Специфика социально-педагогической деятельности, направленной на развитие социальной активности подростков 15-летнего возраста

Структура работы

Работа состоит из трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Специфика социально-педагогической деятельности

В чем заключается специфика деятельности? Специфика социальной деятельности заключается в том, что она имеет: во-первых, осознанный, целенаправленный характер. Его деятельность не запрограммирована как у животных, чья деятельность носит инстинктивный характер. Человек не приспосабливается к окружающей среде, а изменяет ее, исходя из собственных целей.

Благодаря целеполаганию в своей жизни, человек имеет собственную историю развития, выраженную в культуре. История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Человеческая деятельность характеризуется сознательно поставленной целью.

Во-вторых, поскольку человеческая деятельность осознается человеком, то она имеет идеальную форму отражения в сознании человека. После того как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий.

В-третьих, человеческая деятельность получила свое завершение в результате, который следует отличать от цели. Идеальный вариант деятельности человека, когда планируемые цели реализуются на практике, т. е. как было задумано. Однако наши идеальные планы и цели - это все же предметы деятельности нашего сознания. Они - идеальны. В жизни, в тех или иных условиях их реализации, они связаны с конкретной физической активностью субъекта (человека), его взаимодействия с объектом или предметом деятельности, выбором средств. Результат деятельности не тождественен нашим целям.

В-четвертых, человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому его деятельность носит не индивидуализированный, а стандартизированный характер. В какой бы сфере жизнедеятельности общества деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а социальный характер. Правда, не всякая деятельность человека имеет социальный характер. Действия человека приобретают характер социального тогда, когда оно ориентировано на других людей, когда предполагает прямое и опосредованное взаимодействие с другими людьми.

В целом социальная деятельность – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.

Понятие структуры социальной деятельности.

Структура социальной деятельности представляет собой две стороны, взаимосвязанные между собой, которые не существуют друг без друга. Первая сторона – практическая, вторая – духовная, каждая взаимосвязана с другой.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность и создание материальных ценностей. Практическая деятельность совершается каждым человеком посредством различных видов деятельности и связана с преобразование природы. Практическая деятельность осуществляется людьми и тогда, когда они преобразуют социальные отношения, общество в целом.

Таким образом, любой человек, проявляя активность, всегда совершает конкретные действия, выражающиеся в определенных видах деятельности

Духовная деятельность связана с духовными ценностями, идеалами, в целом, с изменением сознания людей. Любая практическая деятельность невозможна без соответствующих знаний умений, навыков и опыта.
Духовная деятельность тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью, которая существует в различных формах: художественной, научной, религиозной, мировоззренческой и т.д. Основу духовной деятельности составляют культурные ценности. Именно они формируют отношения людей к явлениям окружающего мира, способствуют осознанию добра и зла, справедливого несправедливого, а также способствуют осознанию и других ценностей общественной жизни.

Духовная деятельность включает в себя и прогностическую деятельность: планирование или предвидение возможных изменений действительности.

Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность).

Исходя из сказанного, можно сделать такие выводы по структуре социальной деятельности, которая включает в себя:
субъект и объект социальной деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет социальную деятельность, объект – это то, на что или на кого она направлена;

Осознанную цель. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена социальная в деятельность. Прежде чем действовать, человек ставит перед собой цель, поэтому она всегда целерациональна. Цель - это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Если основанием деятельности является сознательно сформулированная цель, то основание самой цели лежит вне сферы деятельности, за ее пределами – в сфере человеческого сознания, мотивов, ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности. Поэтому в структуре социальной деятельности можно выделить общественно обусловленный характер деятельности (ценностный смысл)

Мотивы деятельности. Они всегда обуславливаются потребностями в сохранении, поддержании и воспроизводстве человеческой жизни.
Сам процесс деятельности и ее результат - произведенный продукт, который выступает в виде произведенного сельскохозяйственного продукта или написанной книги, и т.д. Результатом социальной деятельности может быть и преобразование общества.

