укрепления здоровья и поддержанияработоспособности, о гигиенических правилахзанятий физическимиупражнениями, о двигательном режиме, природныхфакторах закаливания и т.п.).

Содержание физическоговоспитания школьников определяет­ся комплексной программойдля учащихся I—XI классов общеобра­зовательной школы.

Первая часть программы — физкультурно-оздоровительныемероприятия, которые проводятся в режиме учебного дня (гимна­стика до учебных занятий,физкультурные минутки во время уро­ков, физкультурные упражнения иподвижные игры на переменах и в группах продленного дня).

Втораячасть программы — уроки физической культуры,где происходит постепенноенарастание сложности как самих видов физкультурно-спортивнойдеятельности, так и упражненийвнутри каждого вида. В комплексной программе для каждого класса разра­ботаны требования к учащимся на основе их возрастных психофи­зиологических возможностей, учебные нормативы по усвоению на­выков, развитию двигательныхкачеств, обращается внимание пе­дагогов на необходимость индивидуального подхода.

Третьячасть программы— внеклассные формы занятий фи­зической культуройи спортом (группы общей физической подго­товки, кружки, спортивные секции).

Четвертаячасть программы — общешкольные физкультур­но-массовые и спортивные мероприятия (ежемесячные дни здо­ровья, спортивные состязания).

К основным критериям физической воспитанности относят: развитие двигательныхкачеств, умений и навыков, выносливость, ловкость; потребность в соблюдении личной гигиены и системати­ческих занятиях физической культурой;четкость в организации труда и отдыха; способность эстетически воспринимать красоту че­ловеческого тела и др.

Цели воспитания

Направления воспитания - student2.ru

Комментарии

Воспитание- это целенаправленный процесс формирования у детей
высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологи­ческих и физических качеств, привычек поведения и действий в соответ­ствии, с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими тре­бованиями.

Воспитание в локальном значении - это решение какой-либо кон­кретной воспитательной задачи.

Воспитание в узком смысле - целенаправленная воспитательная де­ятельность, призванная формировать у детей систему определенных со­циально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. Воспитание в широком смысле - целенаправленное создание усло­вий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего раз­вития человека.

Формирование отношений личности к миру и к самой себе предпол­агаеттакое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, интеллек­туально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное ему место в общест­ве.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности - это вос­питаниечеловека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать разнообразные трудности, встречающие на его пути.

Воспитание социально-компетентной личности - это воспитание че­ловека,не только правильно понимающего и адекватно оценивающе­го свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умею­щего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотноше­ния, предотвращать проявления напряженности и непонимания в об­ществе.

Приобщение человека к культуре - это воспитание его эстетически и духовно совершенным, развитие у него творческой индивидуальности.

Воспитание гражданской личности - это формирование учеловека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, разви­тие его как настоящего патриота своего народа и своей страны, пре­вращение его в борца с социальной несправедливостью и неравенст­вом.

Воспитание автономно развитой личности предполагает формиро­ваниеу человека способностей к позитивному самоизменению и само­совершенствованию в окружающей действительности.

Развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, са­мореализации, самоутверждении- это такое воспитание человека, которое предполагает, во-первых, осознание им настоятельной необходи­мости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально- и со­циально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останав­ливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего са­моразвития.

Наши рекомендации