Тест «конфликтная личность»
1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете:
a. избегаете вмешательства;
b. можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав;
c. всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения.
2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:
a. нет;
b. да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;
c. критикуете всегда за ошибки.
3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше:
a. если другие вас поддержат, то да;
b. вы обязательно будете поддерживать свой план;
c. боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных.
4. Любите ли вы спорить со своими коллегами или друзьями:
a. только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваших отношений;
b. да, но только по принципиальным, важным вопросам;
c. вы спорите со всеми и по любому поводу.
5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди:
a. считая, что и вы не хуже его, попытаетесь обмануть очередь;
b. возмущаетесь, но про себя;
c. открыто высказываете негодование.
6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите:
a. выскажетесь и о положительных и об отрицательных сторонах этого проекта;
b. выделите положительные стороны в его работе и предложите предоставить возможность продолжить ее;
c. вы станете критиковать ее: чтобы быть новатором нельзя допускать ошибки.
7. Представьте: свекровь (теща) постоянно указывает на вашу расточительность, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке:
a. скажете, что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;
b. говорите, что эта вещь безвкусна;
c. постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого.
8. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?
a. думаете: "Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных озорников";
b. делаете им замечание;
c. если бы это было в общественном месте, то вы бы их отчитали.
9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:
a. в таком случае вы не даете ему чаевые;
b. попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;
c. это будет поводом для скандала, конфликта.
10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, вместо того чтобы выполнять свои прямые обязанности: не следит за уборкой в комнатах, разнообразием меню и т.д. Возмущает ли вас это:
a. да, но если вы даже и выскажете ему свои претензии, это вряд ли что-то изменит;
b. вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;
c. вы вымещаете недовольство на младшем персонале: уборщицах, официантах.
11. Вы спорите с сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку ?
a. нет;
b. разумеется, признаете;
c. какой же у вас авторитет, если вы признаетесь, что были неправы.
Если вы выберете ответ "а", то запишите себе 4 очка, за "b" — 2 очка, за "c" — 0 очков.
От 30 до 44 очков. Вы тактичны, не любите конфликтов, даже если можете их сгладить, легко избегаете критические ситуации. Когда же вам приходится вступить в спор, то вы учитываете, как это может отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решитесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других?
От 15 до 29 очков. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши личные или служебные отношения. И за это вас уважают.
От 10 до 14 очков. Вы ищете повод для споров, любите критиковать, но только тогда, когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если неправы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?
5. ТЕСТ А.ЕРШОВА " Конфликтные ситуации "
Методика выявления преобладания у руководителя в решении конфликтов четырех ориентации:
1. Д — на интерес дела, цели, плана и т.д.;
2. С — на себя, на свой личный опыт;
3. О — на официальную субординацию, мнение вышестоящего руководителя;
4. К — на коллектив, поддержку хороших отношений с окружающими.
Преобладание суммы Д и С - инициативный тип; О и К - исполнительный тип.
Предлагается набор типичных производственных ситуаций, каждая из которых снабжена четырьмя вариантами решения. Внимательно ознакомьтесь с содержанием ситуации, проанализируйте каждое решение и выберите тот вариант, который считаете наиболее правильным. Помните, что на каждую ситуацию вы можете выбрать только один ответ.
Д - 1г, 2а, За, 46, 5в, 6а, 7а, 8в, 96, 10г.
С - 1в, 2в, 36, 4г, 5г, 66, 7г, 86, 9в, 10в.
О - 1а, 26, Зг, 4в, 5а, 6г, 7в, 8а, 9г, 10а.
К - 16, 2г, Зв, 4а, 56, 6в, 76, 8г, 9а, 106.
Ситуация 1. Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением срочной работы. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными.
Выберите наиболее приемлемый вариант решения:
а) буду строго придерживаться субординации, не оспаривая решение начальника, предложу подчиненному отложить выполнение моего задания;
б) все зависит от того, насколько авторитетен в моих глазах начальник;
в) выражу свое несогласие с решением начальника, предупрежу его о том, что впредь в таких случаях буду отменять его задания, поручаемые подчиненному без предварительного согласования со мной. Совместно договоримся об очередности выполнения заданий;
г) в интересах дела отменю задание начальника, прикажу подчиненному продолжить начатую работу.
Ситуация 2. Между вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с тем, чтобы вы приняли его сторону и разрешили конфликт.
