Особенности и условия успешной адаптации младших школьников в условиях коллективного обучения и воспитания в школе
Тема. Деятельность классного руководителя по формированию ученического коллектива.
Цель: раскрыть особенности и условия успешной адаптации младших школьников в условиях коллективного обучения и воспитания в школе; определить стадии развития и формирования ученического коллектива; охарактеризовать особенности и пути формирования ученического коллектива на каждой стадии его развития; показать возможности оценки уровня сформированности ученического коллектива; развивать логическое мышление, память, речь, интерес к изучению МДК; формировать стремление к профессиональному самосовершенствованию.
План.
1.Особенности и условия успешной адаптации младших школьников в условиях коллективного обучения и воспитания в школе.
2. Стадии развития и формирования ученического коллектива.
3. Пути формирования ученического коллектива на первой стадии его
развития.
4. Пути формирования ученического коллектива на второй стадии его
развития.
5. Пути формирования ученического коллектива на третьей стадии его
развития.
6. Оценка уровня сформированности ученического коллектива.
Литература:
1. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под общ. ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр«Академия», 2008.
2. Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности : учеб. пособие /И.А.Кибальченко. – Ростов н/Д : Феникс, 2009.
3. Классный руководитель в современной школе. – М.: Центр «Школьная книга», 2008.
4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
5. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / под ред. В.А. Сластенина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
6. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А.Стефановская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
7. Сластёнин В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. В.А.Сластёнина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Содержание лекции.
Особенности и условия успешной адаптации младших школьников в условиях коллективного обучения и воспитания в школе.
Результаты научных исследований и опыта работы массовой школы говорят о том, что одной из серьёзных проблем, стоящих перед современной начальной школой, является увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.
Приход ребёнка в школу связан с определёнными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности младших школьников, особенно 6 – 7 лет. Для первоклассников понятия «школа», «школьная жизнь» связаны с довольно узким кругом явлений: учитель, одноклассники, класс. Поэтому характер взаимоотношений ученика и учителя, особенности межличностных отношений первоклассников, способность ребёнка проявлять индивидуальность, желание и умение сотрудничать на уроке и во внеурочное время – всё это играет особую роль в формировании ученического коллектива.
Приступая к сплочению коллектива, учитель прежде всего, должен знать, каким путем он может решить эту задачу. Это вопрос был разработан А.С.Макаренко и проверен практикой работы многих школ. Опыт учреждений, руководимых С.Т.Шацким, А.С.Макаренко и другими педагогами, рассматривается в современной педагогической литературе как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.
Многие младшие школьники испытывают трудности при построении межличностных отношений с одноклассниками, наиболее распространенными среди которых являются:
§ ссоры с одноклассниками на переменах (например, ребёнок начинает громко кричать или толкаться, если кто-то из одноклассников, проходя мимо, случайно уронил его карандаш или книгу на пол);
§ отсутствие друзей и приятелей в классе (такой ребёнок на вопрос, есть ли у него друзья, назовет ребят не из класса, или скажет: «Я дружу со всем классом», - или прямо ответит: «У меня в классе пока не нашлось друга»);
§ негативное отношение к окружающим: к учителю (например, когда ребёнок с хорошими способностями к учению упрямо не выполняет инструкции педагога, это может сопровождаться подчеркнутым игнорированием взрослого или плачем, истерикой); к одноклассникам (чаще всего – в виде физической агрессии на переменах);
§ повышенная тревожность, неуверенность в своих силах (проявляется в том, что ребёнок долго присматривается к учителю, одноклассникам).
А между тем, перед учениками и учителем стоят непростые задачи, от решения которых зависит не только успешность в общении с одноклассниками, но и эмоциональное отношение к школьной жизни, психологическое и физическое здоровье младших школьников.
Поскольку деятельность учения носит коллективный характер, для успешной работы в школе у младших школьников должны быть сформированы соответствующие качества и умения. Кратко обозначим их:
1. Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности:
- желание детей участвовать в ней, позитивные переживания в
процессе совместной деятельности;
- уверенность в успехе;
- ощущение положительных эмоций от удачной совместной работы;
- адекватная эмоциональная реакция на ошибки и неудачи в своей
(товарища) деятельности;
- желание предложить свою помощь, а также принимать её от других.
2. Деловые отношения:
- умение принимать цель совместной деятельности и
сопроводительные указания к ней; понимать цель деятельности как её результат, адекватно реагировать на замечания учителя и одноклассников;
- умение взаимодействовать: планировать совместно общую
деятельность, договариваться о способах разделения обязанностей, соотносить свои действия с действиями партнёра, принимать участие в сравнении цели и полученного результата.
3. Наличие новых социальных ролей, связанных с реализацией деловых межличностных отношений (проявляется в том, что у младшего школьника формируется понимание важности коллективного познания для себя и других, желание быть соучастником общего дела на фоне высокой мотивации к совместным формам работы).
4. Умения «презентовать» себя: рассказывать о себе, о своих возможностях, объективно их оценивать, выслушивать чужое мнение и адекватно реагировать на критику своей работы, выражать мнение о полученном результате деятельности.
Следует отметить, что вышеперечисленные качества и умения младших школьников являются показателями степени сформированности коллектива.