Художественно-ручной труд

Для младших школьников с нарушением речи, слуха, задержкой психического развития

Составитель 3. П. Панчук

Тема: «Декоративно-прикладное искусство»

Цель: воспитывать у учащихся любовь к народным мастерам, познакомить с различными видами народно-прикладного искусства, расширять представления школьников о художественных особенностях каждого из них, учить сравнивать, вербально обозначать различие в элементах каждой техники изображения.

Материал. Набор цветных диапозитивов (хохломская роспись, дымковская игрушка, городецская роспись, вологодские кружева).

Педагог рассказывает о декоративно-прикладном искусстве, показывает изделия мастеров различных видов, обсуждает с детьми их особенности, материал, из которого они изготавливаются, обращает внимание на узор, его детали. Сравнивает с детьми разные узоры. Во второй части занятия, учащимся предлагаются различные элементы узоров (хохломы, гжели), а также вырезанные из картона и нерасписанные изделия (вазу, солонку, чашку, салфетницу, миску, чайник, блюдце, тарелку). Учащиеся подбирают к ним узоры, комбинируют детали, подбирают краски.

Тема: «Хохломскаяроспись посуды». Занятие «Травный узор».

Цель: учить раскрашивать деревянную чашку «травным орнаментом» с использованием ранее изученных элементов, учить контролировать свои мышечные ощущения руки при работе с кистью.

В первой части занятия педагог показывает учащимся чашку, расписанную травным узором, обращает внимание на его элементы. Затем напоминает приемы изображения элементов узора «Травка», демонстрируя их на большом листе. Во второй части занятия детям предлагаются полоски бумаги, где они пробуют изобразить ранее выученные элементы орнамента: «травинка», «капелька», «усики», «завиток», «кустики». После чего дети самостоятельно раскрашивают деревянную чашку травным орнаментом.

РИТМИКА

Для младших школьников с нарушением речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью

Составитель М. Л. Афанасьева

Цель: овладевать выразительным «языком движений», умением передавать средства музыкальной выразительности (характер, метроритм, динамику, темп, форму музыкального произведения); формировать пространственную ориентировку, развивать перцептивные и мнемические возможности; обеспечивать мышечную регуляцию, снятие напряжения, осознания телесной экспрессии как средства самовыражения; создавать условия для коррекции коммуникативной сферы.

1. Ритмическая разминка

Ритмическое приветствие: поклон девочек, поклон мальчиков («Вальс», музыка А. Дворжака).

«Ритмическое эхо» (прохлопывание ритмического рисунка педагогом и повторение детей движениями ног на месте).

2. Ритмическая гимнастика

Упражнение «Мягкие руки» («Вальс», музыка В. Ребикова).

При повторении дети выполняют его с закрытыми глазами, концентрируя внимание не только на музыке, но и на мышечных ощущениях.

Упражнение для ног «Скользящее движение» («Танец на площади», музыка В. Ребикова).

Энергичные прыжки и ходьба («Мячики», музыка Шитте).

3. Ритмический калейдоскоп

Упражнение на воображение («Бабочки», музыка В. Золотарева).

Упражнение на слуховое внимание и память «Ритмический диктант» («Андантино», музыка А. Хачатуряна). Дети повторяют предложенные ритмические фрагменты на ударных музыкальных инструментах, в ходьбе, хлопках.

Упражнение на концентрацию внимания «Канон», передача его движениями (русская народная мелодия «Как у наших у ворот»).

Современные танцевальные ритмы, ритмический контрапункт («Регтайм», музыка Джоплин).

4. Ритмическое прощание

Релаксация «Волшебство леса» (музыкальная запись, аудиокассета серии «Звуки живой природы»). Дети ложатся на ковер «солнышком» (ноги к центру), слушая музыку, расслабляются, отдыхают.

Поклон девочек педагогу, поклон мальчиков («Вальс», музыка Р. Глиэра).

План-конспект «театральная азбука»-

Для младших школьников с речевыми нарушениями,

задержкой психического развития, умственной отсталостью

Составитель Н. Н. Юрина

Цель: способствовать развитию интереса к театральному искусству; обеспечивать процесс самопознания ребенка, раскрытие его творческих возможностей; формировать основы сценической грамотности, проявляющейся в речи, в движении при создании образа; учить действовать в условной театрализованной обстановке; овладевать навыками межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

1. Сценическая речь

Упражнение на развитие дыхания «Задуем свечу».

Упражнение на освобождение голоса и создание звукового образа «Джунгли». Детям предлагается тема «Зоопарк». Выбрав животное, дети издают характерные для него звуки, создавая звуковой его образ.

Артикуляционная гимнастика.

Дикционное упражнение, скороговорка.

Упражнение «Словесное действие», работа с литературным текстом. Используя текст знакомого стихотворения, ребенок должен совершить заданное действие (убаюкать непослушных детей или отругать их).

2. Сценическое движение Релаксация, снятие мышечных зажимов. Упражнение «На балу у Золушки».

3. Ролевая разминка

Упражнение на запоминание физических действий «Стирка белья», «Мытье посуды», «Печатание на машинке», «Переход через ручей» и т.д.

«Калейдоскоп образов», упражнение на передачу различных образов «Я огонь», «Я животное» (по выбору), «Я предмет» и т. д.

Упражнение на передачу физического состояния «Иду по дороге в жаркий день», «Иду под дождем», «Иду по горячему песку», при этом показать, куда и зачем идет.

