Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду»

Автор Л.В.Куцакова.

Цель: развитие конструкторских умений и художественно-творчес­ких способностнй детей, ознакомление их с различными приемами мо­делирования и конструирования.

Программа содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обу­чения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышле­ние, воображение, творческие умения, практические навыки, художе­ственный вкус.

В авторском пособии «Занятия с дошкольниками по конструиро­ванию и художественному труду» дана развернутая технология обуче­ния детей конструированию с помощью конструкторов, бумаги, кар­тона, строительного, природного, бросового и других материалов. Под­бор учебного материала для творчества отвечает принципам дидакти­ки и возрастным возможностям детей.

Парциальные программы по художественно – творческому развитию дошкольников.
Программа эстетического      воспитания детей 2-7 лет «Красота, радость, творчество» (авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина). Является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основанного на разных видах искусства (музыкальное, изобразительное, литературное, как классическое, так и народное, театральное). Осуществляемого разными средствами (природа, эстетическая, развивающая среда, художественно - творческая деятельность. Музыкальная, изобразительная, художественно – речевая, театрализованная.
^ Содержит разделы:«Искусство в жизни ребенка», «Эстетическая развивающая среда», «Красота природы», «Знакомство с архитектурой», «Литература», «Изобразительная деятельность», «Музыкальная деятельность», «Досуг и творчество».
В названии программы заключена её направленность. Познавая красоту      окружающего мира (природа, люди), произведений искусства (как классического, так и народного) ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.
Программа нацелена и на приобщение      ребенка к здоровому образу жизни (развитие различных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений).
     Большое внимание уделяется сенсорному воспитанию, как основы познания тех свойств предметов, которые дети будут передавать в своем творчестве. Особое внимание в программе обращается на такие принципы, как народность, взаимосвязь эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным воспитанием.
Большое место в программе      отводится детской художественной литературе и фольклору (потешки, пословицы, поговорки, загадки), при этом литература рассматривается как важнейший вид искусства, а не только как средство развития речи и ознакомления с окружающим.
Художественно – экологическая      программа по изобразительному искусству для детей дошкольных учреждений и учебно – воспитательных комплектов «Природа и художник» (Автор – Т.А. Копцева).
Эта программа рассчитана на 4 года со II мл.      гр. Особенностью программы является “блочно – тематическое планирование, 1 «Мир природы», 2. «Мир животных», 3. «Мир человека», 4. «Мир искусства».
Программа «Росинка» - Модуль программа. «В мире прекрасного» (Авторы Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова).     
Это комплекс модульных программ по физкультурно –      оздоровительному, художесвенно – эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников». Программа предполагает организацию занятий, бесед, бесед – концертов, развлечений, игр, праздников интегрированного характера.
Основные положения программы – раскрытия индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала основного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве, с использованием только гуманных методов и приемов (без запретов).
Программа непрерывного образования «Детский сад – школа». «Художественный труд» (автор Н.А.Малышева).     
Основная цель – преемственность обучения дошкольников и младших      школьников. Форма проведения занятий позволяет создать интересные поделки и использовать их в играх, при оформлении интересов.
Программа по художественному творчеству детей 5-7 лет «Радость    творчества» (автор О.А. Соломенникова, ред. Комарова). Цель – развитие художественно – творческих способностей детей средствами народного и декоративно – прикладного искусства. По темам – их 8: «Знакомство с работой студии народное искусство»; «Волшебная дымка»; «Русские народные потешки»; «Филимоновская свистулька»; «Рисуем отгадки к народным загадкам»; «Русская вышивка»; «Голубая гжель»; «Золотая хохлома»; «Пословицы, поговорки»; «Жестово»; «Народные промыслы родного края»; «Сказки».
Программа художественно – эстетического цикла      для детей от 3 до 7 лет по дополнительному дошкольному образованию «Живой мир образов» (авторы Р.Г. Казакова, Л.М. Данилова, Н.С. Щербакова и др.) Рассчитана на 3 года по темам – ознакомление с русскими традициями, знакомство с праздниками и бытом, с биографиями выдающихся деятелей русской культуры, классических произведений русской литературы.
Программа творческо – эстетического развития дошкольников      «Родничок» (авторы Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина). В программе выделены следующие средства эстетического воспитания: искусство, окружающая жизнь, включая природу: художественно – творческая деятельность.
В программе выделены блоки, охватывающие все стороны жизни, деятельности, развития и воспитания.     
По блокам:





1. Мойдодыр – охрана и укрепление здоровья.