Ваша позиция:
а) мое дело — не допустить, чтобы они конфликтовали на работе, а решить сам конфликт- это их личное дело;
б) поручу разобраться в этом общественные организации;
в) прежде всего мне надо разобраться в причинах конфликта и самому найти способ их примирить. Впоследствии обязательно привлеку общественность;
г) выясню, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и буду воздействовать на них через этих людей.
Ситуация 3. В самый напряженный период завершения планового задания в вашем коллективе совершен неблаговидный поступок: нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак. Вам неизвестен виновник или виновники. Однако надо выявить виновных и наказать.
Что предпринять в данной ситуации?
а) оставить выяснение фактов по этому делу до окончания выполнения плановой работы (если срок окончания позволяет уложиться в отведенное для разбора время);
б) заподозренных в поступке вызвать к себе и строго поговорить с ними с глазу на глаз, предложив назвать виновных;
в) сообщить о случившемся активу коллектива, предложить ему обсудить создавшееся положение и выявить конкретных виновников;
г) для повышения дисциплины и производительности труда, не теряя времени на разговоры, провести собрание коллектива, потребовать выявления и наказания виновных, предупредить о недопущении подобных фактов.
Ситуация 4. Вам предоставлена возможность назначить себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Каждый из претендентов отличается перечисленными ниже качествами.
Выберите одного кандидата:
а) первый предпочитает избегать конфликтов с людьми, стремится, прежде всего, к тому, чтобы наладить доброжелательные товарищеские отношения, создать в коллективе атмосферу взаимного доверия, дружеского расположения, что, однако, не всеми понимается правильно;
б) второй предпочитает в интересах дела идти на конфликт с людьми, не боится испортить личные отношения ради поставленной цели;
в) третий предпочитает строго придерживаться своих должностных прав и обязанностей, требует того же от вас и своих подчиненных, добивается четкого выполнения работы;
г) четвертый всегда сосредоточен на достижении своей цели, напорист в организационных вопросах, стремится добиться своего, не придает большого значения возникающим во взаимоотношениях с подчиненными недоразумениям и конфликтам.
Ситуация 5. Вам предоставлена возможность назначить себе заместителя. Кандидатуры отличаются друг от друга следующими особенностями во взаимоотношениях с начальством:
а) первый быстро соглашается с мнением, указаниями вышестоящего начальства, безоговорочно и пунктуально выполняет любое его задание независимо от своего отношения к делу;
б) второй может быстро соглашаться с мнением, указаниями начальника и безоговорочно в срок выполнить любое его задание, но только в том случае, если начальник лично авторитетен в его глазах;
в) третий обладает неуживчивым характером, склонен к спорам, бывает замкнут, неконтактен, но зато очень опытный специалист, умелый организатор, творчески выполняет любую работу и добивается оптимальных результатов;
г) четвертый обладает богатым опытом и профессиональными способностями в области предстоящей работы, но всегда стремится все решить самостоятельно, избегать лишних контактов с начальством, не любит, когда ему мешают, ответственен, обладает чувством собственного достоинства.
Выберите одного кандидата.
Ситуация 6. Ваш подчиненный по причине недисциплинированности не выполнил задания в срок, хотя обещал сделать эту важную работу к намеченной дате.
Ваша реакция:
а) сначала добиться выполнения задания, а затем уже поговорить наедине, если надо — наказать;
б) поговорить с ним наедине, выяснить и обсудить причину срыва, добиться выполнения работы, наказать в случае повторного нарушения вдвойне;
в) сначала поговорить с теми, кто больше знает о провинившемся,посоветоваться о том, какую форму воздействия применить к нему;
г) отменить задание, передать вопрос на решение администрации. В дальнейшем вести тщательный контроль за его работой, вовремя исправлять ошибки.
Ситуация 7. Один из членов вашего коллектива внезапно заболел. Все сотрудники заняты срочной работой. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок.
Как вы поведете себя в такой ситуации?
а) распоряжусь: "Вы возьмете эту работу, вы займетесь другим делом, а вы помогите товарищам, когда выполните свою работу" и т.д.;
б) предложу: "Давайте подумаем вместе, кто возьмет на себя эту работу. Ведь она вей равно должна быть сделана. Пусть каждый скажет, что он должен выполнить в этот период, а затем мы решим вместе, как выполнить работу за заболевшего";
в) скажу коллективу: "Я очень перегружен работой, распределитека сами между собой эту работу. Выручайте друг друга и коллектив. Он поправится и тогда отработает. Давайте, принимайтесь за дело";
г) скажу так: "Если никто из вас не сможет выполнить эту работу, я сам сделаю ее".
