Закономерности процессы обучения. Современная интерпретация дидактических принципов
Закономерности – с т.зр. педагогики – устойчивые, повторяющиеся связи, объективно существующие; связи в явлениях, находящиеся в единой системе взаимодействия, но временно распавшиеся.
Закономерности в целях – чем конкретнее цель, тем качественнее образование; эффективность результата зависит от инициативности, самостоятельности, активности учащихся; эффективность процесса зависит от целостности и соотнесенности обучения и воспитания; зависит от организованности процесса; зависти от мотивов и стимулов.
Закономерность – это результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь, отношение. Изучение закономерностей обучения поэтому - это поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических (дидактических) систем.
Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения.
Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). К числу значимых условий обучения относятся профессионализм учителя (преподавателей), его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств.
Объективной является зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром. Сущность этой закономерности состоит в том, что результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается обучаемый. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.
Для непосредственной организации обучения большое значение имеет знание учителем (преподавателем) внутренних закономерных связей между его функциональными компонентами. Так, содержание конкретного учебного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы и средства обучения обусловлены задачами и содержанием конкретной учебной ситуации. Формы организации процесса обучения определяются предметным содержанием и т.д.
Принципы вытекают из закономерностей, целей, особенностей системы образования. Принцип – руководящая идея. Принцип обучения и воспитания существуют в разных системах. Основоположник Каменский Я.М.
Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.
По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими. Основоположниками принципов обучения были Л.А. Коменский, А. Дистегвег, К.Д. Ушинский. Все принципы, действующие в педагогике, связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящих из содержательных и процессуальных принципов. (по Сластенину).
Содержательные принципы отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием. К ним относятся: принципы гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности.
1.Принцип гражданственности отражает социальные аспекты обучения и выражается в организации содержания образования на развитие субъективности личности, ее духовности и социальной зрелости. Принцип гражданственности предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которое позволяет удовлетворить социальные и личностные запросы.
2. Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Содержание образования должно быть направлено на ознакомление с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными концепциями.Образование должно быть направлено на развитие у учащихся познавательной активности, творчества, креативного мышления.
3. Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе и предполагает формирование базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, общения.Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием, индивидуально познавательных способностей с учетом интересов обучающих, с опорой на сильные стороны обучаемых, в основе лежит уважительное отношение к личности обучаемого и разумное требование.
4. Принцип фундаментальности и прикладной направленности предполагает связь обучения с жизнью, теории с практикой. Фундаментальность предполагает научность, полноту и глубину знаний, требует систематичности по основным отраслям знаний, оптимального соотношения их теоретичности и практичности. Содержание образования должно отражать преобразования в экономике, политике, культуре.
Организационно-методические принципы:
-преемственности;
-последовательности и систематичности;
-единства группового и индивидуального обучения;
-соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
-сознательности и творческой активности;
-доступности;
-наглядности;
-продуктивности и надежности.
5. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения.
Преемственность касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе; предполагает построение определенной системы и последовательности процесса обучения. Развитие системного подхода к обучению позволило более четко структурировать учебный материал, создать комплексы учебных и наглядных пособий по предметам. Данный принцип реализуется в процессе тематического планирования.
6. Принцип единства группового индивидуального обучения предполагает их оптимальное сочетание. Традиционное обучение в своей основе является групповым, которое создает условия для диалога, проявления взаимопомощи, повышает чувство ответственности и личностную значимость учащихся. Групповая форма является приоритетной в формировании ученического коллектива.
7. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемыхпредполагает реализацию возрастного и индивидуального подхода, т.е. знание уровней психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых. Данный принцип требует, чтобы содержание формы и методы организации деятельности соответствовали возрастным этапам, также должны учитываться индивидуальные характеристики темперамента, характера, способности, воли.
8. Принцип сознательности и творческой активности обучаемыхутверждает их субъектность в учебном процессе. Активность может носить репродуктивный или творческий характер; но педагог должен стремиться развить творческий подход к учебной дидактике школьников.
9.Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности требует учета реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Реализация принципа связана с учетом уровня развития познавательной сферы обучаемых. Но обучение не должно быть легким. Учебный процесс должен быть построен, т.о. чтобы учащиеся проявляли желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения.
10. Принцип наглядности.
Коменский назвал его «золотым правилом» дидактики, согласно которой в обучении необходимо использовать все органы чувств. Разумное сочетание слухового и зрительного восприятия повышает эффективность учебного процесса. Наглядность в образовании основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Примером наглядности может служить (иллюстрации, карты, схемы, слайды, макеты, фото, рисунки и т.д.). Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и ТСО.
11. Принцип продуктивности и надежности обучения.
Обучение должно быть продуктивным, т.е. иметь образовательный, развивающий и воспитательный эффект. Учитель должен заботиться о надежности, т.е. о прочности, основательности и гарантированности достижений обучаемых. Требование основательности образования является в дидактике традиционным. Главный признак – это сознательное и прочное усвоение наиболее фундамента идей, положений, понятий, категорий. Реализация вышеуказанных принципов гарантирует надежность и прочность обучения.
Указанные принципы действенный только в том случае, если осуществляется их комплексная реализация.