Заполните пропуски в ряду.

Духовная сфера

Религия

АНИМИЗМ (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.

ТОТЕМИЗМ, комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

ФЕТИШИЗМ (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы.

МАГИЯ (от греч. mageia) (колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов.

1. Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Внесите названия этих религий в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует.

1. «И к бобрам с улыбкой хитрой

Обратился По-Пок-Кивис:

«О друзья мои! Покойно,

Хорошо у вас в вигвамах!

Все вы опытны и мудры,

Все на выдумки искусны,

Превратите же скорее

И меня в бобра, Амика!» (Г. Лонгофелло «Песнь о Гайавате»)

2. «Йеннифер не ответила. Она обеими руками держала бессильную, выскальзывающую из рук голову Геральта, ломким голосом повторяя заклинания. По ее ладоням, по щекам, по лбу ведьмака плясали синие огоньки и потрескивали искорки. Трисс знала, какой энергии требуют такие заклинания. Знала также, что эти заклинания здесь не помогут. Было слишком поздно.»

(А. Сапковский «Владычица озера»)

3. «Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». Затем мать поцеловала дочку и померла.» («Василиса Прекрасная» русская народная сказка)

4. «Хозяином языческого леса был Медведь — самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия: с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до XIX в. в некоторых областях сохранялась традиция держать в доме медвежью лапу как талисман-оберег, который должен был защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Славяне полагали, что медведь наделён большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречён на гибель в лесу.» (Сергей Алексеев «Мифология Славян»)

5. «Сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу». ( Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

6. «В Путивле плачет Ярославна,

Зарей, на городской стене:

"Солнце, солнце, ты сияешь

Всем прекрасно и светло!

В знойном поле что сжигаешь

Войско друга моего?

Жажда луки с тетивами

Иссушила в их руках,

И печаль колчан с стрелами

Заложила на плечах.»

(Иван Козлов «Плач Ярославны»

анимизм тотемизм фетишизм магия
5,6 1,4

2. Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Внесите названия этих религий в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует.

1. «Когда пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить… мать девочки припрятывала ее т приберегала до тех пор, пока девочка не станет невестой. И вот тогда-то готовя ее к таинству свадьбы, мать опоясывала ее этой нитью под всеми нарядами. Нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти, которая как считалось особенно опасна для новой семьи.. (М. Семенова «Мы - славяне!»)

2. «Я медленно пошел по коридору, разглядывая забавные картинки на дверях лабораторий, и на углу встретил домового Тихона, который рисовал и еженощно менял эти картинки. Тихон был славный серенький домовик из Рязанской области, сосланный Вием в Соловец за какую-то провинность; с кем-то он там не так поздоровался или отказался есть гадюку вареную. Рисовал он превосходно, в стиле Бидструпа, и славился среди местных домовых рассудительностью и трезвым поведением». (А. Стругацкий, Б. Стругацкий. «Понедельник начинается в субботу».)

3. - Ну ладно, ладно… - протянул господин Шлитте. – Давайте посмотрим…

Ювелир взял лупу и принялся разглядывать сквозь нее украшения.

Ольга едва сдержала удивленный возглас. Из глаз немца исходило нечто пучка светло-синего сияния, лупа его увеличила и словно бы расширила, так, что драгоценности оказались в конусе синего света.

… Почему немец стал так уныл? Должно быть и в самом деле понял, что имеет дело с кладом, а значит не собьешь цену так, как на заведомо ворованное… (А. Бушков «Колдунья»)

4. «Король махнул рукой, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко.

- Возьми это семечко, Алеша, - сказал король,- пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе не задали». (А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители».)

5. Несколько славянских племён своим предком считали Волка и почитали его как божество. Согласно традиции, во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Это означало общение со звериными предками, у которых обычно просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. (Сергей Алексеев «Мифология Славян»)

6. В Путивле плачет Ярославна,

Зарей, на городской стене:

"Днепр мой славный! ты волнами

Скалы половцев пробил;

Святослав с богатырями

По тебе свой бег стремил,-

Не волнуй же, Днепр широкий,

Быстрый ток студеных вод,

Ими князь мой черноокий

В Русь святую поплывет". (Иван Козлов «Плач Ярославны»)

анимизм тотемизм фетишизм магия
2,6 1,4

3. Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Одна из подобных форм названа в приводимой ниже таблице. Внесите названия остальных ранних форм религии в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует.

1. «Я медленно пошел по коридору, разглядывая забавные картинки на дверях лабораторий, и на углу встретил домового Тихона, который рисовал и еженощно менял эти картинки. Тихон был славный серенький домовик из Рязанской области, сосланный Вием в Соловец за какую-то провинность; с кем-то он там не так поздоровался или отказался есть гадюку вареную. Рисовал он превосходно, в стиле Бидструпа, и славился среди местных домовых рассудительностью и трезвым поведением». (А. Стругацкий, Б. Стругацкий. «Понедельник начинается в субботу».)