Ситуация 8. У вас создались натянутые отношения с коллегой, равным вам по должности. Допустим, что причины этого вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо.
Что вы предпримете в первую очередь, для того чтобы устранить напряженность во взаимоотношениях с коллегой:
а) открыто вызову его на откровенный разговор, чтобы выяснить истинные причины натянутых отношений;
б) прежде всего попытаюсь разобраться в своем собственном поведении по отношению к коллеге;
в) в первую очередь обращу внимание коллеги на деловые вопросы, которые страдают от наших натянутых взаимоотношений;
г) обращусь к другим коллегам, которые хорошо его знают, и попрошу их быть посредниками в нормализации наших отношений.
Ситуация 9. Однажды вы услышали, что четверо руководителей спорят о том, как лучше обращаться с подчиненными.
К какой из четырех точек зрения присоединитесь вы:
а) чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывая его характер и темперамент, считаясь с его личностью, его интересами и потребностями,
б) все это мелочи, главное в оценке людей - их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено;
в) успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, любят его;
г) лучшие стимулы в работе — четкий приказ, приличная зарплата и своевременная премия.
Ситуация 10. При распределении премии некоторые работники коллектива посчитали, что их незаслуженно обошли и обратились к вам с жалобой.
Что вы ответите?
а) премии распределяет и утверждает премиальная комиссия, а я тут не причем;
б) не волнуйтесь, вы получите премию в следующий раз;
в) хорошо, я еще раз обдумаю этот вопрос, постараюсь учесть ваши претензии;
г) премия распределена согласно утвержденному положению в соответствии с трудовыми достижениями каждого.
6. Тест "КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КРИТИКЕ?"
Одни извлекают из критики пользу, другие морщатся, но терпят, третьи активно борются с критикующими, "давят на корню" ее любое проявление. Одни считают, что она помогает делу, другие - что мешает. Одни умеют применять критику, другие — нет. Однако, хотим мы того или нет, критика присуща всякому социальному организму, каким является любой коллектив, и современный руководитель не может считаться грамотным, если он не знаком со всеми сложностями и трудностями этого явления. Предлагаемый тест поможет вам определить уровень вашей персональной грамотности в этой области. И хотя, как и все подобные тесты, он не претендует на бесспорность, надеемся, что он пригодится вам в деловом общении. Отметьте в каждом вопросе
наиболее приемлемый для вас вариант ответа.
1. Считаете ли вы критику методом изживания недостатков в работе отдельных лиц или коллектива?
а) да, я считаю критику необходимым и нормальным элементом жизнедеятельности любого коллектива;
б) критика часто осложняет отношения в коллективе, поэтому я ее не признаю;
в) критика допустима, но не следует преувеличивать ее роли и прибегать к ней часто.
2. Как вы относитесь к публичной критике?
а) считаю публичную критику действенной формой изживания недостатков;
б) лучше высказать замечания человеку наедине, чем публично, на людях;
в) предлагаю "кулуарную критику", т.е. критику "за глаза", в неслужебной обстановке или высказываемую в полушутливой форме.
3. Можно ли, по-вашему, критиковать начальство?
а) да, конечно;
б) не следует подрывать авторитет руководителя, поэтому публично критиковать начальство недопустимо;
в) можно, но крайне осторожно.
4. Как вы относитесь к самокритике?
а) стараюсь быть объективным к себе и к "своей" службе, если вижу недостатки, открыто признаю их сам, не дожидаясь, пока на них укажут другие;
б) обычно я знаю недостатки в работе "своей" службы и моей лично, но не спешу себя критиковать;
в) критиковать себя ни к чему, так как охотников тебя поругать всегда хватает.
5. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы выражаться мягко, корректно, тактично, так, чтобы не задеть личность критикуемого?
а) да, разумеется;
б) нет, считаю, что чем сильнее задета личность критикуемого, тем действеннее критика;
в) все зависит от самой этой личности: если она уж очень обидчива - учитываю это, а если нет — особенно не придерживаюсь дипломатии.
6. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы "подсластить пилюлю" указанием на положительные моменты в деятельности объекта критики?
а) да, обычно стараюсь;
б) нет, не вижу в этом смысла;
в) стараюсь ограничить поле критики предметом обсуждения
7. Дозируете ли вы объем критики, стараетесь ли соблюсти некую меру?
а) да, я стараюсь критиковать не более чем за один недостаток;
б) нет, обычно высказываю все, что, на мой взгляд, плохо в деятельности объекта критики;
в) стараюсь ограничить поле критики предметом обсуждения.
