Воспитание и педагогическая мысль в античном мире
Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществлялось уже на следующей ступени исторического развития — в эпоху античности, греко-римской древности. Достижения в области содержания, методов и организации образования подрастающего поколения в Древней Греции, Риме, эллинистических государствах и осмысление их философами того времени явились важным этапом в последующей эволюции школы и педагогической мысли.
Территория и временные границы античного мира огромны: от 3-го тысячелетия до н.э., когда в бассейне Эгейского моря, на островах и материке, лишь зарождалась древнегреческая культура, и вплоть до V в. н.э., когда греко-римский мир рухнул, смешался с так называемым варварским миром, христианством и породил эпоху средневековья. Территориально античный мир на разных ступенях своего развития охватывал земли трех материков — от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии.
На островах Эгейского моря, преж-
де всего на Крите, и на материко-
и педагогическая »г -> <->
мыс!ь в Древнейвои территории Греции в 3-2-м
Грециитысячелетиях до н.э. сложился осо-
бый тип культуры, во многом схожий с древними восточными цивилизациями, многими нитями, и экономическими и культурными, связанный с Египтом, Малой Азией, Финикией, Междуречьем.
В условиях этой самобытной культуры уже в 3-м тысячелетии до н.э. на Крите зародился вид письменности, восходивший к пиктографическим знакам, к протошумерсгой письменности и отражавший потребности храмов и дворцовых хозяйств.
В середине 2-го тысячелетия до н.э. в этом регионе получает распространение слоговое письмо, которым владели не только жрецы, но и служители царских дворцов и даже богатые горожане. В критском письме уже появились знаки для передачи как согласных, так и гласных звуков, другие признаки постепенного перехода к алфавитному письму.
Подобно древневосточным цивилизациям, первоначально центры обучения создавались здесь при храмах и царских дворцах. Так, при дворце критского царя имелось специальное помещение для служителей-писцов и их учеников. Критские писцы установили твердые правила письменности: направление письма слева направо, расположение строк сверху вниз; они стали выделять заглавные буквы и красную строку. Все это стало в той или иной степени достоянием европейской письменной культуры последующих веков.
Культурное развитие в Древней Греции и на Крите было задержано вторжением с Балкан в XII—XI вв. до н.э. дорийских племен, воинственных обитателей периферии греческого мира. Воспитание и обучение юношества в Греции в IX—VIII вв. до н.э. отражено в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея», авторство которых по античной традиции приписывается легендарному древнегреческому поэту Гомеру. Школьных форм обучения гомеровская Греция еще не знала, но внимание к воспитанию детей было большим. Сложился образ совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руководствовались как педагогической целью. Герои Гомера воспитывались домашними учителями, наставниками, как правило старцами. Таким предстает перед нами Феникс, учитель Ахилла. Он формулирует образовательную цель так: «Да, тебя всему научу я: был бы в речах ты вития и делатель дел знаменитый». Герои Гомера владеют яркой и образной речью, знают мифы, деяния богов и предков, историю своего рода, поют и играют на музыкальных инструментах, читают письменные послания. Гомер характеризовал идеального героя как «способного мыслить, мудрого». Грек архаической эпохи должен был быть развит физически, подготовлен к пользованию оружием. В эпических поэмах в связи с этим даются следующие характеристики: «крепкий, выносливый», «стремительный, сильный мышцами», «способный вести бой». Художественно раскрыт Гомером и идеал нравственного воспитания, его герой «славный в потомках», «действующий, как заведено по обычаю», «справедливый», «верный», «надежный». Конечная цель воспитания, по Гомеру,—достичь славы, превзойти в доблести своего отца: «Пусть о нем i юкогда скажут, из боя идущего видя: он и отца превосходит!» — говорит Гектор о своем сыне. Воспитателями применялись традиционные приемы, с одной стороны, стимулирующие положительное поведение, с другой — пресекающие нежелательное. 11одросткам внушалось быть «лучшими среди сверстников».
11а рубеже VIII—VII вв. до н.э. традиционное древнегреческое воспитание нашло описание в поэме «Труды и дни»
>а 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции
Гесиода. Здесь в художественной форме изложены правила
житейской мудрости, приведены бытовавшие в то время на
зидания юношеству. Можно сказать, что Гесиод положив
начало дидактической поэзии "вложил
В период расцвета Эллады, в VI-IV вв. до н.э., ведущую
роль среди составлявших ее мелких государств-полисов^?
