Ii. цели, задачи и результаты освоения программы для каждой ступени (личностные и предметные)
МЛАДШАЯ СТУПЕНЬ
Вероучительным предметом младшей ступени является «Введение в Закон Божий».
Изучение «Введения в Закон Божий» в раннем детском возрасте направлено на достижение следующих целей:
· заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Боге и вере, мире и человеке;
· пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, сформировать религиозные чувства;
· воспитывать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру как творению Божиему;
· помочь освоить и закрепить первоначальные навыки духовной жизни в Церкви;
· развивать нравственные чувства, дать первые представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни;
· совершенствовать творческие способности;
· формировать умственные способности ребенка при помощи сенсорного и речевого развития.
Личностные результаты изучения «Введения в Закон Божий» в раннем детском возрасте:
· присутствуют начальные знания о Боге и вере, мире и человеке;
· личность ребёнка направлена к познанию Бога, сформированы религиозные чувства;
· у детей развита любовь и почтение к родителям и другим людям, они бережно относятся к окружающему миру как творению Божиему;
· закреплены первоначальные навыки духовной жизни в Церкви;
· есть чёткое представление о добре и зле, получен нравственный опыт через овладение навыками добродетельной жизни.
Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий» в раннем детском возрасте:
· понимание, что Бог есть Творец мира;
· знание о молитве: где, когда и как надо молиться, молитвы предначинательные, Молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастный стих, Тропарь Пасхи;
· представление о Церкви Христовой как доме Божием;
· представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);
· знание Заповедей Божиих (обзорно);
· знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье;
· умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило;
· умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;
· умение петь простые песнопения;
· умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.
ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ
Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием).
Изучение «Введения в Закон Божий» в дошкольном возрасте направлено на достижение следующих целей:
· заложить в детях основы православного мировосприятия;
· воспитывать чувства уважения и любви к родителям;
· помогать ребенку правильно выстраивать отношения в детском коллективе;
· прививать навыки служения ближнему, прощать и просить прощения, воспитывать чувства совестливости и стыда;
· пробудить в детях желание подражать святым и подвижникам благочестия, исправляя в себе негативные качества, такие как ложь, жестокость, жадность и т.д.;
· укрепить в детях веру в любовь и мудрость Творца;
· с самого раннего возраста приучать ребенка к молитве и пониманию того, что Бог нас любит, заботится о нас;
· формировать навык молитвы за близких людей, особенно в тех случаях, когда им нужна помощь;
· объяснять детям необходимость молитвы и за тех, кто вызывает у них негативные чувства, научить просить прощения друг у друга за нанесенные обиды;
· прививать навык молиться перед началом всякого дела, призывая Божию помощь и благословение;
· прививать культуру поведения в храме и общения со священнослужителями (умение обращаться к ним, брать благословение);
· приучать детей к звучанию церковнославянского языка, объяснять, что это язык богослужения;
· формировать культуру речи, пополнять словарный запас нравственными понятиями (добро, зло, грех, молитва, святость и т.д.);
· приучать детей к труду, объясняя, что Бог заповедал человеку трудиться, что труд помогает улучшить мир вокруг нас;
· содействовать развитию у детей трудолюбия и полезных навыков;
· воспитывать у детей уважительное отношение к результатам чужого труда.
Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий»:
· знание родословной своей семьи, своих обязанностей по отношению к родителям, о послушании как Божественном установлении;
· знание «золотого правила нравственности» : во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7:12);
· представление о Церкви Христовой как доме Божием;
· знание заповедей Божиих (обзорно);
· знание некоторых молитв: «Господи, спаси и сохрани!», «Господи, благослови!», «Слава Тебе, Господи!», «Благодарю Тебя, Господи!», «Пресвятая Богородица, спаси нас!», «Святый угодниче Божий (имя небесного покровителя), моли Бога о мне!» и другим;
· представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);
· умение петь простые песнопения;
· умение накладывать крестное знамение с верой и благоговением;
· умение объяснить значение поста;
· знание об Ангеле-Хранителе, дарованном Богом каждому человеку, оберегающем от опасностей и всякого зла;
· знание имен своих небесных покровителей и святых, почитаемых в храме, в семье;
· умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;
· представление о церковнослужителях и священнослужителях (священниках, диаконах, певчих) как людях, служащих в Церкви;
· начальные знания о событиях и значении праздников Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и других;
· знание основных православных традиций, связанных с Рождеством Христовым, Богоявлением, Пасхой и другими.
Личностные результаты изучения «Введения в Закон Божий»:
· понимание, что Бог есть Творец мира;
· понимание того, что миром вокруг нас управляет Господь Вседержитель;
· вера и любовь к Богу и ближним;
· бережное отношение к своей жизни и здоровью как к дару Божьему;
· умение давать нравственную оценку своим поступкам;
· наличие и практическая реализация навыков совместного творчества;
НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ
Вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: Священная Библейская история, Устройство православного храма, Богослужение и история Церкви), «Основы христианской нравственности» (на основе Евангелия и житий святых), «Церковно-славянский язык» и «Основы хорового и церковного пения».
