Формирование опыта нравственного поведения
Эффективность процесса нравственного воспитания должна оцениваться степенью слияния понимания нравственных норм с поведением школьника. Основной недостаток воспитания — разрыв нравственных знаний и поведения.
Нравственное поведение складывается из поступков, в основе которых лежат знания и убеждения. Поступок не появляется на голом месте. Необходимо создать ситуацию поступка. Создание конфликтных ситуаций, ситуаций выбора — важнейший путь превращения нравственных знаний в поступок.
Физическая культура содержит большие возможности для воспитания воли, смелости, коллективизма, умения терпеть и т. д. Однако овладение только школьной программой не требует от учащихся проявления максимальных физических, волевых усилий, смелости и пр. Поэтому в педагогической практике используются «уроки воли», «уроки смелости» и др. При этом содержание урока складывается из заданий, требующих проявления необходимых нравственных качеств.
Важное место принадлежит обретению нравственных привычек, которые формируются прежде всего на основе потребности поступать при любых обстоятельствах так, а не иначе. Состав нравственных привычек многообразен. Их разделяют на индивидуальные (привычка ежедневно делать утреннюю гимнастику, обтирание, закаливание и др.) и социальные (отношение к другим людям, вежливость и т. д.). При всем многообразии нравственных привычек процесс их формирования сводится к следующим правилам:
— необходимо знать, отсутствие каких привычек мешает уча
щемуся. Одному — неспособность доводить дело до конца, друго
му— разбросанность спортивных увлечений. А потому не следует
формировать сразу несколько нравственных привычек. Нужно вы
брать именно ту, в которой прежде всего нуждается ученик;
— необходима опора на положительный образец. Школьник
должен видеть, что от него требуют и как эта привычка реали
зуется в поведении, как она должна быть им усвоена;
— формирование нравственных привычек требует ежедневного
упражнения в их применении. Пропущенные день-два ведут к раз
рушению привычки;
— ■"■ледует соблюдать ко всем ученикам единые требования
при любых формах физического воспитания. Недопустимо, чтобы
на секционных занятиях учитель предъявлял одни требования, а
на уроках — другие.
Необходимо воспитание положительной мотивации к формируемой привычке. Особое значение при этом играет индивидуаль-
ный подход к учащимся. Если нет интереса к той или иной нравственной привычке, ученик будет ее отвергать, а значит, она не превратится в нравственное достояние личности;
— контроль необходим во всех его формах: от прямых указа
ний до косвенных напоминаний («Ты не забыл?», «Мне кажется,
что вчера ты ие выполнил мое задание» и т. д.);-
— разрушение вредных привычек — процесс очень сложный.
Необходимо добиться прежде всего отрицательного отношения к
дурной привычке самого ученика. Очень важна реакция других
учащихся. Осуждение коллективом дурной привычки стимулирует
к освобождению от нее.
Процесс формирования нравственного поведения и привычек часто связан с необходимостью использования методов педагогической коррекции (поощрения и наказания). Основное педагогическое значение этих методов заключается в том, что в одном случае они вызывают состояние моральной удовлетворенности, стимулируют и закрепляют нравственно-ценный поступок (поощрение), в другом — тормозят негативные поступки, вызывая чувство стыда, неудовлетворенности своим поведением (наказание). Неоднозначность воздействия методов коррекции обязывает воспитателя знать о некоторых правилах их применения.
Прежде всего эффективность воздействия методов зависит от авторитета учителя. Авторитет непререкаем — тогда учителю достаточно укоризненно посмотреть в глаза ученику. При отсутствии авторитета самое строгое наказание окажется нейтральным.
Учитель должен предусмотреть возможную реакцию коллектива класса, степень и формы примененном коррекции поведения. Реакция поддерживающая или отвергающая либо усилит педагогическое воздействие метода, либо сведет его к нулю. Учитель похвалил, отметил деятельность ученика, а после выхода из зала коллектив класса оценил это поощрение как незаслуженное. В таких ситуациях эффект поощрения, как и наказания, исчезает. Поэтому учителю необходимо прогнозировать отношение коллектива к выбираемым приемам коррекции поведения. Слияние авторитета учителя и авторитета коллектива — важное условие использования методов коррекции поведения. Только при этом условии они будут побуждать к нравственным поступкам, способствовать развитию коллективного мнения и авторитета коллектива.
Формирование нравственных привычек, опыта нравственного поведения требует от учителя творческого использования и таких ыетодоз, как приучение и упражнение. Они содействуют закреплению нужных способов поведения.