Тема 1.3. Возрастные особенности детского изобразительного творчества
Задание № 1. Составление карты-конспекта
Задачи изучения темы: познакомиться с возрастными особенностями детского изобразительного творчества, продолжать учиться составлять карту-конспект
Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 4, раздел 1).
Содержание:студенты знакомятся с характеристикой стадий развития детского изобразительного творчества, представленных в работах зарубежных и отечественных исследователей (R.Kellog, Г.Люке, V.Lowenfeld, Г. Кершенштейнер, Е.И. Игнатьев), оформляют данные в виде карты-конспекта «Периодизация развития детского изобразительного творчества»
Отечественные и зарубежные авторы периодизаций развития изобразительной деятельности детей | Название и последовательность стадий | Возраст ребенка | Содержание стадий |
R.Kellog (1970) | |||
Г.Люке (1913) | |||
V.Lowenfeld (1957) | |||
Г. Кершенштейнер (1914) | |||
Е.И. Игнатьев (1961) |
Литература:
Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. С-Пб., 2002. с. 30, 34-38.
Тема 1.4. Особенности продуктивной деятельности детей, имеющих отклонения в развитии
Задание № 1. Составление карты–конспекта
Задачи изучения темы: познакомиться с особенностями изобразительной деятельности детей, имеющих отклонения в развитии, учиться оформлять данные в виде карты-конспекта.
Содержание:студенты знакомятся со спецификой составляющих изобразительной деятельности детей с разным уровнем нарушений интеллектуальной деятельности, с нарушением зрения, слуха и функций опорно-двигательного аппарата, оформляют данные в виде карты-конспекта «Особенности изобразительной деятельности детей, имеющих отклонения в развитии»
Критерии анализа особенностей изобразительной деятельности детей с проблемами развития | Дети с нарушением слуха | Дети с нарушением зрения | Дети с умственной отсталостью | Дети с задержкой психического развития | Дети, страдающие детским церебраль- ным параличом |
Сформирован- ность графических образов (доизобразитель- ное черкания, каракули, фрагментарные изображения, недифференциро-ванная схема, дифференциро-ванная схема) | |||||
завершенность изображений (замкнутость контуров) | |||||
пропорции рисунка | |||||
изображение формы предмета | |||||
детальность изображения | |||||
использование цвета | |||||
отображение движения | |||||
способность соотносить собственные изображения с реальными предметами | |||||
особенности сюжетного рисунка | |||||
эмоциональное отношение к деятельности и результату |
Литература:
1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001. с. 178-179
2. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. С-Пб., 2002. с. 136-139.
3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., 2001. с. 105–107.
4. Гладких Л.П., Плаксина Л.И. Коррекционная работа на занятиях по рисованию с натуры в детских садах для детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1988. – № 2. – с.66-67.
Тема 1.5. Задачи и принципы, коррекционная направленность обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Задание № 1. Проработка учебного материала, составление карты-конспекта
Задачи изучения темы: учиться систематизировать учебный материал.
Содержание: студенты знакомятся с предложенной литературой, выделяют схожие и специфические задачи обучения изобразительной деятельности нормально развивающихся детей, детей с разным уровнем нарушений интеллектуальной деятельности, с нарушением зрения, слуха, с детским церебральным параличом, оформляют данные в виде сводной таблицы.
Категория детей | Схожие задачи обучения изобразительной деятельности | Специфические задачи обучения изобразительной деятельности |
Нормально развивающиеся дети | ||
Дети с разным уровнем нарушения интеллектуальной деятельности (с задержкой психического развития, с умственной отсталостью) | ||
Дети с нарушением зрения | ||
Дети с нарушением слуха | ||
Дети с детским церебральным параличом |
Литература:
1. Гладких Л.П., Плаксина Л.И. Коррекционная работа на занятиях по рисованию с натуры в детских садах для детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1988. – № 2. – с.66-67.
2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001. с. 178-179
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебник для студ. сред. Пед. учебн. заведений. М.: «Академия», 1999. – 272 с.
4. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. С-Пб., 2002. с. 136-139.
5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., 2001. с. 105–107.
6. Плаксина Л.И. Один из приемов коррекции зрительной недостаточности у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью // Дефектология. – 1994. – № 1. – С.65.