Источник: А.Новиков – академик РАО – статья формы обучения в современных условиях

БАКАКЛАВРЫ ДИДАКТИКА. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

По отношению к обучению понятие «форма» употребляется в двух значениях, как: а) форма обучения; б) форма организации обучения.

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образова­тельного процесса и других его элементов.

Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по разным основаниям: по количеству учащихся, времени и месту обуче­ния, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Это подразделение не является строго научной классификацией, но позволяет несколько упо­рядочить разнообразие форм обучения.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие препода­вателя с одним учеником.

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.

Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами.

Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что уча­щиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностя­ми взаимодействия.

При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками.

Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий.

Форма организации обучения — это конструкция отдельного звена процес­са обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).

Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям. Существует классификация, (Андреев В. И.) в основе которой – структурное взаимодействие элементов по доминирующей цели обучения.:

– вводное занятие;

– занятие по углублению знаний,

– практиче­ское занятие,

– занятие по систематизации и обобщению знаний;

– занятие по контролю знаний, умений и навыков;

– комбинированные формы занятий.

Существует классификация форм организации обучения по дидакти­ческим целям (Онищук В. А.)

– теоретические;

– практические;

– трудовые;

– комбинированные.

Хуторской А. В. выделяет три группы форм организации обучения:

– ин­дивидуальные занятия;

– коллективно-групповые занятия;

– индивидуально-кол­лективные занятия.

Индивидуальные занятия– репетиторство, тьюторство, мен­торство (наставничество), гувернерство, семейное обучение, самообучение.

Коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры.

Индивидуально-коллективные занятия: погружения, творческие недели, научные недели, проекты.

Особые формы организации обучения

Индивидуальные: репетиторство, тьюторство, менторство

Репетиторство, как правило, связано с подготовкой ученика к сдаче зачетов и экзаменов.

Менторство (наставничество) направлено на то, чтобы обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика. Ментор, понимаемый как советчик ученика, наставник, вносит в содержание изучаемого предмета индивиду­альность, оказывает помощь при выполнении заданий, помогает адаптиро­ваться в жизни. В современной социальной и педагогической практике менторство также понимается как практика сопровождения руководитля проекта или проектной команды, ориентированная на максимально эффективное достижение целей проекта В качестве наставника или ментора может выступать человек, имеющий успешный опыт реализации проектов и базовые навыки консультационной работы.

Термин» тьютор» в современной образовательной практике имеет несколько значений

– Тьютор — это научный руководитель ученика. Функции тьютора могут выполнять учителя при подготовке учащихся к выступлениям на конфе­ренциях, «круглых столах» и других научных мероприятиях.

– Тьютор – это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Тьюторстрво – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку и индивидуальных образовательных программ студентов и учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, в вузе, в системе дополнительного и непрерывного образования.

В современных социально-образовательных технологиях тьюторы – это лучшие ученики и студенты в учебных заведениях. Они привлекаются к организации учебных курсов в качестве полноценных организаторов учебной деятельности (под контролем старших коллег).

Формы обучения 2

Источник: А.Новиков – академик РАО – статья формы обучения в современных условиях

В последнее время в системе образования наблюдается стремительное развитие новых форм обучения, а также модификация традиционных форм обучения. В педагогической науке также встречаются термины «организационные формы обучения», «формы организации обучения», которые в данном случае мы будем рассматривать в максимально общем смысле, а именно как «формы обучения»

Формы обучения можно определить как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоения способов деятельности.

Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков, циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения. Как дидактическая категория «форма обученния» обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени.

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:

Классификация форм по способу получения образования: очная, заочная, вечерне-сменная, дистанционная, и т.д., в том числе и самообразование(экстернат)

Экстернат — это форма получения образования, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, высшего образования с промежуточной и государственной (итоговой)аттестациями вобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Суть экстерната состоит в возможности получить среднее или высшее образование, не посещая школу, университет ежедневно. Преимущество экстерната состоит в том, что он даёт возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, освобождает время для подготовки в вуз, позволяет в более свободном режиме посещать учебное заведение, совмещать учёбу в школе или университете и работу или обучение в другом учебном заведении и пр. Обучение в экстернате может быть полностью самостоятельным, учащийся сдаёт только экзамены.

Главный принцип экстерната –освободить учеников и студентов от ежедневных многочасовых занятий в учебном заведении, сэкономив таким образом время, но при этом дать полноценное образование. Обучающийся осваивает программу самостоятельно, а степень усвоения контролирует преподаватель. Для этого обучающийся сдаёт зачёты и экзамены и на основании положительных результатов получает аттестат государственного образца.

Особый интерес представляет система так называемого «открытого обучения», на которой есть смысл остановиться подробнее ввиду ее потенциальной перспективности.

Вслед за Открытым университетом в Англии, в других странах стали создаваться открытые колледжи и университеты, а также отделения открытого обучения во многих обычных университетах и колледжах. Всего сегодня этой формой обучения в разных странах охвачено более 25 млн. человек. В чем суть открытого обучения? Это дальнейшая модернизация системы заочного обучения. Основные отличия открытого обучения от заочного в следующем:

– для поступления на обучения не требуется никаких свидетельств об образовании;

– обучаемый сам выбирает содержание (из предлагаемых на выбор курсов, модулей), средства обучения, сроки, темп изучения, время прохождения экзаменов. У него есть возможность на время прекратить обучение по каким-либо обстоятельствам, а затем вернуться к нему вновь и т.д.;

– для каждого курса, модуля создаются комплекты учебных материалов (так называемые «кейсы»), включающие пособия на печатной основе, аудио-, видео- и слайд-фильмы, компьютерные программы. Такие комплекты для сотен учебных курсов, в том числе альтернативных, выпускаются десятками фирм и позволяют студенту самостоятельно осваивать материал;

- самостоятельное изучение учебных курсов сопровождается консультациями тьютора (наставника-консультанта – новый тип педагога), чаще всего по телефону или Интернету, проверкой им письменных заданий, организацией групп взаимопомощи студентов, изучающих один и тот же курс, что позволяет им обмениваться информацией и идеями, практиковаться в различных ролях (тоже часто по телефону), организацией воскресных школ, тьюториалов (семинаров под руководством тьютора) и летних лагерей.

Тьютор(преподаватель-консультант) создает образовательную среду, позволяющую студенту не только получать знания и навыки, но и решать реальные проблемы в своей деятельности, обучаясь в удобном для него режиме. При этом тьютор помогает максимально эффективно использовать разнообразные учебные материалы, Интернет, практический опыт других обучающихся. В процессе обучения тьютор использует как очные, так и виртуальные формы обучения.

В задачи тьютора входит:

Наши рекомендации