Тест «Конфликтная ли вы личность?»

1. Представьте, что вы едете в общественном транспорте, где началась ссора между пассажирами. Что вы предпринимаете?
а) не будете вмешиваться;

б) может быть, вмешаетесь, встав на сторону правого;

в) вмешаетесь обязательно.

2. Критикуете ли вы на собраниях руководство за допущенные ошибки?

а) нет;

б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к руководителю;

в) всегда критикуете за ошибки.

3. Ваш непосредственный руководитель излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который вам кажется лучшим?

а) если другие вас поддержат, то да;

б) разумеется, вы предложите свой план;

в) нет, так как за это могут наказать.

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами и друзьями?

а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят наши отношения;

б) да, только по принципиальным вопросам;

в) спорите со всеми по любому поводу.

5. Кто-то пытается пройти перед вами вне очереди. Что вы делаете?

а) следуете его примеру;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто высказываете свое негодование.

6. Рассматривается проект вашего коллеги, содержащий смелые идеи и ряд ошибок. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим, как вы поступите?

а) выскажитесь о положительных и об отрицательных сторонах проекта;

б) выделите положительные стороны и предложите предоставить возможность продолжить эту работу;

в) станете критиковать ее, так как в серьезном проекте ошибки недопустимы.

7. Муж (жена) постоянно говорит вам о необходимости экономии, а сам покупает слишком дорогие, на ваш взгляд, вещи. Что вы ему (ей) скажете?

а) что одобряете покупку, если она доставила удовольствие;

б) говорите, что эта вещь бесполезна или безвкусна;

в) ссоритесь.

8. Вы встретили подростков, которые курят в неположенном месте. Как вы реагируете?

а) думаете: «Зачем мне портить настроение из-за чужих невоспитанных детей?»;

б) делаете им замечание;

в) если бы это было на территории института, вы бы их отчитали.

9. В ресторане вы заметили, что официант обсчитал вас. Что вы делаете?

а) не даете ему чаевых, которые заранее приготовили;

б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;

в) устроите скандал.

10. Вы приехали в дом отдыха. Администратор занимается посторонними делами, развлекается, вместо того, чтобы выполнять свои обязанности. Как вы себя поведете?

а) вы понимаете, что если вы выскажете ему свое возмущение, то это вряд ли что-то изменит;

б) вы находите способ пожаловаться на него, чтобы его наказали;

в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале – официантках, горничных и др.

11. Вы спорите с сыном (дочерью) и убеждаетесь, что он/а прав/а. Признаете ли вы свою ошибку?

а) трудно сказать;

б) да, разумеется;

в) конечно, нет. Какой же у вас будет авторитет, если вы признаете неправоту перед младшим?

Подсчет:

Каждый ответ по варианту а) равен 4 баллам; по варианту б) – 2 баллам; в) – 0 баллов.

Интерпретация итогов:

§ От 44 до 34 баллов – конфликтность ниже нормы, нерешительность повышенная. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется ваша помощь. Вы не всегда ее оказываете. Поэтому вы можете потерять их уважение.

§ От 32 до 16 – нормальная конфликтность. Вы вступаете в конфликт исходя из ситуации: если конфликт не затрагивает ваших прямых интересов, вы стараетесь его обойти.

§ Ниже 14 баллов – повышенная конфликтность. Вы конфликтуете по поводу и без повода, мешая себе и окружающим.

Правила поведения для конфликтных людей:

1. Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.

2. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.

3. Помните, прямолинейность хороша, но не всегда.

4. От критики или поспешной оценки поведения другого лучше отказаться, а если и делать это, то очень осторожно. Вместо критики поведения оппонента, попытайтесь понять, почему он ведет себя именно так, а не иначе.

5. Чаще улыбайтесь! Улыбка мало стоит, но дорого ценится.

6. Традиции хороши, но до определенного предела.

7. Сказать правду тоже надо уметь!

8. Будьте независимы, но не самоуверенны!

9. Не превращайте настойчивость в назойливость!

10. Не ждите справедливости к себе, если вы сами несправедливы.

11. Не переоценивайте свои способности и возможности.

12. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

13. Проявляйте доброжелательность!

14. Проявляйте выдержку и спокойствие в любой ситуации.

15. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах!

Источниками (причинами) конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми, группами. Это могут быть обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов, видения способов решения производственных задач, которые так или иначе затрагивают личные интересы, включая и руководителя.

Говоря о профессиональных (деловых конфликтов), можно указать два вида конфликтных ситуаций: остроконфликтная и провоцирующая. Для остроконфликтной ситуации, которая возникает особенно часто, характерны скоротечное возникновение или проявление конфликта, высокий накал эмоций и чувств. Причины такой ситуации иногда могут быть спонтанными, ситуативными, неосознаваемыми. Провоцирующая ситуацияв деловых взаимоотношениях - относительно редкое явление, проявляет себя в явной или скрытой форме, когда делаются попытки компрометации кого-либо из деловых партнеров или искусственно создаются трудности для осуществления конкретных деловых функций.

Причинами профессиональных (деловых) конфликтов могут быть следующие:

· Проблема распределения ресурсов в организации (несправедливость распределения);

· Различия в целях (чем больше организация и больше в ней подразделений, тем чаще возникает непонимание – у каждого структурного подразделения свои интересы);

· Различие в представлении о ценностях;

· Различие в манере поведения и жизненном опыте (особенно, если сотрудники работают в одном подразделении);

· Неудовлетворительные коммуникации, часто ведущие к непониманию сотрудничающих сторон.