2. «Король махнул рукой, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко.

- Возьми это семечко, Алеша, - сказал король,- пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе не задали». (А. Погорельский. «Черная курица, или подземные жители».)

3. «Женя отошла в сторонку под ворота, достала заветный цветик, оторвала синий лепесток и сказала:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по моему, вели». (В. Катаев. «Цветик - Семицветик».)

4. «Однажды, когда Европа, дочь царя Сидона Агенора, гуляла со своими подругами на берегу моря, играя и собирая цветы, неведомо откуда появился ослепительно белый бык с загнутыми рогами в виде полумесяца. Мирно помахивая хвостом, он подходит к Европе и подставляет ей свою широкую спину. Ничего не подозревая, дева усаживается на спину мирного животного. Но бык внезапно становится бешеным и стремительно бросается в волны. Европе не остается ничего другого, как крепко держаться за рога. В открытом море, с появлением дельфинов и других морских тварей, поднявшихся со дна, чтобы приветствовать и сопровождать быка, у Европы не осталось ни малейшего сомнения, что облик ее похитителя принял бог». (Мифы Древней Греции)

5. «Елисей не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

«Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого, Кроме Бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?» (А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

6. «Один из них, разъяренный больше других, схватил молодого воина за ворот рубашки и разорвал ее. Затем с воплем дикой ярости он подскочил к своей жертве. Но внезапно он изменил свое намерение. Медленным движением он поднял руку и показал пальцем на грудь пленника. Все взгляды с удивлением устремились на прекрасное, татуированное голубой краской изображение маленькой черепахи на груди пленника.

Ункас отстранил толпу гордым, высокомерным движением руки, и заговорил:

- Люди ленни-ленапов! - сказал он. - Мой род поддерживает Вселенную! Разве огонь, зажженный делаваром, может сжечь сына моих отцов? - прибавил он, с гордостью указывая на простой знак на его груди. - Мой род - родоначальник всех племен!

- Кто ты? - спросил Таменунд.

- Ункас, сын Чингачгука, - ответил пленник, - один из сыновей великой Унамис - Черепахи». (Ф. Купер. «Последний из могикан».)

7. «- Береги себя. Возьми. Не знаю, в какого бога ты веришь, но это всем помогало… На черном шнурке покачивалась каменная фигурка, вроде бы изображавшая человека, но настолько окатанная, словно бы оплавленная временем и прикосновениями бесчисленных рук, что не понять уже, кого она в незапамятные годы изображала.

- Повесь на шею». (А. Бушков. «Рыцарь из ниоткуда».)

8. «Шаман сначала сидел, раскачиваясь взад и вперед, не спуская взора с огня, но затем, придя в исступление, вскочил и стал кружиться на одном месте все быстрее и быстрее, продолжая бить в бубен и завывать. Руки с бубном были подняты над шапкой и находились в беспрерывном движении; бубен вертелся, качался, плясал, издавая громкий гул. Но вот песня резко оборвалась диким воплем, шаман опустился на землю и, раскинув руки и выронив бубен, впал как будто в беспамятство, которое никто не осмелился нарушить. Минут через пять шаман привстал и тихим голосом произнес несколько слов, вызвавших среди слушателей волнение и перешептывание. Вождь повторил их громко, и Горохов перевел: « Духи неба поведали шаману, что народу онкилонов предстоят великие беды». (В.А. Обручев. «Земля Санникова».)

Анимизм Тотемизм Фетишизм Магия
1, 5 4, 6 2, 7 3, 8

4. Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Внесите названия этих религий в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует.

1. «Горлум владел сокровищем. Давным-давно, когда он еще жил на свету, к нему попало золотое кольцо, делавшее своего обладателя невидимым. Ничего, никого и никогда Горлум не любил так, как это странное украшение. Он называл кольцо «моя прелесть», разговаривал с ним, даже если не носил при себе». (Дж. Р.Р. Толкиен. «Властелин колец».)

2. «Я медленно пошел по коридору, разглядывая забавные картинки на дверях лабораторий, и на углу встретил домового Тихона, который рисовал и еженощно менял эти картинки. Тихон был славный серенький домовик из Рязанской области, сосланный Вием в Соловец за какую-то провинность; с кем-то он там не так поздоровался или отказался есть гадюку вареную. Рисовал он превосходно, в стиле Бидструпа, и славился среди местных домовых рассудительностью и трезвым поведением». (А. Стругацкий, Б. Стругацкий. «Понедельник начинается в субботу».)