Таким образом, именно социальная деятельность является исходным условием для развития существенных сил человека, возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.[3,c.105]

Специфика социально-педагогической деятельности, направленной на развитие социальной активности подростков 15-летнего возраста.

Как специфическая часть педагогической науки социальная педагогика опирается на научные подходы и принципы и имеет свой понятийно-категориальный ряд. Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность, которая по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, так как выделилась из последней, однако, имеет свою специфику.

В социально-педагогическую деятельность входят процессы образования, обучения и воспитания, интериоризации и экстериоризации социокультурных программ и общественного наследия.

Социально-педагогическая деятельность – общественно необходимый вид деятельности для обеспечения преемственности, постоянного совершенствования общества. Кроме профессионального мастерства социальный педагог обладает правами, должностными обязанностями, выполняет определенные функции и имеет свое место работы (по словарю Ожегова С.И)

Должностные обязанности социального педагога сложны и многообразны.

Он осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Определяет задачи, формы, методы, социально педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем. Организует различные виды социально ценной деятельности детей и подростков.

Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве волевых актах, общении; интегральная характеристика активности личности – активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

В 15 лет подростковый период уже ближе к следующему этапу взросления – юношескому. Для этого возраста еще в большей степени проявляется стремление к позитивизму во всех его проявлениях. Однако, взрослея и начиная осознавать себя как единицу социума, подросток все чаще задумывается о смысле жизни и собственном назначении в ней. Зачастую это может привести к потере душевного равновесия и нервному перенапряжению.
Именно среди пятнадцатилетних подростков чаще всего замечаются нервные срывы, чреватые бурными конфликтами по любому поводу: от замечаний взрослых о внешности подростка, до того, как и что он говорит.
В продолжение процессов осознания самости ярко проявляются для подростков этого возраста также самостоятельность суждений и юношеский максимализм.

Выстраивая свой собственный мир абстрактно, они начинают активно отстаивать его право на существование в реальном мире. Часто это происходит даже не от желания закрепить подобную модель в жизни, а только лишь для того, чтобы проявиться и сообщить всем вокруг о своих взглядах на мир.

В социальном плане пятнадцатилетние подростки более ориентированы на свое окружение, а не на авторитет родителей и учителей. Даже если отношения с родителями или взрослыми доверительные, зачастую мнение сверстников для пятнадцатилетнего подростка более важно.

На первый план в личностных отношениях выходят друзья. Все, что происходит между друзьями, становится общей тайной, еще больше скрепляющей этот «союз сердец». Максимализм при этом также превалирует в отношениях. Однако разрыв дружбы воспринимается более остро, как падение некоей крепости, защищающей подростка от невзгод внешнего мира.

Еще одна особенность личностного роста, характерная для подростков в этом возрасте, – становление способности действовать «на перспективу», то есть, строить планы на будущее. Однако при этом планы должны полностью соответствовать выстроенной подростком на данный момент времени системе ценностей.

Интересно также и то, что психология пятнадцатилетнего подростка отличается некоторой двойственностью, противоречивостью. С одной стороны – это стремление к независимости и при отсутствии контроля с чьей бы то ни было стороны, с другой – самоограничения в рамках выстроенной системы ценностей и самоконтроль.

Еще более активно пятнадцатилетние подростки, как девочки, так и мальчики, ищут свой собственный идеал в окружающем мире. При этом идеалу присваиваются характеристики стандарта, которому каждый должен соответствовать. Неприятие другими такого идеала воспринимается подростком при этом как неприятие его самого.

Еще одно стремление, характерное для подростков в этом возрасте, как впрочем, и для всех остальных – это стремление самоутвердиться и закрепить в социуме свою собственную позицию как одну из самых правильных.

Критериями активности подростка (по Т.Ю. Музыченко) выступают:

· включенность подростка в общественную деятельность;

· интерес подростка к активной деятельности;

· способность подростка вносить предложения, осознавать и принимать решения;

· уровень ответственности, самодеятельности подростка.

Наши рекомендации