Методики развития самостоятельности на уроках
По мнению Илюшина Л.С. для развития познавательной самостоятельности в старших классах необходимо привить интерес к предмету с помощью интересных заданий, например, таких как «Конструктор задач» и «Творческие задания» [5,c.34].
Так, конструктор задач состоит из таких понятий как анализ, оценка и обсуждение определенного предмета. В зависимости от урока, можно использовать следующие конструкции:
- изучить, дать оценку и проанализировать проблему Обломова в современном человеке.
- сделать оценку и анализ работы двигателя в современном автомобиле.
Задачи могут быть различными, самое главное здесь то, что она позволяет ученику:
1. испытать потребность более расширенного изучения анализируемого предмета вне рамок общеобразовательного процесса.
2. развить мышление.
3. испытать заинтересованность в вопросе в связи с его практичностью, применимостью непосредственно в жизни.
Эти три пункта являются немаловажными в постановке конструктора задач. Следующий метод – творческое задание. Также самым важным моментом в данной ситуации – не ошибиться с интересующим ученика моментом, а потому будет лучше, если тематика задания будет представлена на выбор. Можно практиковать следующие виды заданий [12,c.28]:
- рассказать и описать героя, которого нет в изучаемом произведении.
- описать и рассказать о будущем открытии в сфере машинных двигателей.
Задачи должны быть достаточно просты и интересны, чтобы ученик обязательно с ним справился, но при этом испытал творческий прилив.
К общим методом развития самостоятельности на уроках являются метод проектов и игровой метод ведения урока. Так, проектный метод уже представлен частично заданиями Илюшина Л.С. Проект может быть разным:
1. различие по срокам исполнения – изучить вопрос в течение урока, нескольких дней или недель.
2. различие по тематике и сложности.
3. различие по количеству исполнителей – в одиночку, в команде.
Так, по срокам исполнения можно предоставить ученику задание прямо на уроке, скажем, описать жизнь Татьяны Лариной в преклонном возрасте, ее мысли, чувства, воспоминания. Или же дать более сложный проект – изучить юность А.С.Пушкина и составить анализ наиболее интересных событий в течение 10 дней.
Проект может быть практическим или теоретическим, можно дать задание одному, или составить команду из двух или трех человек. Хотя, это не стоит делать часто – сильные ученики могут не дать раскрыться талантам более спокойных и скромных.
Игра на уроке обязательно должна содержать некоторый интересный внеурочный материал, задаваемый учителем. Этот материал должен быть практичным, более относимым к жизни – так ученики видят связь предмета с его практическим применением.
Например, посвятить урок связи парфюмерии и диффузии (физика), стилю барокко и современным тенденциям моды (технология) и так далее.
Г. Нейгауз считал, что одна из главных задач педагога состоит в том, чтобы как можно скорее стать ненужным ученику, устранить себя, т.е. привить ученику самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели [8,c.56].
Воспитание самостоятельности ученика нередко оказывается наиболее уязвимым местом в методике педагогов. Ошибки, внешне противоположные по своему характеру, как это ни странно, приводят к схожим печальным результатам.
Можно отметить два основных типа педагогических ошибок, которые сказываются на самостоятельности учащихся. Это, во-первых, нарушение гармоничности развития, ведущее к резко выраженной односторонности. И, во-вторых, гипертрофированная активность педагога, которая парализует инициативу учащегося.
Резко выраженная неравномерность (дисгармония) развития учащегося обычно влечет за собой узость мышления. Содержательность знаний далеко не всегда соответствует внутреннему пониманию и интересу к предметной области. Этот факт указывает на то, что воспитание творческого начала – глубины понимания, самостоятельности и оригинальности мышления, фантазии отстает от технической выучки.
Следует отметить, что формирование «аппарата» учащегося легче стимулировать, чем творческую инициативу и развитие мышления. Некоторых педагогов соблазняет возможность зафиксировать «хорошие продвижения» ученика, блеснуть им перед своими коллегами, да и перед самим собой.
Педагогическая односторонность может выразиться и в том, что работа становится самоцелью. Некоторые педагоги в своей боязни ущемить индивидуальность ученика резко сокращают количество указаний, проявляют осторожность в своих требованиях. В результате многое остается несделанным. Предоставляя учащемуся излишнюю самостоятельность, педагог тем самым толкает его на путь «проб и ошибок», ненужно долгий и трудный. Лишая ученика своих указаний, педагог фактически потакает недоработками, снижает требовательность к нему.
Задача и большое искусство педагога – так воспитывать своего ученика, что его стремления и умения находились в гармонии, составляли некое единство. Ученик должен знать, чего он хочет, и уметь воплощать свои намерения [11,c.89].
Другой тип ошибок, тормозящих развитие самостоятельности учащихся, коренится в методике работы педагогов, в неумении организовать и построить процесс занятий с учениками. Так, типичной ошибкой начинающих педагогов является желание поделиться с учеником сразу же всеми своими знаниями, сразу научить ученика всему.
Отсюда – затяжные уроки, громоздкие из-за лишних разговоров, перегруженные детальными указаниями. Педагог по неопытности считает нужным все рассказать и показать, остановиться на каждой детали, сами по себе указания часто бывают недостаточно точны, важное тонет в океане второстепенности.
Да и ученики не в состоянии обычно «переварить» такое «изобилие». На следующем уроке оказывается, что сделано учеником очень мало, подавляющее количество указаний педагога не выполнено. Приходится все начинать сначала. Способные педагоги вскоре отказываются от подобной «количественной активности». Приобретая опыт, педагог становится и хорошим «диагностом». Это дает ему возможность отобрать необходимые указания и облечь их в наилучшую (доходчивую) форму [6,c.10].
Безусловно, нельзя принимать за правило делать вместе с учеником всю работу. Порочный метод занятий, по молодости и неопытности принятый за лучший, иногда укореняется и становится единственным. Тогда - беда. Педагог, который пошел по такому пути, чаще всего игнорирует склонности и стремления ученика, заставляя его все выполнять по одному образцу – по своей мерке.
Со временем он становится мелочным, придирчивым, настойчиво добиваясь единственной и педантично выполненной формы. Учащийся при этом лишь послушно выполняет предъявляемые требования, пассивно воспринимая указания своего учителя. Но ведь это и есть «натаскивание». К тому же, педагогу, поглощенному деталями, не до обобщений, свои конкретные указания он не суммирует, а потому и не возвышается над частностями, над «мелочами».
Стоит ученикам такого педагога, оставшись без наставника, начать собственными силами решать творческие задачи, как несостоятельность педагогического метода учителя дает о себе знать. И лишь немногие способны, в конце концов, преодолеть свою беспомощность – отсутствие собственного взгляда и привычку ждать подробных указаний [4,c.71].
Безусловно, лучше было бы поступиться на первых порах качеством выполнения ученика, а даже допустить некоторые погрешности, но дать учащемуся время самостоятельно достигнуть определенного понимания предмета, темы.
В следующей главе курсовой работы будут представлены непосредственно практические уроки, развивающие самостоятельность учащихся старших классов.