3. «Только промолвил это Кадм, как тело его вытянулось и покрылось чешуей, ноги срослись и стали длинным извивающимся змеиным хвостом. В ужасе простирает он к Гармонии руки и зовет ее. Но язык его раздваивается и уже колеблется во рту змеиное жало, и из уст его вылетает только шипение». (Мифы и легенды Древней Греции)

4. «Шаман сначала сидел, раскачиваясь взад и вперед, не спуская взора с огня, но затем, придя в исступление, вскочил и стал кружиться на одном месте все быстрее и быстрее, продолжая бить в бубен и завывать. Руки с бубном были подняты над шапкой и находились в беспрерывном движении; бубен вертелся, качался, плясал, издавая громкий гул. Но вот песня резко оборвалась диким воплем, шаман опустился на землю и, раскинув руки и выронив бубен, впал как будто в беспамятство, которое никто не осмелился нарушить. Минут через пять шаман привстал и тихим голосом произнес несколько слов, вызвавших среди слушателей волнение и перешептывание. Вождь повторил их громко, и Горохов перевел: « Духи неба поведали шаману, что народу онкилонов предстоят великие беды». (В.А. Обручев. «Земля Санникова».)

5. «Каждый вечер мальчик и девочка покидали маленький домик у подножия горы и шли по тропинке к источнику. Когда они возвращались домой, неся вдвоем полное ведро, Мани – луна сияла им и восхищалась их красотой. Однажды вечером, когда Хьюки и Бил несли ведро воды домой, всемогущая Мани спустилась вниз и унесла детей на небо. С тех пор каждый месяц, когда луна убывала, сначала Хьюки падал с нее, затем Бил следовала за братом».

(Шведская народная сказка)

6. «Один из них, разъяренный больше других, схватил молодого воина за ворот рубашки и разорвал ее. Затем с воплем дикой ярости он подскочил к своей жертве. Но внезапно он изменил свое намерение. Медленным движением он поднял руку и показал пальцем на грудь пленника. Все взгляды с удивлением устремились на прекрасное, татуированное голубой краской изображение маленькой черепахи на груди пленника.

Ункас отстранил толпу гордым, высокомерным движением руки, и заговорил:

- Люди ленни-ленапов! - сказал он. - Мой род поддерживает Вселенную! Разве огонь, зажженный делаваром, может сжечь сына моих отцов? - прибавил он, с гордостью указывая на простой знак на его груди. - Мой род - родоначальник всех племен!

- Кто ты? - спросил Таменунд.

- Ункас, сын Чингачгука, - ответил пленник, - один из сыновей великой Унамис – Черепахи».

(Ф. Купер «Последний из могикан»)

7. «Однажды, когда Европа, дочь царя Сидона Агенора, гуляла со своими подругами на берегу моря, играя и собирая цветы, неведомо откуда появился ослепительно белый бык с загнутыми рогами в виде полумесяца. Мирно помахивая хвостом, он подходит к Европе и подставляет ей свою широкую спину. Ничего не подозревая, дева усаживается на спину мирного животного. Но бык внезапно становится бешеным и стремительно бросается в волны. Европе не остается ничего другого, как крепко держаться за рога. В открытом море, с появлением дельфинов и других морских тварей, поднявшихся со дна, чтобы приветствовать и сопровождать быка, у Европы не осталось ни малейшего сомнения, что облик ее похитителя принял бог».

(Мифы и легенды Древней Греции

8. «Раз крещенский вечерок:

Девушки гадали

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали;

Снег пололи; под окном;

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистую водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат,

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны». (В. Жуковский «Светлана»)

9. «Король махнул рукой, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко.

- Возьми это семечко, Алеша, - сказал король,- пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе не задали». (А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители».)

Фетишизм Тотемизм Анимизм Магия
1,9 3,6,7 2, 5 4,8

5. Сгруппируйте представленные ниже изображения, числовые данные, наименования хронологических периодов и заполните представленную таблицу, выполнив следующие задания:

1. Определите принцип группировки и отметьте его в заголовке первой колонки таблицы.

2. Дайте наименования остальным колонкам таблицы.

3. Заполните оставшиеся строки первой колонки таблицы

4. Заполните таблицу в соответствии с найденным принципом группировки, перенеся в нее текстовую информацию и порядковые номера иллюстраций.

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru 1 Заполните пропуски в ряду. - student2.ru 2 Заполните пропуски в ряду. - student2.ru 3

I в. н.э., 1,5 млрд. чел., VII в н.э., 500 млн. чел., VI в. н.э., 2 млрд. чел.