Когда человек попадает в конфликтную ситуацию для эффективного решения проблемы, ему необходимо выбрать определенную стратегию поведения. Различают пять стратегий:

· Приспособление – изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим интересам.

Когда стоит применять?

Ø Когда важнее сохранение отношений, а не отстаивание своих интересов.

Ø Когда есть понимание, что исход конфликта намного важнее для оппонента, чем для вас.

Ø Когда отстаивание своей точки зрения требует огромных интеллектуальных и эмоциональных ресурсов.

Ø Когда предмет разногласия связан с более сложными проблемами, чем сейчас, а в данный момент необходимо восстановить доверие.

Ø Когда у вас мало шансов победить в споре.

· Компромисс – урегулирование разногласий путем взаимных уступок.

Когда стоит применять?

Ø Когда вам важны хорошие отношения с оппонентом.

Ø Когда удовлетворение ваших интересов имеет для вас не очень большое значение, и вы можете изменить поставленную в начале цель.

Ø Когда при дефиците времени необходимо принять срочное решение.

Ø Когда вас устраивает временное решение проблемы.

Ø Когда у вашего оппонента убедительные аргументы.

· Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее.

Когда стоит применять?

Ø Когда немедленное решение проблемы опасно, т.к. немедленное обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию.

Ø Когда напряженность слишком велика, и необходимо ослабить эмоциональный накал.

Ø Когда необходимо время, чтобы восстановить в спокойствие и трезво оценить ситуацию.

· Соперничество – конкуренция, открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей точки зрения.

Когда стоит применять?

Ø Когда вы не заинтересованы в налаживании хороших отношений с оппонентом, а имеете целью только настоять на удовлетворении ваших требований по спорным вопросам.

Ø Когда вы уверены, что в балансе сил вы имеете явный перевес над оппонентом.

Ø Когда вы находитесь в экстремальной ситуации и чувствуете, что вам уже нечего терять, и что у вас нет иного выбора, кроме как пуститься в жесткие переговоры.

· Сотрудничество – совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон конфликта.

Когда стоит применять?

Ø Когда у вас тесные длительные отношения с другой стороной.

Ø Когда у вас есть время вместе поработать над возникшей проблемой.

Ø Когда важно найти общее решение, если оба подхода к проблеме важны и не допускают компромисса [3].

Учитывая то, что в ваших интересах не ругаться, а мирно жить, решая поставленные перед вами задачи – это наиболее выгодная для вас стратегия.

Подход к разрешению конфликтов, основанный на сотрудничестве, включает в себя пять этапов:

1. Восстановить спокойствие;

2. Определить реальную проблему;

3. Проанализировать проблему (причины, признаки проблемы);

4. Выслушать оппонента, понять, что он хочет;

5. Четко сформулировать свою позицию;

6. Определить вместе с оппонентом приемлемые критерии для оценки решения конфликта;

7. Предложить возможные решения;

8. Вместе выбрать наилучшее решение [13].

Некоторые люди говорят: «Конфликт, как болезнь – легче предупредить, чем лечить». Существует множество средств предупреждения конфликтных ситуаций. Ниже приведены советы по предотвращению конфликтов:

· Относитесь к окружающим уважительно, с достоинством. Уважительная манера разговора (употребление таких фраз, как «Прошу извинить», «Буду очень признательна» и т.д.) способна смягчить острые углы. Кроме того, такое отношение определяет развитие благоприятного психологического климата на работе.

· В острых конфликтных ситуациях, прежде чем принимать решительные меры, попытайтесь понять причины возбужденного состояния собеседника и постараться успокоить его. Только после этого можно переходить к анализу причин, прояснению зашедшей в тупик ситуации.

· Лучше устранить из делового общения оценочные суждения. Негативные оценочные суждения ущемляют достоинство собеседника.

· Постарайтесь использовать позитивную оценку. Помните, что люди более благосклонно принимают позитивную информацию, нежели негативную. Оценка должна быть тактична и не касаться личности собеседника.

· Не допускайте при деловом общении спора. Как говорит Д. Карнеги: «В споре нельзя одержать верх. Нельзя потому, что если вы проиграли в споре, значит вы проиграли, если же одержали верх, то тоже проиграли... Вы можете быть абсолютно правы, доказывая вашу точку зрения, но все ваши попытки переубедить собеседника останутся, вероятно, столь же тщетными, как если бы вы ошибались».

· Умейте слушать собеседника. Для этого необходимо внутренне настроиться на выслушивание собеседника, приглушить свои эмоции, чтобы объективно оценить получаемую информацию и сделать на основе этого соответствующие выводы. От того, насколько собеседнику предоставлена возможность высказаться, во многом зависят его расположение и доверительность.

· В тех случаях, когда собеседник начинает активно проявлять свои чувства и стремится высказать свою точку зрения, используйте пассивное слушание (употребление фраз «Я вас понимаю», «Это очень интересно», поддакивание и т.д.).

· В ситуации делового общения используйте приемы активного слушания: уточнение слов собеседника («Я вас правильно поняла?»), перефразирование («Вы думаете, что…», «Как я поняла, вы хотите сказать, что…»), резюмирование («Итак…», «Если подвести итог, то…») [9].

Наши рекомендации