г 1Л В АТШК1 С РеспУбл*канским строем правление и
Спарта в Лаконии, формально возглавлявшаяся царями власти
которых существенно ограничивалась Советом старейшин -
герусиеи. Эти два полярных полиса, города-государства дали
два различных образца организации воспитания в древне™
ческом мире. мр^лсцд;
В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого воина, но по сути своей невежественного человека Еще Аристотель заметил, что основной недостаток спартанского воспитания заключался в том, что спартиаты чувствовали себя уверенно лишь в ходе военных действий а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором. Напротив, в Аттике юношеству давалось широкое, универсальное по тем временам образование. Это отличие выражено афинянином Периклом в речи приведенной Фукидидом в его «Истории»: «. .я утверждаю' что все наше государство - центр просвещения ЭлладьГка?-' дыи человек может, мне кажется, приспособиться^ 'насГк многочисленным родам деятельности »
Воспитание полноправных граждан Спарты было целиком и полностью в ведении государства. Здесь был осуществлен один из первых известных человечеству опытов огосударствления личности. Благодаря подробным описаниям воспитания спартиатов, которые приведены Ксенофонтом Плутархом Павсанием, можно восстановить его достаточно целостно. В Спарте целенаправленному воспитанию придавали решающую роль в деле формирования человека
Плутарх в сочинении «Изречения спартанцев» привел ле
генду о том, как законодатель Ликург убедил в необходимос
ти воспитания народное собрание. Он показал старейшинам
двух собак, одна из которых, охотничьей породы, была ппи
учена к лакомой пище, а другая, сторожевой породы -'к
псовой охоте. Когда перед ними положили еду и выпустили
зайца, то каждая устремилась к чему была приучена И вывод
«воспитание для выработки добрых качеств значит больше
чем природа», всем необходимо в течение всей жизни учить
ся доблести. у 1
Общественное воспитание спартиатов начиналось с первого дня жизни. По словам Плутарха, новорожденного осмат-
ривали старейшины. Слабых и уродливых детей кидали в пропасть Тайгет, отнимая у них жизнь, а здоровых и крепких передавали опытным кормилицам. Кормилицы из Спарты, как хорошие воспитательницы, ценились зо всей Греции. Они малышей не пеленали, оставляя свободу движения телу; приучали их соблюдать меру в еде и не быть разборчивыми к пище; учили не бояться темноты, не пугаться; кормилицы умели останавливать плач и предупреждать капризы детей.
С 7 лет всех мальчиков-спартиатов собирали вместе и дели-ли на так называемые агелы, которые, в свою очередь, состояли из илов, более мелких подразделений. В этих товариществах ровесники жили вместе. Агелу возглавлял один из мальчиков, отличавшийся умом и гимнастическими умениями. Плутарх называл агелы «школой послушания», где мальчики «упражняются в искусстве повелевать и подчиняться», т.е. готовиться быть послушными гражданами, исполнителями воли властей. Грамоту же спартанцы изучали только ради «потребности жизни».
С 13-летнего возраста подростки обучались и воспитыва-пись, по словам Плутарха, в «школах для гимнастических упражнений», которые возглавлял специально назначенный старейшинами «педоном», у него был помощник из числа старших юношей — «эйрен». Эти школы находились под бдительной опекой представителей старшего поколения, которых ученики беспрекословно слушались, считая их своими ■отцами, учителями и наставниками». В этих государственных учреждениях подростков упражняли в военном искусстве, они участвовали в учебных сражениях и походах. С ними проводили беседы нравственного содержания с целью научить молодых спартиатов отличать хорошее от дурного. Такого рода беседы должны были приучить подростков к краткости и ясности речи. Отсюда и понятие «лаконичность». Начиная с 14 лет мальчики ежегодно подвергались публичным испытаниям, «агонам», которые подразделялись на гимнастические, когда юноши должны были показывать свои успехи в физической подготовке, и мусические, прежде все-i < > состязания в пении и игре на флейте. И гимнастические и мусические испытания были тесно связаны с военными упражнениями. По словам того же Плутарха, «в песнях восхва-пнии доблести, свойственные каждому возрасту».
