Современные требования к уроку физической культуры, его структура. Типология уроков ФК в условиях реализации ФГОС нового поколения

Для более качественного освоения предметного содержания рекомендуется подразделять уроки на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направлен­ностью учащихся знакомят со способами и правилами органи­зации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с ис­пользованием ранее изученного материала.

Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью характеризуются следующими особенностями:

· небольшой продолжительностью подготовительной части урока (до 5—6 мин), в которую можно включать как ранее ра­зученные тематические комплексы упражнений (например, на гибкость, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособ­ности, активизации процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризова­лись значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженного эмоционального напряжения. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).

· необходимостью выделять в основной части урока обра­зовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя теоретичес­кие знания и способы физкультурной деятельности. В зависи­мости от объема учебного материала его продолжительность может составлять от 3–4 до 10–12 мин. В свою очередь, в дви­гательный компонент входит обучение двигательным действиям и развитие физических качеств. Его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение за­дач, запланированных в образовательном компоненте. При раз­работке содержания двигательного компонента необходимо включить в него обязательную разминку(5-7 минут), которая по своему ха­рактеру должна соотноситься с поставленными педагогически­ми задачами. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.

· зависимостью продолжительности заключительной части урока от суммарной величины физической нагрузки, выполнен­ной школьниками в его основной части, но не более 6—7 мин.

Уроки с образовательно-предметной направленностью ис­пользуются по преимуществу для обучения практическому ма­териалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, подвижные и спортивные игры, лыжные гонки, плавание). На этих уроках учащиеся ос­ваивают новые учебные знания, но только те, которые касаются предме­та обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.). Отличительными особенностя­ми в построении и планировании этих уроков являются. В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.

Отличительные особенности планирования этих уроков:

· планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного фор­мирования двигательного навыка: этап начального обучения; этап углубленного разучивания и закрепления; этап совершен­ствования;

· планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамики нагрузки — с закономерностя­ми постепенного нарастания утомления, возникающего в про­цессе их выполнения.

· планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).

В подготовительной части урока, продолжительность кото­рой может достигать 8–10 мин, проводится обязательная раз­минка. Она включает в себя бег, прыжки, комплексы общеразвивающих упражнений на гибкость и координацию. Разрабаты­вая содержание подготовительной части урока, необходимо обеспечить постепенное повышение нагрузки на организм школьников, что достигается за счет включения в работу все большего количества мышечных групп, увеличения темпа и амплитуды выполнения упражнений. В связи с этим при прове­дении разминки необходимо контролировать функциональное состояние школьников. Контроль можно осуществлять как по внешним признакам (изменение цвета кожи, обильное потоот­деление и т. д.), так и по внутренним ощущениям (появление усталости или боли в мышцах, головокружение и подташнивание). Кроме того, можно выборочно замерять частоту сердеч­ных сокращений.

В основной части урока (продолжительностью до 20 мин) учитель решает базовые педагогические задачи. При обучении двигательным действиям рекомендуется использовать подводя­щие упражнения, опираться на имеющийся у ребенка двига­тельный опыт. В то же время во избежание травматизма при развитии физических качеств не допускается использование плохо освоенных школьниками упражнений или их выполнение в не подготовленном для этого зале или на площадке. Здесь, как и в подготовительной части урока, необходимо контроли­ровать функциональное состояние школьников.

В заключительной части урока (продолжительностью до 5 мин) целесообразно давать специальные упражнения на ды­хание, подвижные игры на внимание и мышление, упражнения на координацию.

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью

проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки и решения соответствующих задач в относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от на­чала урока до окончания его основной части.

В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки:

во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке;

во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки;

в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.

Помимо целена­правленного развития физических качеств, на уроках с образо­вательно-тренировочной направленностью необходимо форми­ровать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают спо­собам регулирования физической нагрузки и способам контро­ля над ее величиной (в начальной школе по показателям час­тоты сердечных сокращений).

Отличительными особенностями этих уроков являются:

· обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;

· использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;

· обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля ЧСС и индивидуального самочувствия;

· более продолжительная по сравнению с другими типами уроков физической культуры заключительная часть(7-9 минут). Она долж­на быть достаточной, чтобы обеспечить восстановление орга­низма после выполнения школьниками значительных физичес­ких нагрузок.
В целом каждый из типов уроков физической культуры но­сит образовательную направленность и по возможности вклю­чает школьников в выполнение самостоятельных заданий. При­обретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гиги­енической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвиж­ных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самосто­ятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на форми­рование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической работе со своим телом и здоровьем.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрас­те хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), - учитель консультирует
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), - учитель консультирует
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, -учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), - учитель консультирует
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия  
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Структура урока физической культуры остается неизменной - остается три части урока: подготовительная часть, основная и заключительная части урока. А вот в содержании данных частей происходят изменения с введением стандартов нового поколения.

Содержание обучающего урока в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

Наши рекомендации