Гражданских качеств учащихся
Введение школьников в систему общественных отношений есть процесс воспитания у них культуры отношений к своему народу (нации) и другим народам (нациям), к своей малой родине, стране, государству и обществу в целом.
Целью гражданского воспитания является гражданская культура личности. Гражданская культура — интегративное качество личности, характеризующее степень овладения общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа и идеологией белорусского государства, готовность личности к исполнению гражданского долга. Основу гражданской культуры личности составляет гражданственность — качество, которое выражается в знании гражданских прав и обязанностей, в выполнении гражданского долга, готовности трудиться на общую пользу, в непримиримости к антигосударственным проявлениям, в ориентации на гуманистическую идеологию (по Л. А. Козинец, Е. Ю. Крикало).
Гражданственность рассматривается исследователями (А. В. Беляев и другие) в социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом, педагогическом, социально-педагогическом аспектах (рис. 60).
Рис. 60. Различные аспекты понятия «гражданственность»
Компонентами гражданской культуры являются национальная культура (патриотизм), культура межнационального общения, политическая и правовая культура.
Задачи гражданского воспитания условно объединены в три группы: формирование гражданского сознания, гражданских чувств, опыта гражданского поведения и умений организаторской деятельности. В соответствии с этим содержание работы по воспитанию гражданской культуры предполагает воспитание чувства ответственности за свой дом и порядок в нем, за судьбу Отечества; усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовать эти знания в повседневной жизни; стимулирование политической, социальной, экономической, природоохранной активности; развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.
Вышесказанное позволяет определить условия воспитания гражданской культуры и патриотизма:
осознание учащимися сущности гражданственности и патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа и других народов, живущих в Беларуси;
воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь), органам государственной власти;
формирование у школьников морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитникам Отечества, воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства;
формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;
включение учащихся в социально значимую деятельность, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления;
повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин.
Содержание работы школы, педагогов по воспитанию национальной культуры школьников состоит в воспитании любви к родному краю, развитии чувства принадлежности к определенной нации, народу, национального самосознания, в укреплении связи между поколениями, формировании интереса к языку, истории и культуре Беларуси, в воспитании уважения и интереса к культуре, правам других народов, населяющих Беларусь и другие страны. Средствами для этого являются деятельность детей по изучению национальной культуры и истории, краеведческая деятельность, изучение истории и культуры других народов, забота о культурных, исторических памятниках, природе своей страны, а также народная музыка, песня, фольклор, танец, народные промыслы и т. п. Таким образом, воспитание национальной культуры нацелено на воспитание патриотизма как важнейшего качества личности, выражающегося в чувстве любви к своему Отечеству и готовности защищать его интересы.
Правовая культура личности — составная часть ее гражданской культуры, характеризующая степень усвоения личностью правовых знаний, овладения умениями их правильной реализации в разных сферах жизнедеятельности. Работа педагогов по воспитанию правовой культуры включает помощь учащимся в усвоении знаний о праве, об основах законодательства Республики Беларусь, доведение до сознания учащихся требований правовых норм, стремление к тому, чтобы эти требования (нормы) приобрели для них личностный смысл и стали руководством в повседневном поведении. Важной педагогической задачей также является обогащение опыта эмоционально-ценностных отношений школьников к правовым нормам, опыта решения жизненных проблемных ситуаций, формирование умений и навыков законопослушного поведения, готовности действовать юридически грамотно в различных жизненных ситуациях, профилактика противоправных действий.
Воспитание правовой культуры предполагает в качестве условий совершенствование системы защиты интересов, прав и обязанностей учащихся, контроль за их соблюдением; организацию правового просвещения всех участников педагогического процесса; создание в учреждениях образования атмосферы взаимоуважения, взаимоответственности; взаимодействие учреждений образования, органов управления образованием, органов государственной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных органов, общественных объединений и организаций в воспитании правовой культуры школьников.
Объектами ценностных отношений учащихся являются идеология и политика белорусского государства, основными идеями которых выступают: государственный суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, социальная справедливость, экономическое благосостояние. Политическая культура личности характеризует степень овладения политическими ценностями государства и общества, опытом социально значимой деятельности; уровень сформированности политической грамотности, выражающейся в наличии
у школьников знаний истории, различных политических учений, политологии и умении ориентироваться в системе политических взглядов и отношений.
Формирование политической культуры школьников осуществляется в процессе приобретения ими социального и политического опыта, опыта общественной деятельности, усвоения политических ценностей и идеалов белорусского государства и общества, особенностей государственного устройства Республики Беларусь, понимания сложности социально-политических процессов. Воспитанию политической культуры способствует выполнение следующих условий: ознакомление учащихся с основами политических знаний; изучение истории белорусского народа и народов других стран на уроках обществоведческого цикла или в ходе спецкурсов; формирование умений жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму; проведение информационных часов, работа информационно-пропагандистских групп в учреждениях образования; включение школьников в социально значимую деятельность с учетом индивидуальных особенностей; педагогическая поддержка социальных инициатив учащихся.
