Организация деятельности классного руководителя
5. Классный руководитель организует внеурочную, внешкольную работу классного коллектива, досуговые и каникулярные мероприятия. Для этого он активно взаимодействует с педагогом-организатором или с заместителем директора по воспитательной работе. Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеурочное и каникулярное время. Планирует и организует V трудовую четверть. При поддержке педагога-организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.
6. Классный руководитель организует взаимодействие со старшим вожатым или организатором детского движения, что поможет включению детей и подростков в новые социальные отношения. И поможет их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности в обществе. Совместными усилиями организуется информирование обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.
12. Классный руководитель организует работу по основным направлениям деятельности («Здоровье», «Взаимодействие» (Учитель - ученик, ученик - ученик, учитель -ученик - родитель), «Патриотизм и гражданственность», «Нравственность», «Досуг», «Семья») и по направлениям плана воспитательной работы школы.
13. Классный руководитель организует работу среди обучающихся по профилактике правонарушений, табакокурения, алкоголизма, наркомании, токсикомании, употребления психоактивных веществ.
14. Классный руководитель организует ученическое самоуправление в классе, способствует созданию коллектива, развивает инициативу обучающихся.
15. Классный руководитель организует различные формы воспитательной деятельности, которые определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степенью педагогического воздействия, уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходят развитие и самоопределение обучающихся. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевые тренинги и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации.
16. Классный руководитель организует и проводит обязательно:
• еженедельные часы классного руководителя (часы общения, классные часы, классные собрания)
(время проведения классного часа: 1 -е классы - до 20 минут, 2-4-е классы - до 35 минут, 5-7-е классы - 40-50 минут, 8-11-е классы - 45-60 минут);
• один открытый классный час и одно мероприятие (в течение года);
• классные родительские собрания, которые проводятся не реже одного раза в четверть;
• досуговую деятельность обучающихся в каникулярное время.
Классный руководитель имеет право:
• знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения;
• участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации обучающихся, по созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
• входить в педагогический совет с предложениями о поощрениях учащихся за отличные успехи в учении, труде, другой общественно полезной работе и за примерное поведение в установленном порядке, а также об исключении из школы отдельных учащихся за серьезные проступки, если в отношении к ним были исчерпаны все другие меры педагогического воздействия;
• выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы как от имени классного коллектива, так и от своего имени;
• получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы, а также органов самоуправления;
• самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом (учитывая особенности функционирования и развития общеобразовательного учреждения), разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять формы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий;
• вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитания;
• выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему преподавания в школе, округе, городе;
• контролировать результаты учебной деятельности каждого учащегося класса с целью оказания своевременной помощи отстающим учащимся;
• присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение урока);
• изучать воспитательный процесс на уроках, проводимых учителями-предметниками;
• координировать работу учителей-предметников в классе;
• регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников;
• поощрять учащихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательного учреждения;
• привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательного учреждения;
• осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми;
• приглашать в школу родителей (законных представителей) учащихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя или другим вопросам;
• не выполнять поручения и требования администрации школы и родителей, которые не входят в функциональные обязанности классного руководителя;
• имеет право на материальное вознаграждение за участие в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях как самого учителя, так и его воспитанников, а также по итогам года (согласно с положением о надтарифном фонде данного ОУ);
• классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации школы, родителей, учащихся, других педагогов.
Классный руководитель не имеет права:
• унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его словом и действием;
• использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;
• злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение;
• намеренно использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка;
• обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывать авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
Режим работы классного руководителя
• Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ).
• Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, 6 часов (30% от ставки учителя).
• Час классного руководителя (часы общения) один раз в неделю по расписанию, о чем делает запись в классном журнале.
• Количество воспитательных мероприятий не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.
• Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть.
• Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании триместров по утвержденному порядку.
• В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.