VIII. Заполните пропуски

Человеческая индивидуальность выражается в ............................. индивидуальных особенностях
   
Возникновение индивидуальных различий связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития
   
Часть педагогов придерживаются мнения, что школа ..................... не должна
учитывать индивидуальные особен­ности детей  
Отечественная педагогика утвер­ ждает, что воспитание должно опи­ раться на знание ........................ индивидуальных особенностей
   
Индивидуальный подход к обучае­ мым основан на ......................... знании изучении
личности  
Индивидуальный подход проявляет­ ся не в приспособлении целей и со­ держания воспитания к каждому от­ дельному ученику, а в умелом выбо­ ре ............................................... методов средств форм
учебно-воспитательной работы  

1 Каменский Я А. Великая дидактика // Избр.пед. соч. — М,1982. — Т. 1. — С. 309-311.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы I II III IV V VI VII VIII
Ответы 3,5

Контрольный тест

1. Что такое возрастная периодизация?

2. Что составляет основу возрастной периодизации?

3. Что такое возрастные особенности?

4. Для чего необходимо учитывать возрастные особенности?

5. Что такое акселерация?

6. Какие педагогические проблемы ставит акселерация?

7. Сформулируйте закономерности физического развития.

8. Какая зависимость существует между возрастом и темпами
духовного развития?

9. В чем сущность закона неравномерности развития?

10. Какие периоды называются сензитивными?

11. Когда наступает сензитивный период развития навыков ре­
шения проблем?

12. Охарактеризуйте особенности физического развития младших
школьников.

13. Какие особенности духовного и социального развития харак­
терны для младших школьников?

14. Охарактеризуйте особенности физического развития учеников
среднего школьного возраста.

15. Какие особенности духовного развития характерны для учени-

ков среднего школьного возраста?

16. Что такое социализация личности и как она происходит ?

17. В чем причины переживаемых подростками трудностей разви-

тия?

18. Охарактеризуйте особенности духовного и социального разви­
тия учеников старшего школьного возраста.

19. Как формируются нравственные и эстетические качества
старшеклассников ?

20. Что такое индивидуальные особенности и какие взгляды су­
ществуют на их учет в учебно-воспитательной работе ?





Литература для самообразования

В мире подростка / Под ред. А.А. Бодапева. — М., 1980.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.

Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенно­сти школьников. — М., 1988.

(он И.О. Психология старшеклассника. — М., 1980.

<остюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психиче­ское развитие личности. — Киев, 1989.

Курганов С. Школа диалога культур // Народное образо­вание, 1990—1992.

Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. — М., 1991.

Особенности обучения и психического развития школьни­ков 13—17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, В.С. Круглова. — М., 1988.

Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. — М., 1986.

Формирование личности в переходный период / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.,1987.

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Цели воспитания

Цели воспитания в современной школе Задачи воспитания

Современные зарубежные педагогические

концепции

Цели воспитания в зарубежной педагогике

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ

Минимально необходимое время (в минутах)
изучения материала темы (МНВ).........................




Трудность (в условных единицах от 1.00)
изучаемого материала....................................

0,86

Время (в минутах), необходимое для полно­
ценного усвоения знаний........................................................................... 240

г

^ Цели воспитания

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание — от мельчайших актов до широкомасштаб­ных государственных программ — всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания от­носится к числу наиболее важных в педагогике. Вопросы — к чему должны стремиться школы и воспитатели в своей практи­ческой деятельности, каких результатов добиваться — можно назвать ключевыми.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как ин­дивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания — это система решаемых воспи­танием задач.

Задач, определяемых целью воспитания, обычно много — общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспита­ние стремилось к различным целям. Цель — определяющая ха­рактеристика воспитательной системы. Именно цели и средст­ва их достижения отличают одни системы от других.

В современном мире существует многообразие целей вос­питания и соответствующих им воспитательных систем. Каж­дая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и

каждая цель требует для реализации определенных условий и средств. Широк диапазон различий между целями — от незна­чительных изменений отдельных качеств человека до карди­нальных изменений его личности. Многообразие целей лиш­ний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.

Как появляются цели воспитания? В их формировании на­ходят отражение многие объективные причины. Закономерно­сти физиологического созревания организма, психическое раз-питие людей, достижения философской и педагогической мыс­ли, уровень общественной культуры задают общую направлен­ность целей. Но определяющим фактором всегда является идеология, политика государства. Поэтому цели воспитания исегда имеют ярко выраженную классовую направленность. Нередки случаи, когда цели воспитания маскируются, прикры-иаются общей туманной фразеологией для того, чтобы скрыть от людей их истинную сущность и направленность. Но не су­ществует ни одного государства, пусть самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепле­ние сложившихся общественных отношений, были оторваны от политики и идеологии правящего класса.

Не все педагоги согласны отводить воспитанию роль при­служницы идеологии, хотя история человеческих цивилизаций знает немало свидетельств, когда политику направляли умные и достойные деятели, сумевшие обратить воспитание на пользу всему народу. Но в ряде стран, к сожалению, воспитание отра­жало волюнтаристские устремления политиканов, государствен­ные амбиции, не развивало, а оболванивало целые поколения. Крах антинародных воспитательных систем в бывшем СССР и странах Восточной Европы — один из свежих примеров вечного торжества гуманистических целей воспитания и одновременно еще одно доказательство того, что любой государственный строй стремится прежде всего монополизировать воспитание. Вот почему в последнее время в мировой педагогике крепнет идея независимости воспитания от политики и идеологии, вы­ведения его целей из общечеловеческих законов жизни, потреб­ностей, прав и свобод. Человек не может рассматриваться как средство для достижения цели: он сам — эта цель.