Методами и формами воспитания гражданской культуры и ее составляющих выступают: информирование и разъяснение, убеждение и внушение, предоставление образцов для подражания и деятельности, рассказ, беседа, диспут, лекция, упражнения в гражданской деятельности, использование общественного мнения, педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций, организация практического опыта гражданского поведения, поручения и другие. Указанные методы реализуются в учебном процессе, в ходе правового и политического просвещения, использования потенциала СМИ, в деятельности детских и юношеских общественных организаций, в самообразовании учащихся, в разнообразной общественно полезной деятельности.
Критериями сформированности гражданской культуры учащихся могут служить следующие ее проявления: наличие знаний о Конституции и других законах Республики Беларусь, уважение этих законов (законопослушность), знание гражданских прав и обязанностей, потребность защищать интересы своей страны, готовность активно участвовать в жизни общества.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Определите понятие «мировоззрение». Раскройте его структуру.
2. Какие функции выполняет мировоззрение в развитии личности?
3. Сформулируйте педагогические условия и охарактеризуйте возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся.
4. Раскройте сущность и структуру нравственной культуры личности.
5. Сформулируйте основные задачи в области воспитания нравственной культуры учащихся. Какова возрастная специфика нравственного воспитания?
6. Установите взаимосвязь между структурой эстетической культуры личности и содержанием эстетического воспитания.
7. Каковы пути, средства, возрастная специфика эстетического воспитания?
8. Раскройте сущность гражданской культуры личности и ее компонентов. Определите педагогические условия воспитания у школьников гражданской культуры и патриотизма.
9. Охарактеризуйте пути, методы, формы воспитания гражданской (национальной, правовой, политической) культуры школьников. Назовите критерии ее сформированности.
Рекомендуемая литература
1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборнік нарматыўных дакументаў МА Рэспублікі Беларусь. — 2007. — № 2. — С. 9—40.
2. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. — М. : Прометей, Юрайт, 1999. — С. 274—283; 292—297; 321—354.
3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студентов пед. вузов : в 2 кн. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 2 : Процесс воспитания. — С. 163—172.
4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. — М. : Изд. центр «Академия», 2002. — С. 300—314; 320—325.
5. Степаненков, Н. К. Педагогика школы : учеб. пособие. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2007. — С. 231—284; 317—329.
6. Харламов И. Ф. Педагогика. — Минск : Універсітэцкае, 2000. — С. 368—399; 418—444; 454—474.
Глоссарий
Мировоззрение — специфическая форма сознания человека, включающая обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества, понимание места человека в мире и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в различных сферах жизни.
Нравственная культура личности — компонент культуры личности, степень (мера) освоения морального опыта общества, выражающаяся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, в способности к нравственному выбору, в уровне сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения.
Культура поведения — совокупность форм поведения человека в повседневной жизни, в которых находят внешнее выражение моральные и этические нормы поведения.
Эстетическая культура личности — компонент культуры личности, включающий эстетические (художественные) знания, чувства, потребности, идеалы, интересы, эстетический вкус, эстетическое отношение к природе и искусству, а также опыт эстетической (художественной) деятельности.
Гражданская культура личности — интегративное качество личности, характеризующее степень овладения ею общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа и идеологией белорусского государства, сформированности готовности личности к исполнению гражданского долга.
Гражданственность — характеристика человека как сознательного и активного гражданина; интегративное качество, проявляющееся в знании гражданских прав и обязанностей, готовности трудиться на общую пользу, решимости и умении отстаивать общественные интересы, непримиримости к антигосударственным проявлениям, в выполнении гражданского долга, умении сочетать личные интересы с общественными.
Патриотизм — качество личности, выражающееся в чувстве любви к своему Отечеству и готовности защищать его интересы.
Правовая культура личности — составная часть гражданской культуры, характеризующая степень усвоения личностью правовых знаний, овладения умениями их правильной реализации в разных сферах жизнедеятельности.
Политическая культура личности — составная часть гражданской культуры, характеризующая степень овладения личностью политическими ценностями государства и общества, опытом социально значимой деятельности; уровень сформированности умения ориентироваться в системе политических взглядов и отношений.
Тема 20
Экономическое воспитание и культура
профессионального самоопределения личности
Каждый из нас — сын своих дел.
М. Сервантес
Требования к компетентности по теме
знать и уметь раскрывать сущность понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура личности»; знать и уметь обосновать необходимость, цель и задачи экономического воспитания в школе;
знать и уметь раскрывать содержание понятия «экономическая позиция», уметь характеризовать пути и методы формирования экономической позиции учащихся, знать основные показатели ее сформированности;
знать и уметь раскрывать сущность понятия «профессиональное самоопределение»; уметь обосновать системный подход к профессиональному самоопределению, уметь характеризовать его этапы;
знать и уметь обосновать профориентационные возможности процесса обучения и внеклассной воспитательной работы; знать и уметь характеризовать формы профессионального просвещения и практической подготовки школьников к выбору профессии; уметь их проектировать и осуществлять в педагогической практике.
Основные вопросы
1.Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности.
2.Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности.
3.Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению.
4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе.