Игры соревновательного характера
Игра «Кто быстрее соберет целое из частей»
Дети собирают картинки, разрезанные на 6—7 частей (Можно разделить ребят на 2 команды.)
Игра «Кто больше назовет...»
Педагог называет тему, например, «Имена девочек» («Клички кошек, собак», «Названия деревьев» и т. д.).Дети называют имена по очереди. (Можно разделить ребят на две команды) За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Выигрывает ребенок, у которого в конце игры окажется больше фишек.
Игра «Кто запомнит больше предметов и назовет
Педагог раскладывает на столе 10—12 мелких предметов. Дети в течение 1 минуты смотрят на предметы, запоминают их. Затем педагог закрывает предметы салфеткой, а дети по памяти называют их.
Игра «Кто выразительнее произнесет чистоговорку»
Дети по очереди произносят по одной чистоговорке, прилушиваются, кто лучше это сделал. Выигрывает ребенок, который произнес чистоговорку наиболее четко.
«Кто назовет больше рыбок»
Дети делятся на 2 команды. У ребят удочки с крючками-магнитами. На картинках со звуками также прикреплены магниты. Ребенок должен «ловить» рыбку-картинку на определенныйзвук.
Игры на формирование связной речи
Игра «Волшебный стул»
Ребенка (по желанию) усаживают на необычный стул, и все
дети по очереди говорят ему приятные, добрые слова.
Игра «Придумай рекламу книге (платью и т. д.)»
Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.
Игра «Конкурс чтецов»
Ребенок должен выразительно прочитать стихотворение (грустно, радостно, как просьбу, как вопрос).
Игра «Опиши товарища»
Ребенок должен рассказать о своем друге (его характере, привычках), учитывая его характерные особенности.
Игра «Кто нужнее?» («Кто лучше?»)
«Спор» животных, времен года и т. д. Дети учатся составлять описательные рассказы.
Игра «Расскажи о своей маме (о себе)»
Ребенок должен рассказать о своей маме (или о себе): характере, о привычках, учитывая характерные особенности.
Игра «Черный ящик»
Дети постепенно определяют, что лежит в ящике, задавая вопросы об определенных свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И так далее».
Игра«Мой папа— художник»
Ребенок должен составить рассказ (сказку) по рисунку, который нарисовал его папа.
Игра«Передай доброту»
Дети встают в круг. Каждый ребенок должен, бросая соседу мяч, сказать ему 2-3 нежных, ласковых слова или составить предложение.
Игры на формирование фонематических процессов
Игра «В каком вагоне поедут животные?»
Ребенок должен определить первый звук в названиях животных, а затем разделить слова-названия на слоги. («В первом вагоне поедет кот, во втором лиса, в третьем собака и т. д.».)
Игра «Перекличка»
Дети встают в ряд. Педагог называет звук. Выходят вперед те ребята, в именах которых есть названный звук.
Игра «Собери бусы»
Дети нанизывают на ниточку бусинки только тех цветов, в названиях которых есть названный педагогом звук.
Игра «Путешествие в страну Рычандию (Лапландию)»
Дети называют слова, составляют предложения с названным педагогом звуком; находят данный звук в названиях предметов одежды, сладостей.
Игра «Слова перепутались»
Педагог произносит деформированное предложение. Дети должны поменять слова в предложении местами и произнести его правильно.
Игра «Живые буквы»
У каждого ребенка карточка с буквой. Дети должны расставить буквы так, чтобы получилось названное педагогом слово.
Игра «Работа с перфокартой»
Дети должны подобрать слова к картинкам, указать гласные и согласные звуки, разделить слова на слоги.
Игра «Ребусы»
Развитие звукового анализа, внимания, логического мышления.
Игры на формирование произвольного внимания
Игра «Зрительный диктант»
Дети в течение 1 минуты смотрят на изображенный на листе знак. Затем они должны воспроизвести этот знак в своих тетрадях. Педагог снова показывает знак, дети исправляют свои ошибки.
Игра «Найди буквы» («Назови предметы»)
Картинка: контуры букв (предметов) наложены друг на друга. Ребенок должен внимательно рассмотреть изображение и назвать буквы (контуры).
Игра «Подчеркни яблочко, зачеркни грушу»
Картинка: ряд рисунков-контуров овощей (цветов).Ребенок должен подчеркнуть и зачеркнуть указанные педагогом изображения.
Игра «Подчеркни А, зачеркни О»
Картинка: ряд букв. Ребенок должен зачеркнуть и подчеркнуть указанные педагогом буквы.
Игра «Чем отличаются две картинки?» («Найди различия»)
Ребенок должен найти различия на двух схожих картинках( не показывая различия молча, а говоря о них предложениями)
Игра «Подбери выражения лиц детям»
Картинки: дети в разных ситуациях (играют, плачут, веселятся, грустят).
Игра «Я — слово, вы — много слов»
Педагог называет обобщающее понятие, а дети должны назвать много слов-предметов из этой группы.
Игра «Помоги почтальону Тишке»
Собака Тишка несет подарки зверям к Новому году. Ребенок должен определить, кому какой подарок предназначен, и объяснить почему (например, первый звук в названии животного соответствует первому звуку в названии подарка)
Приложение 2