Мировые религии Место возникновения Время возникновения Количество приверженцев
Буддизм VI в. до н.э. 500 млн.
Христианство I в. н.э. 2 млрд.
Ислам VII в. н.э. 1,5 млрд.

6. При подготовке мультимедийной презентации по обществознанию компьютер дал сбой, и подготовленные слайды – изображения, понятия, текстовые фрагменты оказались вперемешку в «корзине». Их необходимо систематизировать. Для этого их надо сопоставить и свести в таблицу, часть данных которой сохранилась.

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

   

                                           
   
Типитака
   
Цзин
 
Новый Завет
  Заполните пропуски в ряду. - student2.ru
 
 
    Заполните пропуски в ряду. - student2.ru
    Заполните пропуски в ряду. - student2.ru   Заполните пропуски в ряду. - student2.ru
 
 
 
    Заполните пропуски в ряду. - student2.ru
      Заполните пропуски в ряду. - student2.ru
 
     
«Дваждырожденными дхарма, имеющая десять признаков всегда должна исполняться усердно. Постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота, обуздание чувств, благоразумие, знание веды, справедливость и негневливость образуют дхарму, обладающую десятью признаками».
 
   
«Вот бедный хлеб, который ели отцы наши в земле Египетской. Каждый, кто голоден, пусть придет и ест, каждый, кто нуждается, пусть присоединится к празднованию Пасхи. Ныне мы тут, а в будущем году – в земле Обетованной. Ныне мы рабы, в будущем году – свободные люди».
 

               
   
 
 
    Заполните пропуски в ряду. - student2.ru
  Заполните пропуски в ряду. - student2.ru
 


Заполните пропуски в ряду. - student2.ru Характеристики   Названия религий Мировые религии Национальные религии  
Буддизм Христианство Ислам Даосизм Индуизм Иудаизм  
Священные тексты
Место возникновения
Символы
Культовые сооружения
Основные положения и правила

7. При подготовке девятиклассниками мультимедийной презентации по обществознанию, компьютер дал сбой, и подготовленные слайды – изображения, высказывания, оказались вперемешку в «корзине».

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

 
 
«Ой да, ты калинушка, Ты малинушка! Ой да ты не стой, не стой На горе крутой».
Заполните пропуски в ряду. - student2.ru Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

«Все то, что я писал в те времена, сводилось неизбежно к многоточью. Я падал, не расстегиваясь, на постель свою. И ежели я ночью отыскивал звезду на потолке, она, согласно правилам сгоранья, сбегала на подушку по щеке быстрей, чем я загадывал желанье.» И. Бродский
Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

«Не тормози – сникерсни!»  

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

 
 
«Авось да как-нибудь до добра не доведут».  

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

 
 
Я свободен, словно птица в небесах, Я свободен, я забыл, что значит страх. Я свободен - с диким ветром наравне, Я свободен наяву, а не во сне!» Рок группа «Ария» «Я свободен»

 
 
Телеафиша СТС 30 марта, пятница, 12:30-13:30 «Не родись красивой» серия 130. Катя говорит Михаилу, что ей нужно время для того, чтобы определиться в своих чувствах. Шурик признается Шуре, что обманывал ее…»  
Заполните пропуски в ряду. - student2.ru Заполните пропуски в ряду. - student2.ru


Типы культур
Массовая культура 2, 4, 8, 11, 15
Народная культура 3, 6, 9
Элитарная культура 1, 5, 10, 14
Молодежная субкультура 7, 12, 13

8. Автор иллюстрированного словаря по обществознанию предложил редактору иллюстрации, наглядно представляющие те или иные понятия, но забыл дать подписи, определения и примеры употребления этих понятий.

1. Определите, какое понятие иллюстрирует каждый ряд изображений и дайте его определение.

2. Приведите пример употребления данных понятий, составив предложения, включающие их.

I

Заполните пропуски в ряду. - student2.ru Заполните пропуски в ряду. - student2.ru Заполните пропуски в ряду. - student2.ru

9. Что или кто является ЛИШНИМ в ряду? Лишнее слово ПОДЧЕРК­НИТЕ и объясните, почему вы так решили.

А) Массовая культура, контркультура, элитарная культура.

Б) Анимизм, синтоизм, фетишизм, тотемизм

В) Христианство, индуизм, ислам, буддизм.

Г) Искусство, наука, здравоохранение, образование

Заполните пропуски в ряду.

1. Достижение практически полезного результата – труд, образное отражение реальности - _______________________ , обоснованность предположений – наука.

2. Массовая культура, __________________________________, народная культура

3. Буддизм – Тритипитака; иудаизм – Тора; ислам - ___________________________

4. Математика – …………………….. – физика – химия – биология – социология.

Наши рекомендации