2. Почемучка – блок интеллектуального развития (формирование устойчивого интереса к художественому слову, расширение кругозора, знакомство с культурой разных народов).

3. Арлекино – блок творчество – эстетического развития (музыка, хореография, изодеятельность, театр).

4. Золушка – блок социально – психологического развития, выполнение правил этикета, культуры поведения.

Программа развития цветовосприятия детей 6-7 лет «Какого цвета мир?». Автор С.А. Золочевский.     
Задачи: развитие способности смотреть на мир и видеть его глазами художника, замечать и творить красоту; в основном через игру.
«Путешествие в мир искусства» (автор С.К. Кожохина). Содержит      подробные рекомендации по организации изобразительной деятельности, психолого – педагогической диагностики взаимодействия с детьми и родителями, разнообразных занятий, развивающих игр. Лучшие всего её использовать для одаренных детей в системе дополнительного образования.
Программа «С кисточкой и музыкой в ладошке» (авторы Н.Э. Басина, О.А. Суслова).     
В центре внимания автор – проблемы психологии воспитания искусства и детского творчества с детьми 3-10 лет.     
Программа по рисованию, лепке, аппликации с детьми 4-7 лет (автор Т.С. Швайко).     
Представлена в трех книгах (для средней, ст. и подготов. гр.) Цель      – развитие художественно – творческих способностей посредствам изобразительной деятельности.
В средней группе      запланировано 7 циклов изобразительных занятий (деревья, предметы квадратной и прямоугольной формы, животные, зима, новогодняя елка, человек.
В ст. группе 8 циклов (овощи, осенняя природа,      посуда, декоративное рисование, человек, здания и транспорт. Симметричное вырезание, (посуда, человек). В подготовительной группе 9 циклов (осенние натюрморты, осенние пейзажи, птицы, дымковские игрушки, здания, транспорт, русские народные сказки, рисование штрихами, хохломские узоры, цветущая весна).
Программа «Рисование и      лепка» (автор Григорьева). Она представлена календарно – тематическим планом в четырех вариантах. Это по мнению автора, даст возможность варьировать темы, материалы, виды искусства в зависимости от способностей детей и склонностей самого педагога. Например, тема «Осень». В первом варианте «Хмурая осень», вид искусства – живопись; материалы – гуаш. Младшие и средние дети рисуют голые деревья на готовом цветном фоне. Старшие сами делают фон гуашью. Подготовительные – пейзаж «Ночь в лесу». могут использовать цветные мелки, уголь, пастель, фломастеры.

3. З.Практико-ориентированное задание или задача.

Билет № 21

1. 1 .Нормативно-правовое обеспечение дошкольного и среднего профессионального образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации в области образования, согласно ст. 3 Закона РФ «Об образовании», включает в себя Конституцию Российской Федерации, сам Федеральный закон «Об образовании», принимаемые в соот-ветствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Рос-сийской Федерации в области образования. Соблюдение законных прав и ис-полнение обязанностей составляют основу формирования гуманитаризации об-разования.

Гуманитарность, т.е. обращенность к человеку, к его правам и интересам — характерная черта современного общества и образования. Гуманитаризация со-временного образования, утверждая право на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, обеспечивает демократизацию управ-ления образованием, активное и заинтересованное участие обучаемого или вос-питанника в педагогическом процессе.

Образовательная система современной России предоставляет широкие воз-можности для учета национальных, религиозных и иных культурных, а также индивидуальных, различий в обучении и воспитании, т.е. имеет многокультур-ный характер. Между тем многокультурный характер современного образова-ния может иметь не только положительные (широкие возможности для само-реализации обучающихся, воспитанников), но и отрицательные последствия (разногласия и конфликты на национальной, религиозной, идеологической ос-нове). В образовании возможны два пути предотвращения таких негативных явлений – внутренний и внешний. Регулирование отношений участников обра-зовательного процесса – педагогов и обучающихся, воспитанников — «изнут-ри» возможно при условии сформированности у них гуманитарной позиции, обеспечивающей терпимость к «инакости» и одновременно устойчивость соб-ственных взглядов и убеждений. Но пока гуманитарная позиция не сформиро-вана у большинства людей, включенных в образовательный процесс, необхо-димо регулирование их отношений извне. Здесь также возможны два варианта: с помощью норм морали и посредством применения норм права. Зачастую кор-ректное применение правовых норм оказывается более эффективным (особенно в ситуациях, где необходима быстрая коррекция поведения участников образо-вательного процесса), нежели применение моральных санкций.

