Тема 1.3. Возрастные особенности детского изобразительного творчества

Задание № 1. Составление карты-конспекта

Задачи изучения темы: познакомиться с возрастными особенностями детского изобразительного творчества, продолжать учиться составлять карту-конспект

Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 4, раздел 1).

Содержание:студенты знакомятся с характеристикой стадий развития детского изобразительного творчества, представленных в работах зарубежных и отечественных исследователей (R.Kellog, Г.Люке, V.Lowenfeld, Г. Кершенштейнер, Е.И. Игнатьев), оформляют данные в виде карты-конспекта «Периодизация развития детского изобразительного творчества»

Отечественные и зарубежные авторы периодизаций развития изобразительной деятельности детей Название и последовательность стадий Возраст ребенка Содержание стадий
R.Kellog (1970)      
Г.Люке (1913)      
V.Lowenfeld (1957)      
Г. Кершенштейнер (1914)      
Е.И. Игнатьев (1961)      

Литература:

Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. С-Пб., 2002. с. 30, 34-38.

Тема 1.4. Особенности продуктивной деятельности детей, имеющих отклонения в развитии

Задание № 1. Составление карты–конспекта

Задачи изучения темы: познакомиться с особенностями изобразительной деятельности детей, имеющих отклонения в развитии, учиться оформлять данные в виде карты-конспекта.

Содержание:студенты знакомятся со спецификой составляющих изобразительной деятельности детей с разным уровнем нарушений интеллектуальной деятельности, с нарушением зрения, слуха и функций опорно-двигательного аппарата, оформляют данные в виде карты-конспекта «Особенности изобразительной деятельности детей, имеющих отклонения в развитии»

Критерии анализа особенностей изобразительной деятельности детей с проблемами развития Дети с нарушением слуха Дети с нарушением зрения Дети с умственной отсталостью Дети с задержкой психического развития Дети, страдающие детским церебраль- ным параличом
Сформирован- ность графических образов (доизобразитель- ное черкания, каракули, фрагментарные изображения, недифференциро-ванная схема, дифференциро-ванная схема)          
завершенность изображений (замкнутость контуров)          
пропорции рисунка          
изображение формы предмета          
детальность изображения          
использование цвета          
отображение движения          
способность соотносить собственные изображения с реальными предметами          
особенности сюжетного рисунка          
эмоциональное отношение к деятельности и результату          

Литература:

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001. с. 178-179

2. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. С-Пб., 2002. с. 136-139.

3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., 2001. с. 105–107.

4. Гладких Л.П., Плаксина Л.И. Коррекционная работа на занятиях по рисованию с натуры в детских садах для детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1988. – № 2. – с.66-67.

Тема 1.5. Задачи и принципы, коррекционная направленность обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Задание № 1. Проработка учебного материала, составление карты-конспекта

Задачи изучения темы: учиться систематизировать учебный материал.

Содержание: студенты знакомятся с предложенной литературой, выделяют схожие и специфические задачи обучения изобразительной деятельности нормально развивающихся детей, детей с разным уровнем нарушений интеллектуальной деятельности, с нарушением зрения, слуха, с детским церебральным параличом, оформляют данные в виде сводной таблицы.

Категория детей Схожие задачи обучения изобразительной деятельности Специфические задачи обучения изобразительной деятельности
Нормально развивающиеся дети    
Дети с разным уровнем нарушения интеллектуальной деятельности (с задержкой психического развития, с умственной отсталостью)    
Дети с нарушением зрения    
Дети с нарушением слуха    
Дети с детским церебральным параличом    

Литература:

1. Гладких Л.П., Плаксина Л.И. Коррекционная работа на занятиях по рисованию с натуры в детских садах для детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1988. – № 2. – с.66-67.

2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001. с. 178-179

3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебник для студ. сред. Пед. учебн. заведений. М.: «Академия», 1999. – 272 с.

4. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. С-Пб., 2002. с. 136-139.

5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., 2001. с. 105–107.

6. Плаксина Л.И. Один из приемов коррекции зрительной недостаточности у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью // Дефектология. – 1994. – № 1. – С.65.

Наши рекомендации