Сущность профессионального самоопределения учащихся. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе
Необходимыми составляющими учебно-воспитательной работы школы являются трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся. В современной трактовке трудовое воспитание– процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к выполняемой работе, стимулирования инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов. Целью трудового воспитания выступает культура труда. Данная цель достигается в процессе решения следующих задач: 1)формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности; 2)формирование потребностно-мотивационного компонента трудовой деятельности и позитивного эмоционально-ценностного отношения к ней; 3)развитие сознательного отношения к труду, формирование соответствующих знаний и убеждений; 4)организация общественно полезной трудовой деятельности, производительного труда учащихся, формирование у них трудовых умений и навыков.
Результатом трудового воспитания выступает трудолюбие. В структуре этого личностного качества выделяют: 1) потребность в труде, мотивы трудовой деятельности, связанные с интересом к трудовой деятельности; 2) знания и убеждения, в основе которых лежит понимание нравственного смысла и роли труда в развитии личности и общества; 3) трудовые умения и навыки; 4) способность проявлять волевые усилия в преодолении трудностей, встречающихся в ходе выполнения трудовой деятельности. Основными видами собственно трудовой деятельности школьников являются учебный (умственный и физический) труд, труд по бытовому самообслуживанию, в том числе домашний, общественно полезный труд, производительный труд. В этих видах трудовой деятельности при правильной их педагогической инструментовке воспитываются положительное отношение к труду, трудолюбие, ответственность, стремление качественно выполнить трудовые действия.
Воспитательная работа учителей по проф.самоопределению учащихся включает в себя: 1)проф.диагностику; 2)ознакомление учащихся с хар-ром и особенностями разных профессий и специальностей. Содержание воспитательной работы по оказанию помощи учащимся в профессиональном самоопределении направлено на решение следующих задач: 1)формирование у школьников представлений о рынке труда, о востребованности и перспективах профессий; 2)развитие стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям и интересам учащихся; 3)практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, разностороннее развитие учащихся; 4)дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от пола, возраста, склонностей, способностей. Система профессиональной ориентациивключает: профессиональное просвещение(получение учащимся информации о себе самом, о мире профессий и специальностей), профессиональную диагностику (выявление профессионально значимых свойств - способностей, интересов, личностных качеств); профессиональное консультирование (учет индивидуально-психологических особенностей школьника); профессиональный отбор и осуществление профессиональных проб(предоставление ученику возможности выбора в мире профессий, соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности); профессиональную адаптацию(процесс вхождения в профессиональную деятельность, приспособление к условиям труда).
Воспитательный коллектив: понятие, структура, этапы формирования. Педагогическое руководство формированием коллектива. Концептуальные идеи А.С. Макаренко и других педагогов о детском воспитательном коллективе.
Создателем теории воспитательного коллектива является А.С. Макаренко. По мнению А.С. Макаренко, «правильное воспитание должно быть организовано «путем создания единых, сильных, влиятельных коллективов». Он определял коллектив как «свободную группу трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованную, снабженную органами управления, дисциплины и ответственности». Создавая коллектив, необходимо организовать его развитие, ставить все новые и новые цели перед детьми.Воспитат. коллектив – это такое объединение уч-хся, жизнь и деят-ть кот-го мотивируются здоровыми социал-ми устремлениями, в кот-м хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характ-ся высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности. Стр-ра воспит. Кол-ва в школе:все учащиеся :первичные кол.объединяются в единый общешкольный коллектив.В школе первичными коллект.яв-ся классы, кот. постоянно объединяют учащихся в совместной уч. и внеклассной работе. Для выполнения той или иной работы могут создаваться на более или менее продолжительное время временные коллективы. Этапы формирования кол-ва:.1-ая стадия(этап) в развитии кол-ва харак-тся тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога высказанное в форме, не допускающей возражени. 2-аястадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли 1,2,3,4 активисты, когда около вас организуется группа, которая сознательно хочет поддержать дисциплину.Пед.руководство формированием коллектива.Кол.формируется педагогом для создания оптимальной воспитывающей и развивающей среды. Основным средством воспитания коллектива и личности является разнообразная общественно полезная и личностно значимая деятельность коллектива,кот.должна быть организована как воспитывающая.