4. Актерские -«Маски»-: изображение персонажей сказки во взаимодействии с партнерами.

5. Анализ занятия. Поощрение детей. Установки на домашнее задание.

Приложение 2

АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

КИНЕЗИТЕРАПИЯ

Для дошкольников с задержкой психического развития, нарушениями речи, слуха

Ссоставитель Л. И. Анискина Тема: «В гостях у морского царя» в форме игры-рассказа «Волшебный сон».

Занятие проводит психолог, используя музыкальные аудиозаписи, подобранные по сюжету занятия. Специального обучения детей движениям на занятии не проводится, а используется двигательная импровизация или движения по подражанию действиям взрослого.

Предварительно у детей формируется представление о том, кто такой морской царь, где он живет, показываются иллюстрации, проводится беседа о морских обитателях (крабах, морских звездах, русалочках, раковинах и т. д.). Дети изображают их в рисунках, аппликации.

Цель занятия: коррекция психоэмоционального состояния, снятие мышечных зажимов, эмоционального напряжения, создание радостного настроения средствами свободного движения и воображения.

Первая часть. Игровые задания на регуляцию мышечного тонуса и релаксацию. Музыка «Морской бриз» из серии «Звуки живой природы».

«На берегу моря» (сидя на полу на коленях). Детям предлагается закрыть глаза и представить, что они сидят на берегу моря и слушают шум волн, крики чаек.

«Игра с волной» (сидя на полу). Психолог, продолжая свой рассказ, просит детей «поиграть» с волнами, наклоняясь вперед и возвращаясь назад, мягкими движениями рук «поласкать» волны.

«Отдыхаем на берегу» (лежа на спине). Дети ложатся на берегу, закрывают глаза, свободно раскинув руки. Психолог дает установку на снятие напряжения, релаксацию и под мягкое звучание музыки вербально рисует образ детей, лежащих на берегу моря и расслабляющихся под лучами солнца, которое пронизывает каждую клеточку тела ребенка.

Вторая часть. Игровые задания на развитие целостного образа тела и воображения «Сон». Музыка «Прибой», «Шторм» из серии «Наедине с природой».

Дети лежат на спине. Психолог рассказывает историю о том, что детям приснился сон. Морской царь вышел на берег моря и пригласил их к себе в подводное царство на веселый праздник, а для того, чтобы они могли там находиться, превратил их на некоторое время в разных морских обитателей.

«Морские звезды». Аудиозапись, «Вальс», музыка И. Штрауса.

а) Дети сидят на полу, расставив ноги и руки в стороны. Им предлагают собрать тело в комочек, а затем вернуться в исходное положение.

б) Дети лежат на животе, раздвинув руки и ноги в стороны. Они должны одновременно соединить руки над головой и ноги вместе. Упражнение повторяется несколько раз.

Третья часть. Игровые упражнения на овладение «языком выразительных движений» и снятие мышечных зажимов.

«Русалки и крабы» (образно-танцевальные движения). Аудиозапись, музыка «Пасадена», «Босанова» из серии «Танцы для детей». Дети вместе с психологом по очереди импровизируют движения образов танцующих «русалок» (девочки) и «крабов» (мальчики). Во время танца психолог акцентирует внимание детей на чувствовании тела, понимании телесной экспрессии окружающих, возможности снятия мышечных зажимов в свободном танце.

Четвертая часть. Игровое задание на развитие ориентировки в пространстве (реальном и воображаемом).

«Катание на раковинах». Аудиозапись, «Вальс», музыка И. Штрауса. Дети стоят врассыпную, представляя себя в «раковинах», держа в руках воображаемые весла. Отталкиваясь то справа, то слева, они «плывут на раковинах» и оказываются на берегу моря.

«На морском берегу». Аудиокассета, «Морской бриз» из серии «Звуки живой природы». Дети лежат на спине и, закрыв глаза, слушают музыку, расслабляясь под мягкие звуки голоса психолога, который постепенно возвращает их из «волшебного сна» в реальность.

После музыкального фрагмента психолог говорит, что сон закончился, все проснулись, и предлагает детям рассказать о своих ощущениях и мыслях, которые они испытывали в этом «сказочном путешествии».

ИЗОТЕРАПИЯ

План-конспект

Для детей 5-6 лет с нарушениями речи, задержкой психического развития

Составитель О. Ю. Соколова

«Создаем образ из пятен» (рисунок на влажной бумаге).

Цель: стимулировать потребность в изобразительной деятельности, развитие познавательных интересов, снятие эмоционального напряжения, формирование чувства личной безопасности, уверенности в себе.

Подгруппе детей (3-4 чел.) предлагается поиграть с красками. Они «волшебные»: с их помощью можно изобразить на бумаге необычные картинки. Для этого надо поверхность бумаги с помощью кисточки сделать влажной, а затем разбрызгать на ней капли акварельными красками или сделать легкие движения кончиком мокрой кисти.

Во время экспериментирования с красками, их смешения арттерапевт общается с детьми, акцентируя внимание на их ощущениях, выясняя, что они испытывают, когда краски, как живые, «бегают» по мокрой бумаге, создавая фантастические образы.

После того, как рисунок высохнет, психолог помогает ребенку разглядеть образы, которые получились на листе. Затем предлагает аккуратно обвести их контуры гелевой ручкой. Полученные изображения обсуждаются с детьми. Затем из детских работ делается выставка.

художественно-ручной труд - student2.ru

художественно-ручной труд - student2.ru

Наши рекомендации