Состязания в терпении и выносливости проводились, в частности, в форме сечения подростков у алтаря Артемиды «)|)гии. Плутарх в «Изречениях спартанцев» рисует следующую картину этого обряда: «Мальчиков в Спарте пороли бичом... в н'чсиие целого дня, и они нередко погибали под ударами.
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции 55 |
54 Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ
Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым». Формированию у молодых спартиатов качеств воина-рабовладельца служило такое государственное установление, как криптия, своего рода военный поход молодежи, во время которого они наделялись правом тайного убийства самых сильных и боеспособных из среды порабощенного населения — илотов. Такую практику сам Плутарх считал чрезмерно жестокой. Только после прохождения всех этапов государственного воспитания юноши-спартиаты становились полноправными гражданами.
В демократических Афинах до 7 лет дети получали традиционное семейное воспитание, целью которого было развитие у ребенка физических сил, чувства красоты и формирование традиционных нравственных установок.
По достижении 7-летнего возраста для части афинских детей начинался этап школьного обучения. В состоятельных семьях попечение о маленьких школьниках возлагалось на раба-воспитателя, педагога. Слово «педагог» буквально означало «дето-водитель». Это был более или менее развитый домашний раб, который сопровождал ребенка в школу и следил за ним дома. Постепенно из обычного раба педагог превращался в домашнего воспитателя.
Афинские учебные учреждения — «дидаскалейоны» — первые учебные заведения эпохи классического периода — были частными, следовательно, платными. Соответственно целям воспитания, включавшим во взаимосвязи духовное и физическое развитие, в Афинах существовало два типа школ — мусические и гимнастические — палестры. В мусической школе обучали детей учитель-грамматист и учитель-кифарист. Здесь дети должны были научиться искусству читать и писать, а также счету, используя для этого специальное счетное приспособление — абак, некоторое подобие наших счетов. Обучение грамоте велось буквослагательным методом. Для этого использовались навощенные дощечки — «церы», на которых ученики «стилями» — заостренными палочками — наносили буквы, составляли тексты, вели записи вычислений. Эти элементы техники школьного обучения свидетельствуют о связях древнегреческой культуры с близкой к ней исторически культурой Древнего Востока.
Мусическое воспитание охватывало те сферы культуры," которые находились под покровительством муз, по греческой мифологии — дочерей богини памяти Мнемосины. В их ведении были поэзия, музыка, танцы, науки и творчество н целом. В мусических школах дети заучивали отрывки из клас-
Древнегреческий гимнасий (реконструкция)
«.-ической литературы: Гомер, Гесиод, Эзоп, Эсхил, Софокл, Гнрипид. Музыка, поэзия и грамматика были так тесно свя-1лны, что обучать им мог один учитель, параллельно обучая цстсй игре на кифаре, музыкальном инструменте щипково-|ч) типа. Игре на флейте в афинских школах не обучали, по-\ кольку, по мнению афинян, она не сочеталась с устной речью, а тем самым с интеллектуальным развитием детей. В i и псстрах афинские дети упражнялись в беге, борьбе, прыж-i .i\, метании диска и копья, подготавливаясь к участию в общественных состязаниях.
Юноши из благородных семей, завершившие курс обучении и мусических школах и палестрах, в возрасте от 16 до IК ист продолжали совершенствоваться в государственных уч-|м (кдсииях — гимнасиях. В Афинах V—IV вв. до н.э. было три 1ИМПЛСИЯ — Академия, Ликей, Киносарг, где выдающиеся пригори и поэты вели с юношами наставительные беседы. i p. Mi скос слово «схола», нынешнее школа, обозначало до-i yi, miii.14 от труда, способствующий физическому и духовному < опершеиству.
I имнасий Академия располагался у священной рощи и
\\щм\\ негеидарпого афинского героя Академа. ВсадахАкаде-
• II i ниши жертвенники музам и Прометею, согласно леген-
м« , момнрпшпему людям письменность. Именно здесь Пла-
niiiipitn (iituix учеников. Гимнасий Ликей находился возле
56 Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИР1
храма мифического Аполлона Ликейского, в котором учил Аристотель. В гимнасии Киносарг, где могли обучаться юноши не только из среды полноправных афинян, занимался со своими учениками Антисфен, основатель философской школы киников. Рядом с этим гимнасием находилось святилище Геракла, легендарного полубога-труженика, который являлся как бы патроном-покровителем этой школы.
С 18-летнего возраста афинские юноши должны были состоять в эфебии, государственной организации для подготовки свободнорожденных молодых людей к военной и гражданской службе. Здесь юноши проходили 2-годичную подготовку в воинских формированиях, находясь на государственном обеспечении. После первого года обучения они приносили клятву на верность Афинскому государству.
В Афинах и других городах Эллады в конце V — начале IV в. до н.э. свои школы имели и странствующие учителя мудрости — софисты, обучавшие прежде всего красноречию и логике. Надо отметить, что в то время в греческих полисах важную роль играли политики и ораторы. Красноречие, искусство убеждать и отстаивать свои взгляды, стало делом политиков. Потребность в подготовке такого рода людей и удовлетворяли софисты. Их называли учителями мудрости, «словесной борьбы», «гимнастики ума». Условно говоря, обучение такой деятельности преследовало вполне прагматическую задачу: научить будущих общественных деятелей обосновывать и доказывать необходимую точку зрения в ходе словесных состязаний, остро сформулированных вопросов и ответов, выступлений. Важно отметить, что софисты положили начало развитию риторики и логики, понимаемых как искусство речи, включающее использование поэтических, художественных и научных сочинений. Развивая риторику, софисты способствовали повышению общего уровня образования юношей, приучая их мыслить, правильно говорить, следовать образцам поведения великих людей. Способы обучения были весьма разнообразны: рассказ, развернутое доказательство, беседа, дискуссия.
Софисты профессионально занимались и проблемами вое питания. Например, Исократ (436—338 до н.э.), афински/1 оратор и руководитель школы, в принципе противник демок ратии, в речи «О значении Ареопага» высказал мысль, чт<> руководить воспитанием и образованием молодежи должны самые мудрые афиняне. Он ставил воспитание выше госудвр ственных законов, полагая, что хорошо воспитанные граждп не даже при дурно составленных законах могут оставаться м пределах законного.
Поспитание и педагогическая мысль в Древней Греции
Усложнение общественной жизни, накопление знаний и предметного опыта вступали в противоречие с традиционными мифологическими представлениями. В связи с этим в сочинениях древнегреческих мыслителей уже в VII—VI вв. до н.э. наблюдались попытки рационалистического подхода к объяснению возникавших перед людьми вопросов, в том числе и в области воспитания. Обычно эти высказывания носили афористический характер: лучше быть ученым, чем неучем; детей воспитывай; добропорядочность нрава соблю-цай вернее клятвы; не лги, а говори правду; научишься подчиняться — научишься управлять; язык твой пусть не обгоняет ум; повинуйся законам; невоспитанность невыносима; находясь у власти, управляй самим собой и т.п.
В VI в. до н.э. в Древней Греции начали уже достаточно mi- i ко складываться философские школы. Древнейшей из них bi.nia пифагорейская, оказавшая сильное влияние на после-пующее развитие всей философской мысли. Основателем пи-ф.норейской школы, своеобразного религиозно-этического Ора гства, являлся Пифагор (VI в. до н.э.), расцвет жизни которою приходился на 540—537 гг. до н.э. В пифагорейском брат-i пи- обучение и воспитание молодежи было хорошо проду-манпым и организованным.
II основу периодизации развития человека, отмечая основ-Hi.ii' возрастные рубежи, пифагорейцы положили цифру 7: в мерную седмицу выпадают зубы, во вторую седмицу наступа-г| по/юная зрелость, в третью седмицу— отрастает борода. ( Mivi.ii ь и воспитывать надо соответственно возрасту, чтобы •«пи не вели себя по-младенчески, юноши — по-детски, м, i и по-юношески, а старики не впадали в маразм».
