Схема проведения эксперимента с контрольной группой
Начало Н0
исследования Хоэ Хок
Н1 Н0
(Н1)
Конец Х1э Х1к
исследования Н1
Здесь:
Хоэ, Хок – показатели экспериментальной и контрольной групп в начале исследования;
Х1э, Х1к – показатели экспериментальной и контрольной групп в конце исследования, после проведенного формирующего эксперимента;
Н0 и Н1 – статистические гипотезы (Н0 показывает, что между показателями нет достоверного расхождения; Н1 свидетельствует о наличии достоверного различия между сравниваемыми показателями).
В педагогике статистическими методами не доказывается окончательно правомерность того или иного вывода, а показывается мера правдоподобности принятия той или иной гипотезы.
Педагогическая гипотеза в процессе статистического анализа переводится на язык статистической науки и заново формулируется, по меньшей мере, в виде двух статистических гипотез.
Статистические гипотезы:
Основная – нулевая гипотеза (Н0), в которой исследователь говорит о своей исходной позиции. Он априори как бы декларирует, что новый метод (предполагаемый им) не обладает какими-либо преимуществами, и потому с самого начала исследователь психологически готов занять честную научную позицию: различия между новым и старым методами объявляются равными нулю.
Альтернативная гипотеза (Н1) – это предположение о преимуществе экспериментального метода (программы и т.п.).
Альтернативные гипотезы принимаются тогда и только тогда, когда опровергается нулевая гипотеза.
Это бывает в случаях, когда различия, скажем, в средних арифметических экспериментальной и контрольной групп настолько значимы (статистически достоверны), что риск ошибки отвергнуть нулевую гипотезу и принять альтернативную не превышает одного из трех принятых уровней значимости статистического вывода:
· первый уровень – риск ошибки 5% (в научных текстах пишут иногда р=5% или а < 0,05), где допускается риск ошибки в выводе в 5 случаях из 100 теоретически возможных таких же экспериментов при строго случайном отборе испытуемых для каждого эксперимента;
· второй уровень – р=1%, т. е. соответственно допускается риск ошибиться только в 1 случае из 100 (а < 0,01, при тех же требованиях);
· третий уровень – р=0,1%, т.е. допускается риск ошибиться только в одном случае из тысячи (а<0,001).
При сравнении средних арифметических экспериментальной и контроль-ной групп важно определить, какая средняя не только больше, но и насколько больше. Чем меньше разница между ними, тем более приемлемой окажется нулевая гипотеза об отсутствии статистически значимых (достоверных) различий.
Чтобы определить, является ли разность между средними значениями показателей эффективности в первой и во второй группах существенной (значимой), необходимо вычислить статистическую достоверность этой разницы.