История педагогики — это длинная цепь зарождения, осу­ществления и отмирания целей воспитания, а также осуще­ствляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не су­ществует и формально-абстрактных целей, одинаково пригод-

5 И. П. Подласый, кн. 1


5*

ных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.

История общественного развития подтверждает, что произ­вольное выведение целей воспитания недопустимо. При выбо­ре, постановке и формулировке целей воспитания необходимо опираться на объективные закономерности развития природы, общества, человека.

Установлено, что определение цели воспитания обусловле­но рядом важных причин, комплексный учет которых выводит на формулировку закономерности формирования цели. Какие же факторы определяют ее выбор? Кроме уже известного нам фактора — политики, идеологии государства важное значение имеют потребности общества. Цель воспитания выражает исто­рически назревшую потребность общества в подготовке под­растающего поколения к выполнению определенных обще­ственных функций. При этом чрезвычайно важно определить, действительно ли потребность назревшая или только предпола­гаемая, кажущаяся. Многие воспитательные системы терпели крах именно потому, что опережали свое время, принимали желаемое за действительное, не учитывали реальностей жизни, надеясь воспитанием преобразовать жизнь людей. Но лишен­ное объективности воспитание не выдерживает напора дей­ствительности, удел его заранее предрешен.

Потребности общества определяются способом производ­ства — уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в ко­нечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с изменением способа производства. Для подтверждения этой важной связи проана­лизируем изменение целей воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений.

История насчитывает пять общественно-экономических формаций, определяемых различными типами производствен­ных отношений между людьми: первобытнообщинная, рабо­владельческая, феодальная, капиталистическая, посткапитали­стическая.

При первобытнообщинном строе классового деления не было. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной ловле, изготовлению одежды. Воспитание было призвано обеспечивать существова­ние людей, его цель — вооружать человека опытом выживания, т. е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повсе-

II но иной жизни. Специальных воспитательных учреждений не гни но, школы лишь зарождались. Как видим, способ производ-• та и цель воспитания находятся между собой в согласии.

При рабовладельческом строе воспитание стало у.*с особой функцией государства. Появились специальные уч­реждения, занимающиеся воспитанием. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. Целью воспитания детей ра-Гхжладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждаю­щихся искусствами, приобщающихся к наукам. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других пародов и приобретения богатств, уметь защищать свои госу­дарства. Воспитание (если его можно так назвать) детей рабов включалось в подготовке их к выполнению приказаний гос­под. Детей приучали к смирению и покорности. И здесь уро-исиь развития производительных сил, характер производствен­ных отношений диктуют именно эти, а не иные цели.

На примере античного воспитания видим также, что клас-ашый характер общества породил классовую дифференциацию целей воспитания. В соответствии с различными целями велась подготовка к жизни, дифференцировалось мировоззрение, формировалась психология.

При феодализме основные классы — феодалы и кре­постные крестьяне. Цели воспитания остаются дифференциро-панными: для детей феодалов — рыцарское воспитание, а для детей крестьян — трудовое, в «школе» под открытым небом. Первые наслаждаются искусствами и науками, овладевают «рыцарскими добродетелями», вторые в подавляющем боль­шинстве никаких учебных заведений не посещают. Характер производственных отношений не требует от низших слоев на­селения ни общей, ни специальной подготовки, поэтому раз-дноение целей, которое мы наблюдаем и в этом обществе, вы­ражает не только классовую направленность целей в классовом обществе, но и зависимость их от способа производства.

Капиталистический строй характеризуется на­личием двух основных классов — буржуазии и пролетариата. Характер развития производства, для которого требуются уже более образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия дает хорошее воспитание сво­им детям, чтобы они были в состоянии осуществлять управле­ние государством, направлять развитие экономики, обществен-

ных процессов. Создается сеть частных привилегированных учебных заведений. Классовая дифференциация, дуализм целей воспитания сохраняются, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства.

На смену раннему (классическому) капитализму идет (при­шел) развитый капиталистический строй, называемый постка­питалистическим (рыночным, демократическим и т. п.). Этот строй характеризуется более высоким уровнем развития произ­водственных и общественных отношений. В русле историческо­го процесса попытку построения социализма и коммунизма в нашей стране также можно рассматривать как не увенчавшийся успехом способ перехода к более совершенным общественным отношениям. При всем многообразии посткапиталистических форм и отношений, существующих в мире, общая зависимость целей воспитания от способа производства сохраняется.

Цель и характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных каждой общественно-экономической формации.

Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное влияние на их формирование ока­зывают и другие факторы. Среди них — темпы научно-техни­ческого и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практи­ки, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспита­телей, учителей и т. п.

Таким образом, можно сделать вывод: цель воспитания оп­ределяется потребностями развития общества и зависит от спо­соба производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической тео­рии и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

| I. Заполните пропуски

Цель воспитания — это то, к чему воспитание стремится
   
  система
  задач
   
  общие,
..................................... цели воспитания индивидуальные
   

политика, идеология

Определяющим фактором при по­
становке общей цели всегда явля­
ются ..........................................

II. Какие общие факторы влияют на постановку цели вос­питания?

1. Требования родителей.

2. Потребности общества.

3. Представления и стремления прогрессивно мыслящих

людей.

4. Потребности производства.

5. Идеал человеческого воспитания.

6. Экономический уровень развития общества.

7. Требования христианских добродетелей.

8. Требования господствующего класса.

9. Способ производства.

10. Возможности учителей и воспитателей.

11. Физиологические и психологические возможности вос-
питуемых.

12. Уровень цивилизованности общества.

13. Идеология и политика государства.

14. Уровень развития педагогической науки и практики.

15. Возможности учебно-воспитательных заведений.

Наши рекомендации