I «натдаря более поздним высказываниям философа III—IV вв. Имшшха можно составить представление об организации обучении ишошей в пифагорейском братстве. День начинался с оди-
И... II утренней прогулки в священной роще, чтобы каждый в
Hiiii п.Hoi ги мог «упорядочить и гармонизировать сознание». I It и и пою все ученики собирались в храме, где шло учение и Hi up пни ппс нравов. Затем — гимнастика, ауже потом — завт-!• и п прогулка с друзьями с целью совместного повторения шпини. I Iocjic совместного обеда юноши приступали к ЦП шин, причем читал самый молодой ученик, а самый старшим I iiMMCiiiiipoiuui. В конце дня учитель произносил свои на-■ -■• и ним, и учащиеся расходились по домам.
Hi...... ч мни.ко характерных пифагорейских наставлений
|й|1МИЧ1 I кого характера: правильно осуществляемое обу-
t.i i no происходить по обоюдному желанию учителя
И i'ii щи i нон it ни папа или другая сторона противится, то
58 Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ
поставленная задача не будет решена; изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно и достигает цели, а если не добровольно, то негодно и безрезультатно.
Ямвлих особенно отмечал, что в пифагорейском братстве в задачу учителей входило развитие памяти учащихся, которую чрезвычайно ценили и постоянно упражняли; в процессе занятий не переходили от одного вопроса к другому до тех пор, пока не усваивался предыдущий. Учащихся в пифагорейских школах приучали к самостоятельному преодолению трудностей в познании, причем в задачу учителя входило «ношу помогать взваливать, но не снимать», т.е. не облегчать хода учения.
В V в. до н.э. в Древней Греции стала очевидной необходимость осмысления в рамках философии такого важнейшего явления социальной жизни, как воспитание необходимых полису граждан. Эмпирический материал был богат и разнообразен, школы возникали и функционировали во многих городах античного мира. Нерасчлененные еще научные знания концентрировались в своего рода натурфилософских системах, в ткань которых вплетались и педагогические идеи. С миром древнегреческой педагогической мысли знакомит, в частности, Гераклит (конец VI — начало V в. до н.э.). Его сочинения, дошедшие до нас лишь в виде фрагментов, содержат ряд основополагающих педагогических идей: каждый человек способен к обучению, познанию истины и совершенствованию; у человека есть два основных орудия познания: ощущения и разум; через органы чувств обучающийся вступает в контакт с окружающим миром и приобретает способность мыслить; критерий истины не в том, что узнают из опыта, а во всеобщем, которое следует научиться понимать и о котором нужно уметь правильно говорить: «Кто намерен говорить с умом, те должны крепко опираться на общее для всех...» Таким образом, разум, а не чувства свидетельствует об истинности или ложности явления. Кто не владеет этим искусством, того нельзя считать образованным: «Должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно».
Гераклит был убежден, что многознание уму не научает и что мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, а этому следует учиться. Особен но важно овладеть способами усвоения и передачи знаний. Познание истины Гераклит сравнивал с добычей золоти: «Ищущие золото... много земли перекапывают, а находя^* мало». Для этого необходимо не только быть усердным уме ником, умеющим видеть и слышать, но и обладать разни roll душой. Интеллектуальное образование и нравственное нос питание у Гераклита — единый процесс: «глаза и уши
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции 59
дурные свидетели для людей, если души у них варварские», и еще — «невежество лучше прятать, чем выставлять напоказ». В общем, Гераклит придавал главное значение развитию способности самостоятельно мыслить, овладевать пониманием, учиться действовать сообразно природе. Отсюда он делал вывод о ведущей роли самовоспитания и самообразования в становлении личности. Идею Гераклита о необходимости следовать природе в деле воспитания и обучения развивал другой древнегреческий философ следующего поколения — Демокрит.
Демокрит (около 470/460 до н.э. — умер в глубокой старости), мыслитель-энциклопедист, являлся одним из первых основателей материалистического взгляда на мир и человека. Он разработал основы новой теории познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания, «смутным познанием», проясняемым ||ишь мышлением. В этом он продолжал линию идей Гераклита, ибо также считал, что «следует учиться многоумию, а не многознанию».
