Урок: типология и структура уроков в различных видах обучения. Требования к уроку
Урок – заключенный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок уч процесса(при к-ом педагог в течении точно установленного времени организует познов и иную деят постоянной гр уч-ся(кл) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства, методы работы, создающие благоприятные усилие для того, чтобы все уч-ки овладели основами, изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познов и творческих способностей, духовной силы обучения.
Осн компоненты урока:
- Изучение нового материала
- Закрепление
- Повторение
- Проверка знаний
В зависимости от цели, содержания, структуры, способов проведения выделяют различные типы уроков:
1. Казанцев делил уроки по 2м критериям: по содержанию(математика, физика и т.д.) и по способам проведения(экскурсия, киноурок,…)
2. Иванов – по логическому содержанию работы и осн этапам учпр-са:
- Вводный урок
- первичного ознакомления материала
- применения полученных знаний на практике
- усвоения новых знаний
- урок закрепления, повторения и обобщения
- контрольный урок
- смешанный или комбинированный
3. наиболее распространенная классификация – по дидактической цели(Огродников, Щукина):
- урок ознакомления с новым материалом(цель:овладение уч-ся новым материалом; сод-ие: большой Vинформ, широкий круг ?, к-ые познаются уч-лем или изучаются самостоят; структура: актуал, нов мат, первичное закрепл, д/з)
- урок закрепления знаний(повторение и закрепление ранее пройденного, формирование УН, контроль за ходом усвоения; выполнение различных упраж с целью повтор, углубления, реш нов зад; проверка д/з, выполнение уст и письмупр, проверка вып-ия зад, д/з)
- выработки и закрепления УН(как у 2)
- обобщающий урок(установление уровня усвоения ЗУНов по теме или разделу, систематизация знаний; выдел-ся наиболее существенные ? пройденного, выд-ся пробелы, ведется их коррекция, проводятся в форме беседы, семенара, SMS; SMS темы и целей урока, обобщение , системат знаний, закл, д/з)
- проверки ЗУНов(выявление уровня усвоения теоретич знаний и уровня сформированностиЗУНов; контр зад в устной, письм ф, тестирование, программных зад,..; объявление цели,инструктаж по выполнению зад, ознокомление с содержанием работы, с/р,итог)
- комбинированный урок(решение сразу нескольких задач; структура: проверка д/з и опрос уч-ся, изучение нового материала, первичная проверка усвоения, закрепление новых знаний в ходе тренировочных упр, повторение изученного, д/з)
Требования к уроку:
- четкая, организационная структура
- формирование положительных мотивов к изуч предмета или темы
- эффективное использование пед средств обучения
- логичность и эмоциональность всех этапов уч-воспитдеят
- формирования умения учиться, потребности пополнения знаний
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ.
1.Урок должен быть эффективным, а не эффектным.
2.Материал должен излагаться на научный основе, но в доступной форме.
3.Построение урока должно строго соответствовать теме.
4.Поставленные задачи урока- развивающие, образовательные, воспитывающие должны иметь конечный результат.
5.Учащиеся должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где пригодится в жизни.
6.На уроке должна создаваться атмосфера сопричастности и интереса учащихся к изучаемому материалу.
7.Добиваться того, чтобы учащиеся сами выдвигали программу поиска знаний, что является высшим уровнем проблемности.
8.В процессе урока необходимы:
-рациональное использование наглядности, дидактического материала и ТСО;
-разнообразие активных форм и методов обучения;
-дифференцированный подход в обучении;
-четкая организация мыслительной деятельности учащихся;
-создание атмосферы педагогики сотрудничества, творческой атмосферы;
-правильное соотношение индукции и дедукции в процессе работы над соответствующим материалом.
-наличие на каждом конкретном уроке своих дидактических задач, которые зависят прежде всего от целевого назначения и типа урока.
-совершенствование учащимися навыков самоконтроля;
-урок любого типа должен не только давать знания, но и воспитывать учащихся, т.е. готовить всесторонне развитую личность.
