Самоуправление в школе. Деятельность классного руководителя в современной школе
Девоньки, самоуправление на примере организации «новое поколение».Развитию самостоятельности, проявлению лидерских качеств способствует детская организация «Новое поколение». Деятельность организации направлена на:
- совершенствование жизни коллектива, развитие активной личности;
- воспитание ответственности: «Сделай свое дело так, чтобы школьная жизнь была интереснее».
Цели и задачи организации
· развивать индивидуальные качества учащихся через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности;
· развивать инициативу и творчество учащихся в процессе коллективных дел;
· быть полезными окружающим людям.
Принципы деятельности
Деятельность ДО определяется принципами добровольности, гуманизма, самостоятельности, творческой активности и соревнования.
Права и обязанности
Члены организации имеют право:
· свободно войти и выйти из организации;
· подавать на обсуждение любые вопросы;
· избирать и быть избранным в руководящие органы организации;
· участвовать в проводимых организацией делах;
· получать текущую информацию о работе ДО;
· открыто высказывать свое мнение и рассчитывать на уважение этого мнения другими;
Член организации обязан:
· соблюдать данный Устав и выполнять решения организации;
· активно участвовать в работе организации, уважать мнение коллектива и его традиции;
· уважать права и считаться с интересами других членов организации.
Дети и взрослые имеют в организации равные права, строят свои отношения на основе взаимного уважения и творчества.
Законы организации
· Единства слова и дела;
· Дружбы и товарищества;
· Чести и совести;
· Заботы и милосердия.
Отдел науки и образования Отвечает за:
• создание условий для учебной деятельности школьников;
• сбор информации об учебном процессе;
• проверку дневников и учебников;
• проведение интеллектуального марафона.
Отдел культуры и досуга Отвечает за подготовку и проведение:
• вечеров отдыха, праздников, фестивалей;
• интеллектуальных игр, выставок, конкурсов;
• театральных постановок.
Отдел здравоохранения и спорта
Отвечает за:
• одготовку и проведение спортивных соревнований;
• участие в общегородских спортивных мероприятиях;
• сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы.
Отдел труда и заботы Отвечает за:
• уборку помещений школы в конце четверти;
• распределение классов для дежурства по школе;
• помощь администрации в обеспечении порядка в школе;
• проведение субботников;
• оказание помощи младшим, заботу о ветеранах.
Информационный отдел Отвечает за:
• формирование имиджа школы;
• выпуск школьной газеты;
• обмен информацией с другими организациями.
Отдел правопорядка Отвечает за:
• дежурство по школе;
• охрану порядка на школьных вечерах;
• ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения;
• осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.
Классный ученический совет:
Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, способной самостоятельно строить свой вариант жизни. Создать условия для индивидуального выбора, научить делать этот выбор, находить способы его реализации – главная воспитательная задача школы. Целостность, целенаправленность, эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить объединенные усилия всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов-предметников, психологов, организаторов детского творчества, педагогов дополнительного образования, родителей, представителей общественности.
Вторая часть вопроса:
«Роль классного руководителя в современной школе»
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе. Классный руководитель – педагог, на которого приказом по образовательному учреждению возложены соответствующие обязанности по руководству классом, по организации и координации воспитательной работы с учащимися. Цель его деятельности – содействие саморазвитию и самореализации учащихся в процессе их образования и социализации. Деятельность классного руководителя в современной школе представляет собой целенаправленный педагогический процесс, осуществляемый на основе личностно ориентированного подхода к ученикам. Классный руководитель планирует и осуществляет с учетом общих задач школы воспитательный процесс в классе. Классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа) - учитель - предметник (реже - другой педагогический работник), являющийся наставником учащихся одного класса;Он - педагог - профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Основные задачи и содержание (направления) работы классного руководителя в классе.
Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:
1) Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте.
2) Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.
3) Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.
4) В соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.
5) Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.
6) Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.
7) Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка. Совместно со школьным психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина.
Классный руководитель должен уметь:
* Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности.
* Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
* Составить план воспитательной работы в собственном классе.
* Организовать воспитательное мероприятие.
* Организовать и провести родительское собрание.
* Пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими методиками и корректно использовать их в воспитательной работе.
9. Педагогические концепции и технологии как категории педагогической науки. Виды педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические. Педагогические технологии и педагогические задачи. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач.
Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение представляет достижение необходимого результата и имеет вероятностный характер . В такой прогностичности с всегда заинтересован учитель. Педагогическую технологию нельзя отождествлять с применением алгоритмов, ибо в ней действия не могут быть жестко детерминированы, они всегда вариативны. Технология есть отражение закономерного в деятельности.Среди основных побудительных причин возникновения и практического использования новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
- Необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых;
- Осознание несостоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;
- Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм воздействия учителя на ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;
- Потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного учителя.
Для того, чтобы в этом процессе было меньше погрешностей, важно различать три основные группы педагогических технологий :