Одним из первых Демокрит сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определял термином «микрокосм», сравни-иая природу человека и Космоса. Демокрит высоко оценивал роль семейного воспитания, главное в котором — учить сле-лонать положительному примеру родителей; упражнять де-ivii в навыках правильного поведения, ибо «хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы; важно приучение ребенка к труду, а не принуждение к нему, in скольку учение вырабатывает прекрасные вещи только на oi попе труда». И все же основными мотивами самосовершен-t питания, по Демокриту, является детская любознательность, а задача учителя — побуждать внутреннее влечение иг гей к учебе прежде всего с помощью убеждения.
Го поря о закономерностях в развитии природы, Демок-|ш i 1амечал, что природа и воспитание подобны. Идя по пути природы, воспитание создает вторую природу человека, ибо корошими люди становятся вследствие постоянных упраж-п' и пи, а поэтому успехи в воспитании и обучении являются рг iy/п.татом непрерывного труда.
Он ной из вершин педагогической мысли Древней Греции t краж-/ни шо считается Сократ (ок.470—399 до н.э.). Еслисофи-• hi i loiiai ал и, что ответить на вопрос о критерии истины невоз-
н...... I, го их современник и оппонент философ Сократ пола-
|и i -им истина no3iиется в споре. Знаменуя поворот философс-i шаппя к человеческой индивидуальности, он считал, что
60 '"■"ава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции
этические ценности выражают отно
шение человека к миру и являются
определяющими в его познаватель
ной деятельности. Им были даны оп
ределения этических понятий (доб
ра, справедливости, доблести и др.),
поскольку, по его убеждению, люди
не соблюдают моральных норм «по
тому, что их не знают». Поэтому доб
родетель, по Сократу, тождественна
знанию, а самосознание — высшая
добродетель. Формулировке софиста
Пифагора о человеке как о мере все
го сущего им была противопоставле
на другая — «Познай самого себя!».
Он рассматривал воспитание как вое- ]
ходящий путь интеллектуального и
Сократ нравственного развития человека и
характеризовал воспитание как «второе рождение». Вся его философская деятельность была нераз-рывно связана с педагогической. Современники свидетельству-ют, что большую часть своего времени Сократ проводил на площадях, в палестрах и гимнасиях, вступая в беседу с любым, кто хотел говорить с ним, и не навязывал своих мыслей слушателям, поскольку признавал убеждение основным воспитательным средством.
Сократ стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения. Он не оставил после себя сочинений, но его дела и мысли известны из воспоминаний множества его учеников и почитателей. В своей педагогической практике Сократ широко использовал метод диалога. Именно в диалоге с учеником осуществлялся им поиск истины. Он одним из первых стал использовать индуктивные доказательства и давать определения понятиям, сближаясь в этом с софистами.
На начальном этапе обучения живое общение с учащимися, совместный поиск решения той или иной проблемы — лучший способ образования человека. Одно из достоинств этого метода заключается в том, что ученик отталкивается от осознания сно-у его незнания и тем самым побуждается к самостоятельной мы<£ лительной деятельности.
Ксенофонт (430—355/354 до н.э.), ученик Сократа, автор античного педагогического романа «Киропедия», или «Нос питание Кира», излагая свои мысли об образовании и поспи тании правителя, высказал ряд общих педагогических идей, ' отражавших практику как афинской, так и спартанской сии
темы воспитания. Ксенофонт высо
ко оценивал роль обучения искусст
ву речи в процессе образования лич-
i юсти. Основные персонажи «Киро-
11сдии» произносят образцовые речи
i ю всем правилам классической гре
ческой риторики. Образованный че
ловек, по мнению Ксенофонта, дол
жен в совершенстве владеть искус
ством спора, уметь вести его путем
сопоставления; уметь анализировать,
истолковывать обсуждаемые поня
тия, уметь пользоваться аналогиями.
Важно отметить, что, по Ксенофон-
iv, образование молодежи не может
ныть делом частных лиц, а, как в Платон
< Парте, должно находиться под контролем государства и иметь своей целью воспитание совершенных граждан. Даже родители не имеют права распоряжаться воспитанием своих детей, достигших 7 лет.
