Подвижные игры и игры-эстафеты как условие развития быстроты младших школьников

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Для детей основной вид деятельности – игра.

Подбор игр на развитие быстроты и ловкости определяется общими дидактическими принципами (соответствие возрасту, подготовленности ребенка, постепенное усложнение заданий, их повторность).

При подборе игр на развитие быстроты важно учитывать и некоторые специфические для данного качества требования, к которым относятся следующие:

- во-первых, движение должно быть в основных чертах освоено ребенком в медленном темпе.

- во-вторых, продолжительность игр на быстроту должна быть не большой, чтобы дети не утомлялись.

- в-третьих, игры на развитие быстроты не должны носить однообразный характер. Повторять их надо в различных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением или, наоборот, снижением требованием, облегчением заданий.

- в-четвертых, важным условием для успешного выполнения быстрых движений является оптимальное состояние центральной нервной системы, которое достигается лишь тогда, когда дети не утомлены предшествующей деятельностью. Значит, игры на развитие быстроты целесообразно проводить в начале физкультурного занятия или в начале прогулки.

Специалисты в области физической культуры рекомендуют разнообразные методические приемы, повышающие проявления двигательной координации, ловкости:

1. Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений.

2. Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмичных сочетаний, различной последовательности элементов.

3. Смена способов выполнения упражнений.

4. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела.

5. Выполнение согласованных действий несколькими участниками.

6. Более сложные сочетания основных движений

7. Усложнение условий игры.

При проведе нии подвижных игр с детьми старшего возраста надо учи тывать анатомо-физиологические особенности детей, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. [23,29]

Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде все го к Программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного воз раста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Не следует под бирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Важно также учитывать время года и состо яние погоды. Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогул ке. На второй прогулке можно проводить разные по двига тельной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.

Создание интереса к игре. На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым дей ствиям. В старших группах приемы создания интереса ис пользуются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Объяснение игры. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Содержание объяснения зависит от возраста, подго товленности детей, и вида игры. Предварительное объяснение игры для старших дошкольников учит их планировать свои действия. Принципиально важной является после довательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нуж но вспомнить с ними отдельные важные моменты.

Распределение ролей в игре. Распределение ролей следует использовать как удоб ный момент для воспитания поведения детей. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Выбор воспита теля должен быть обязательно мотивирован. Например: «Дети, пусть первым ловишкой будет Алеша. У него сегод ня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?» Для назначения на ведущую роль часто используют ся считалочки. Считалочка должна быть безукоризненной в педагоги ческом смысле. Распределить роли можно при помощи "волшебной" палочки, всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др.), при помощи перехваток и т. д.

Руководство ходом игры. В целом, контроль за ходом игры направлен на вы полнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов. Педагогу необходимо следить за движениями дошколь ников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Делать замечания надо в доброжелательной форме. Когда дети нарушают правила, не надо упрекать их за это, тем более, исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. Важным моментом руководства является участие вос питателя в игре. С детьми старшего возраста руководство опосредованное. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответ ствующее число играющих. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным.

Варьирование и усложнение подвижных игр. По мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Варьируя игру, нельзя менять замысел и компози цию игры, но можно:

– увеличивать дозировку

– усложнить двигательное содержание

– изменить размещение играющих на площадке

– сменить сигнал

– провести игру в нестандартных условиях

– усложнить правила. [24]

На преддипломной практике в качестве руководителя физического воспитания нами были организованы для детей старшей группы подвижные игры на развитие быстроты и ловкости. В первый день с детьми была проведена беседа на тему: «В какие игры мы будем играть», рассказала, что такое подвижные игры, где мы будем играть, какими смелыми, быстрыми и ловкими они станут. При этом показывала иллюстрации, отражающие различные моменты игр. После подготовительной работы приступили к организации и проведению подвижных игр на развитие быстроты и ловкости. Из многообразия игр мы выбрали для опробывания игры с бегом, увертыванием, сменой направления, с остановкой по сигналу и т.д. В играх использовали такие предметы: мячи, обручи, кегли, гимнастические палки и другие предметы. В своей работе по опробыванию подвижных игр на развитие быстроты и ловкости придерживалась такого плана: сначала играли в знакомую игру, затем разучивали новую. Также подвижные игры на развитие быстроты и ловкости стали использовать на физкультурных занятиях, но с постепенным усложнением двигательных заданий. В зависимости от погодных условий игры проводились либо в зале, либо на участке. Игры проводились с подгруппой детей 6-8 человек. Это позволяло быстро и легко организовать детей, сосредоточить их внимание на объяснениях правил подвижной игры, поддерживать дисциплину и контролировать выполнение игровых действий и проявление в игре ловкости и быстроты.

При опробывании таких подвижных игр мы заметили, что в играх, где больше требуется проявление ловкости, дети чувствуют себя неуверенно. Так, например, в игре «Платочек» ребенок, которому был положен платок долго думал прежде, чем бежать за ведущим, а ведущий стоял и ждал когда за ним побегут. А в игре «Совушка» после сигнала «ночь» дети продолжали двигаться и замирали только через несколько секунд. В игре «Дотронься до» дети долго думали и были неуверенны, какой предмет нужно задеть.

В играх, где в большей степени проявляется быстрота, дети чувствовали себя уверено, у них все получалось и они с охотой играли в такие игры, как «Хитрая лиса», «Много троих, хватит двоих», «Кошка и мышка», «Космонавты». Также детям нравились игры с мячом. В этих играх у детей проявлялись как ловкость, так и быстрота.

При проведении подвижных игр использовали такие методические приемы как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. В играх обращала внимание за соблюдением правил. Отмечали, что замирать надо сразу после сигнала, начинать движение только когда произнесут все слова и т.д.

В результате проведенной работы проявление ловкости и быстроты у детей в подвижных играх улучшилось. Они стали быстрее реагировать на сигналы, действовать уверенно и ловко, соблюдая правила игр.

Наши рекомендации