Кроме того, законодательство в области образования обеспечивает создание и функционирование единого образовательного пространства на всей террито-рии Российской Федерации и одновременно гарантирует вариативность, мно-жественность в образовании.

Учебник продолжает серию «Гуманитарная педагогика». В нем рассматри-ваются предусмотренные Государственным образовательным стандартом 2005 г. вопросы системного подхода в управлении образованием, характеризу-ются пути и способы реализации гуманитарной стратегии в управлении образо-вательным учреждением, формирования управленческой культуры работника сферы образования. При этом педагог рассматривается как субъект профессио-нальной деятельности, поведения, общения, культуры, субъект своей жизни — ее активный творец, а управление образованием — как способ формирования гуманитарных отношений в педагогическом процессе.

Тексты содержат не только теоретический материал с изложением выявлен-ных в педагогической науке закономерностей, но также анализ примеров из практики образования, вопросы для более глубокого понимания учебного мате-риала, упражнения для самостоятельной индивидуальной и групповой работы, которые можно также использовать в семинарско-практических занятиях. В конце учебника предлагается список литературы для более глубокого изучения рассмотренных в нем вопросов.

Авторы выражают благодарность канд. пед. наук, доц. С. Б. Думову за по-мощь в подборе материалов к учебнику.

1. Законодательство об образовании

Федеральные законы в области образования:

· 􀂃разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

· 􀂃регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в облас-ти образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

· 􀂃вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области обра-зования.

В сфере образования выделяются следующие направления правового регу-лирования поведения участников образовательной деятельности, связанного с реализацией ими своих гражданских прав и осуществлением гражданских обя-занностей:

1) установление правового статуса участников образовательного процесса, в частности, образовательных организаций, педагогических работников, обу-чающихся;

Даже такой, казалось бы, простой вопрос как обсуждение поведения ученика с его бабушкой — допустимо ли оно? Да, если бабушка имеет удостоверение опеку-на или попечителя. Но такое обсуждение противозаконно со стороны учителя, классного руководителя или иного представителя школы, если бабушка не имеет документа, подтверждающего ее право представлять интересы ребенка. Только родителям не требуется для этого других документов, кроме собственного паспор-та и свидетельства о рождении ребенка.

2) правовое регулирование имущественных отношений — отношения собст-венности, распоряжение и управление имуществом образовательной организа-ции в зависимости от ее организационно-правового статуса;

3) правовое регулирование предпринимательской деятельности образова-тельной организации; установление условий занятия ею, направлений деятель-ности;

Причем, следует различать платные дополнительные образовательные услуги и предпринимательскую деятельность, которые имеют различное юридическое ре-гулирование. Ст. 47 Закона РФ «Об образовании» определяет 2. к предпринима-тельской относит следующие виды деятельности образовательного учреждения:

􀂃реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

􀂃торговля покупными товарами, оборудованием;

􀂃оказание посреднических услуг;

􀂃долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образова-тельных) и организаций;

􀂃приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

􀂃ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредст-венно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом про-дукции, работ, услуг и с их реализацией.

4) особо выделяется сфера платной образовательной деятельности образова-тельной организации;

Ст. 45 Закона РФ «Об образовании» определяет правила предоставления плат-ных дополнительных образовательных услуг государственным и муниципальным образовательным учреждением, а ст. 46 — негосударственным. При этом платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматри-вается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

5) правовые гарантии качества образования;

6) гражданско-правовая ответственность за нарушение неимущественных прав обучающихся (нематериальные блага), возмещение морального вреда, причиненного в процессе образовательной деятельности (банкротство, прекра-щение деятельности образовательной организации, лишение аккредитации, причинение вреда образовательными технологиями).

Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установ-ленном законодательством Российской Федерации. Законы и иные норматив-ные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с за-конодательством Российской Федерации в области образования.

Согласно ст. 4 закона РФ «Об образовании», задачами законодательства Рос-сийской Федерации в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между органами госу-дарственной власти и органами управления образованием различных уровней;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федера-ции на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их от-ношений в данной области.

В сфере образовательной деятельности возникают различные отношения: педагогические (отношения по обучению, воспитанию), трудовые, управ-ленческие, имущественные, финансовые, земельные, политические, эколо-гические и другие.

Ядром отношений в образовательном праве является взаимодействие между его субъектами: образовательное учреждение — обучающийся; педагог — обу-чающийся; родители (осуществляющие семейное образование) — ребенок.