На первое место в воспитании Ксенофонт ставил обучение справедливости: дети должны видеть, как нравственно и пшнопристойно ведут себя ежедневно старшие, что весьма способствует воспитанию нравственных устоев. Детей должно учиII. повиновению предводителям. И здесь особое значение имеет пример старших. В процессе воспитания, по Ксенофон-IV. особое внимание должно уделяться не детскому, а юно-шескому возрасту. В «Воспоминании о Сократе» Ксенофонт ми примере педагогической практики этого философа раскрыта i особенности умственного образования юношества, вос-t iim.i-.ui, методическим искусством Сократа.
// иппоп (428/427—348/347 до н.э.) также был учеником Со-kpiiiit, что отразилось и на его взглядах на проблемы воспитании и i >i>pa зования молодежи. На базе одного из трех афинских i ими.к пев, которые упоминались ранее, Платон основал фи-'и и |м|>| кую школу — Академию (387), которой сам руководил. Ццм упорядочения организации школьной жизни Платон ис-IHHC юваи водяные часы-будильник, звонком призывавшие в мир. и псиное время учеников к занятиям.
i оцержанис образования в Академии было для того вре-
Mi пи net i.мн разносторонним: здесь обучали математике,
Ннй'В i ппг, астрономии, естествознанию и другим наукам
НИ иючн Методика обучения восходила к сократическим
спим, I порам, диалогам и получила яркое отражение в
MMHiB ииич самого Платона.
62 Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ
Платон выдвинул идею создания системы государственных школ, оказав сильнейшее влияние на организацию школьного дела в последующую, эллинистическую эпоху. По мысли философа, в идеальном аристократическом государстве-полисе воспитание детей в семье и школьное обучение должны осуществляться под контролем государства и в его интересах. Полисная власть обязана регулировать даже браки, не допуская заключения их между людьми различных социальных групп. Специальные чиновники должны подбирать пары таких родите-. лей, от которых должно произойти здоровое потомство. Новорожденных должны вскармливать общественные кормилицы в государственных воспитательных домах. С 3 лет до 6 целенаправленное воспитание предполагалось осуществлять особым воспитательницам на специально оборудованных площадках вблизи храмов. Детям этого возраста Платон рекомендовал пребывание на свежем воздухе и игры, во время которых они должны были приобретать полезные знания и готовность к школьному обучению и будущему своему предназначению. С 7 лет все дети должны были посещать школы, но не частные, а единообразные, государственные.
Содержание образования рекомендовалось то же, что и практиковавшееся в Афинах его времени: с 12 до 16 лет подростки должны посещать палестры и гимнасии, а затем для детей элиты в целях подготовки к государственной и воинской деятельности с 18 до 20 лет предполагалась военно-гимнастическая и философская подготовка в эфебии, которую Платон рассматривал уже не как службу в армии, а как своеобразное учебное заведение.
Платону принадлежит заслуга осмысления целей и содержания школьного образования. В своем позднем сочинении «Законы» образование он трактует как то, что ведет с детства к добродетели, заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же начальствовать.
Содержание школьного образования раскрыто во многих диалогах Платона, таких как «Протагор», «Федон», «Государство», «Пир», «Федр», где рассматривается сущность воспитания; в «Теэтете» — излагается теория познания; в «Мею/ не» —' высказывается идея о познании как припоминании того, что душа знала до своего земного воплощения. Проблема отбора и передачи научных знаний у Платона связана с его учением о «мире идей», особом интеллектуальном мире, по сути дела — мире человеческого знания. По мнению Платона, идеи — вечны, а вещи — лишь тени мира идей, которые отражаются в мире вещей и не являются истинно существующими.
Востлчние и педагогическая мысль в Древней Греции
Сущность познания заключается в припоминании вечных и неизменных идей. Вечные, божественные идеи, по мысли Платона, являются мощным импульсом, изнутри влияющим на формирование человека. Таким образом, им была поставлена впервые проблема факторов, влияющих на развитие личности. В соответствии со своим учением о мире идей Платон предлагал окружить ребенка впечатляющими образами прекрасного и доброго, которые должны пробуждать в его душе смутные воспоминания об идеальном мире.
Антисфен (455—360 до н.э.), также один из учеников Сократа, был основателем материалистически ориентированной философской школы киников. Единственно реальным для Антисфена являлись вещи, имеющие точные наименования, которые и следует уяснить в начале школьного обучения, тем самым приближаясь не к миру идей, а к миру
предметных явлений.