9.Логичность, последовательность, умение выделить главное в изученном материале, умение грамотно поставить вопрос, нацелив на вдумчивый ответ.
10.Последовательная постановка целей урока и его этапов.
11.Проверка домашнего задания с установкой на усвоение нового материала ( актуализация знаний ).
12.Изучение нового материала, начиная с простого, и постепенное его усложнение.
13.Подготовка учащихся к восприятию домашнего задания и готовности его выполнить.
14.Комментирование домашнего задания.
15.Методически правильно использовать наглядность, ТСО и др.
16.Использовать активные формы опроса, позволяющие вовлечь всех учащихся в работу при проверке домашнего задания.
17.Закрепление знаний.
18.Организационный момент.
19.Знание типов, форм, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке.
11. Понятие воспитания, самовоспитания, перевоспитания. Особенности воспитательного процесса. Цели и содержание воспитания.
Воспитание – это целенаправленный пр/с формирования Л чел.
На формирование Л оказывают влияние многие факторы: объетивные и субъективные, природные и общественные, независимые от сознания и воли людей и зависимые, и т.д.
Виды воспитания:
1. Обобщенная классификация: умственное, нравственное, трудовое, физ-ое
2. От направления в работе ОУ: полит-ое, нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое, физ-ое, правовое,…
3. В зависимости от института воспитания: семейное, шк/внешк, религиозное, по месту жительства и т.д.
4. По стилю отношений м/у воспитателями и воспитуемыми: авторит, демократ, либер, свободное
Процесс воспитания в современном понимании – это эффективное в/д(сотрудничество) воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели.
Процесс формирования Л предпологает в/с пр-сов воспитания, самовоспитания и перевоспитания.
Самовоспитание – целенаправленнаядеят чел. по формированию личностных качеств
Перевоспитание – целенаправленный процесс изменения отдельных качеств Л или Л в целом.
Особенности восп процесса:
1. ВП – целенаправленный. Это спец организованное, управляемое и контролируемое в/д воспит-ей и воспит-ых, конечной своей целью имеющее формирование Л., нужной и полезной обществу.
2. Многофакторный – в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Это соответствие помогает успешно решать задачи воспитания.
3. Длительный – воспитание длится всю Ж. Шк. воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании чел.
4. Непрерывный – чтобы изменить поведение уч-ка, необходимо сист работ, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании уч-ка, вместо того, чтобы углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
5. Комплексный – т.е. единство целей, задач, форм, методов, содержания ВП, подчиненное идеи целостности формирования Л. Формирование Л-х качест происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе – это значит воздействие д/о иметь комплексный характер
6. Вариативный и неопределенный – отличие обусловлено действиями субъективных факторов: большое индивидуальное различие воспитанников, их соц опытом, отношением к воспитанию, уровень проф подготовки воспитателей, их мастерство руководить.
7. Двусторонний – ВП идет в 2х направлениях: от воспитателя к воспитаннику(прямая связь) и от воспитанника к воспитателю(обратная связь). Управление процессом строится гл.образом на обратных связях, т.е. на той информации, к-ая поступает от воспитанников. Чем больше ее в в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Цель В определяется, многими факторами: соц заказом, уровнем развития культ., науки т.д. Одной из прогрессивных тенденций мирового образ-го процесса является гуманистическое воспитание. Гуманистич-ое воспитание имеет своей целью: гармоническое развитие Л и предполагает гуманный характер отношений м/уучастникамипед процесса.
В центре воспитания на сегодняшний день ставится Л. Чел ни как объекта, ни как ведомого и управляемого, а как субъекта, как автора и творца своей Ж.
Гуманное воспитание рассматривает реб как субъекта В и ставит своей целью создание условий д. саморазвития и самореализации Л. В гармонии и самим собой и обществом.
Содержание В – это совокупность знаний, норм поведения и ценностей, идей и идеалов, эл-ов материальной и духовной культ общ-ва, к-ые подлежат усвоению, превращению в индивидуальный внутренний мир Л.
По существу это вся культ, в процессе вхождения в которую, чел стан-ся Л и членом общ-ва.