8. Вносите ли вы в ходе критического выступления какие-либо предложения для исправления положения или ограничиваетесь указанием на недостатки?
а) да, я считаю, что тот, кто критикует, должен что-то предложить, иначе он и критиковать не вправе;
б) нет, я полагаю, что главное — обнажить проблему, указать на недостаток, а его устранение - дело критикуемой службы или других компетентных органов и специалистов;
в) предпочтительнее конструктивная критика, но даже если трудно что-либо предложить, нельзя умалчивать о недостатках.
9. Какова обычно ваша первая реакция на критику?
а) стремлюсь тут же ответить, сразу прошу ответного слова или говорю с места;
б) переживаю молча, с обидой, от ответного выступления стараюсь уклониться;
в) обдумываю критику, выступать с ответом не спешу, но если настаивают, то не отказываюсь.
10. Какое поведение наиболее характерно для вас при ответе на критику?
а) как правило, стараюсь признать критику, даже если она не во всем объективна;
б) прибегаю к методу защиты от противного, т.е. критикую критикующего;
в) поскольку критика подрывает мой авторитет (или авторитет "моей" службы), пытаюсь защититься, отвести критику, указать на смягчающие обстоятельства, сопутствующих виновников.
11. Раздражает ли вас критика?
а) как правило, да,
б) не очень;
в) смотря кто и как критикует.
12. Появляется ли у вас чувство неприязни к критикующему вас человеку?
а) как правило, да;
б) нет, крайне редко;
в) да, если критика несправедлива или высказывается в резкой, обидной форме.
13. Как вы в дальнейшем строите свои отношения с критикующим вас человеком?
а) как и прежде;
б) стараюсь, при случае, "ответить взаимностью" или ущемить его интересы другим, доступным мне способом;
в) некоторое время обхожу этого человека, стараюсь не вступать с ним в контакт.
14. Как вы относитесь к тем, кто сам себя критикует?
а) считаю их приспособленцами, трусишками, угодниками;
б) нормально отношусь, ничего тут особенного нет;
в) советую впредь не торопиться с самокритикой.
15. Существует ли уголовная ответственность за преследование критикующих?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
16. Вопрос-шутка: какое высказывание о критике вам ближе?
а) критика — лекарство, ее надо уметь применять и принимать;
б) управленческая деятельность — тоже творчество, поэтому пусть меня оценивают те, кому положено, а не всяк, кому не лень;
в) и на критику существует мода.
Определите число набранных вами очков по шкале оценки ответов:
0 баллов – 1б, 2в, 3б, 7б, 9б, 10б, 13б, 15б, 15в, 16б;.
1 балл – 2б, 7а, 9а, 11а, 12а, 14а, 5б, 6б, 8б, 3в, 4в, 10в, 14в, 16в;
2 балла - 6а, 8а, 10а, 16а, 4б, 11б, 14б, 1в, 5в, 12в;
3 балла - 1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 13а, 15а, 12б, 6в, 7в, 8в, 9в, 11в, 12в, 13в.
8—18 баллов. Ваше отношение к критике скорее негативное, чем позитивное. Вы не любите, когда критикуют вас, а критикуя других, нередко утрачиваете чувство меры. И в том, и в другом случае вы весьма эмоциональны, легко возбудимы, можете вспылить, допустить резкость. Вам необходимо воспитать некий комплекс стабильности, т.е. чувство уверенности в себе, в правомерности своих действий и решений, а для этого следует активно повышать свой деловой уровень, не переоценивая себя, но и не умаляя своих достоинств.
19—32 балла. Вы терпимо относитесь к критике, считаете ее допустимым элементом управленческой жизни, не переоцениваете ее значения. Ваше поведение в ролях критикуемого и критикующего можно охарактеризовать как "контролируемую эмоциональность" — вы редко выходите из себя. В то же время вам чуждо чувство обиды, желание "насолить" критикам, оправдать свои ошибки.
33—46 баллов. Вы по-деловому относитесь к критике, достаточно спокойно ее воспринимаете, мужественно и открыто признаете свои ошибки. Изредка вас посещает чувство досады на критику, однако вы это стараетесь скрывать. В критических выступлениях вы не перебарщиваете и не стараетесь оправдаться, сваливая вину на других. Хорошее знание своего дела, уверенность в том, что вы на своем месте, позволяет вам не заботиться о личном авторитете, а лишь помнить о пользе дела.
7. ТЕСТ "Конфликтная компетентность учителя"