К ситуациям правового взаимодействия относятся, к примеру, основания и порядок исключения (отчисления) обучающегося из образовательной организа-ции, правила организации образовательного процесса, проведения промежу-точной и государственной итоговой аттестаций, обжалование решений и дейст-вий должностных лиц образовательной организации, нарушающих права, сво-боды и охраняемые законом интересы обучающихся. Эти взаимоотношения ре-гулируются ст. 19 Закона РФ «Об образовании», уставом и локальными актами образовательного учреждения.

Соблюдение законных прав участников образовательного процесса и вы-полнение ими своих обязанностей составляет основу защиты их чести и дос-тоинства, базу для установления гуманитарных отношений.

Основным документом, обеспечивающим в нашей стране правовую защиту ребенка, является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основ-ных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государст-венной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Этот закон состоит из 5 глав и 25 статей:

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5);

Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Феде-рации (ст.ст. 6-15);

Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.ст. 16-22);

Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23);

Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25).

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания пра-вовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных ин-тересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным эта-пом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, пат-риотизма и гражданственности».

Кроме того, права ребенка установлены Гражданским кодексом РФ и Се-мейным кодексом РФ.

Условно права ребенка можно разделить на шесть основных групп: на жизнь, имя, на равенство в осуществлении других прав; на семей-ное благополучие; на свободное развитие личности; на здоровье; на образова-ние и культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право уча-ствовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); на защиту от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению нар-котиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах ли-шения свободы.

Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье.

Действующее семейное законодательство исходит из положения, в соответ-ствии с которым родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Именно родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст.63 Семейного кодекса РФ).

Родители обязаны защищать права и интересы детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и инте-ресов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Для осуществления функций по защите прав и интересов детей родителям не нужно никаких специальных полномочий.

Если между интересами родителей и ребенка имеются противоречия, несовер-шеннолетний имеет право уведомить орган опеки и попечительства об имеющемся противоречии, а последний обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Если эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.

Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этих случаях у этих лиц есть право взы-скать алименты с обоих родителей.

Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания детей-сирот в приемной семье. Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в семью на воспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов, в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек. Возмож-ность создания приемной семьи предоставляется и бездетным родителям. Вме-сте с тем семьи, в которых отсутствует один из родителей (неполные) не могут создавать приемную семью.

Приемная семья — это не усыновление. Родители в данном случае выступают как воспитатели, это является их основной работой, за которую они получают за-работную плату. Родители-воспитатели, желающие взять детей в свою семью, должны заключить договор с органами опеки и попечительства. Этот договор должен предусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью, условия содержания этого ребенка, условия воспитания и образования ре-бенка, права и обязанности родителей, обязанности по отношению к приемной се-мье органа опеки и попечительства, а также основание и последствия прекращения такого договора.

Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед об-ществом. Именно они являются законными представителями приемного ребен-ка, защищают его права и интересы.

Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ, является универсальным. Государство гарантирует общедос-тупность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального обра-зования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Что же касается среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, которые можно получить в го-сударственных и муниципальных образовательных учреждениях, то их также можно получить бесплатно, но только на основе конкурса. Вне конкурса, в соот-ветствии с действующим законом, при успешной сдаче экзаменов принимаются дети-сироты, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению вра-чебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих обра-зовательных учреждениях. Существуют льготы при поступлении на учебу для ря-да других категорий граждан.

Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, от-ношения к религии, убеждений и обеспечивает всем гражданам право на обра-зование путем создания системы образования. В соответствии с действующим законодательством гражданам, поступающим в образовательные учреждения, предоставлена возможность обучаться на родном языке. Определение языка, на котором ведется обучение в образовательном учреждении, должно содержаться в уставе этого учреждения.

Основное общее образование и государственная аттестация (итоговая) являют-ся обязательными для всех обучающихся до достижения ими возраста пятнадцати лет. После достижения обучающимся возраста 15 лет и его желании покинуть об-разовательное учреждение (школу, лицей, гимназию и т.п.) права задерживать его у администрации образовательного учреждения нет. И наоборот, если несовер-шеннолетний не получил основного общего образования, и ему не исполнилось пятнадцати лет, и если несовершеннолетний не имел оснований, указанных в за-коне, на его исключение из образовательного учреждения, то администрация шко-лы не вправе исключить его только потому, что ему исполнилось пятнадцать лет. В то же время законом установлен предельный возраст обучающихся для получе-ния основного общего образования во всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения — 18 лет.

Формы получения образования могут быть разные: очная, очно-заочная (ве-черняя), заочная, семейное образование, самообразование и экстернат. Следо-вательно, право выбора конкретной формы получения образования остается у гражданина.

Наши рекомендации