"ЗАКОН БОЖИЙ"
Изучение курса «Закон Божий» (раздел "Закон Божий") направлено на достижение следующих целей:
· привить воспитанникам вечные ценности: милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятие зла;
· сохранить духовно-нравственное здоровье детей;
· привить воспитанникам навыки христианского благочестия;
· заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия, приобщить к православной традиции и культуре, образу жизни;
· заложить понимание ответственности перед Богом за свои поступки;
· дать представление о том, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;
· сформирование осознание единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека;
· раскрыть понятие свободы как неподвластности греху в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла;
· развить понимание смысла творческого действия Бога – Творца;
· развить умение различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро;
· пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка;
· развить нравственное чувство сопереживания;
· развить чувство ответственности за другого человека;
· развить чувство благодарности;
· расширить представление о молитве, её назначении и смысле.
Изучение курса «Закон Божий» (раздел "Священная Библейская История") направлено на достижение следующих целей:
· сформировать представление о Библии как о Священной книге;
· изучить основные сюжеты Священной Истории Ветхого Завета;
· изучить главные события земной жизни Господа Иисуса Христа, основные евангельские притчи;
· дать знания о важнейших событиях Священной Библейской Истории;
· создать условия для восприятия целостной картины мира;
· знакомство с внутренней и внешней сторонами жизни Церкви;
· дать понятие о нравственном духовном законе;
· воспитывать нравственные чувства, уважение и любовь к родным и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию
Изучение курса «Закон Божий» (раздел "Устройство православного храма") направлено на достижение следующих целей:
· дать детям представление о Церкви как о собрании людей во имя Христа;
· дать детям знания об устройстве Православного Храма;
· внешняя и внутренняя символика Храма;
· дать понятия: священнослужители, церковнослужители;
· продолжать знакомить детей с Православными Святынями: иконы, мощи, Святая вода, свеча как малая жертва Богу.
Изучение курса «Закон Божий» (раздел "Богослужение и история Церкви") направлено на достижение следующих целей:
· сформировать религиозные чувства у детей, основанные на определенных знаниях духовных и нравственных ценностей;
· дать детям знание о Богослужении;
· совместно участвовать в Таинствах Церкви: Исповедь и Причастие;
· помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях;
· продолжать помогать овладевать правилами поведения в Храме и личной молитвы;
· расширить представление детей о семье, ввести понятие "семья как малая Церковь", "семейные ценности", "Святое Семейство";
· формировать ценностные жизненные ориентиры;
· учить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.
Предметные результаты изучения курса «Закон Божий»:
· усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру;
· состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему;
· формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
· иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;
· создание оптимистичной детской картины мира;
· потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование;
· воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества, Православия;
· понимания ценности семьи, знакомство с формами традиционного Православного семейного уклада, понимание своего места в семье, посильное и охотное участие в домашних делах;
· деятельное отношение к труду;
· ответственность за свои дела и поступки.
Личностные результаты изучения курса «Закон Божий»:
· выявление и осознание собственных греховных поступков;
· умение отличать общение с Богом от общения с близкими;
· посильное построение исповеди и стремление к исправлению грехов.
"ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ"
Изучение предмета «Основы христианской нравственности» направлено на достижение следующих целей:
· привить воспитанникам навык советоваться со своей совестью перед любым делом;
· раскрыть понятие "человек" и высоту предназначения человека;
· донести христианские представления о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности;
· помочь развить способность противостоять злу в мире и в самом себе;
· формировать представления о духовной жизни христианина;
· научить применять полученные знания в личной духовной жизни и межчеловеческих отношениях.
Предметные результаты изучения предмета «Основы христианской нравственности»:
· знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни;
· знание положений Декалога и их актуальности в современном мире;
· представление об основах духовной (внутренней) жизни человека;
· умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении.
Личностные результаты изучения предмета «Основы христианской нравственности»:
· нахождение смысла своей жизни и определения себя в мире;
· самоидентификация себя в мире как христианина;
· противостояние злу в мире и в самом себе;
· использование знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.
"ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК"
Изучение предмета «Церковнославянский язык» направлено на достижение следующих целей:
· обучить традициям церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.
· сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры славянских народов;
· раскрыть социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви.
Предметные результаты изучения предмета «Церковнославянский язык»:
· знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия;
· знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка;
· знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы;
· знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса;
· знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири;
· знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен;
· овладение правилами чтения и орфографии церковнославянского текста (особенности церковнославянской графики);
· умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные, тропари наиболее употребляемые);
· умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах;
· умение осуществлять переложение на русский язык псалмов и притч;
· умение анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение;
· чтение и понимание церковнославянских текстов;
· знание наизусть основных молитв;
· умение работать с церковнославянскими словарями.
Личностные результаты изучения предмета «Церковнославянский язык»:
· самостоятельное и регулярное совершение утреннего и вечернего молитвенных правил;
· осмысленное участие в Богослужениях.
"ОСНОВЫ ХОРОВОГО И ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ"
Изучение предмета «Основы хорового и церковного пения» направлено на достижение следующих целей:
· обучить особенностям орфоэпии слов церковнославянского языка и стиля духовных песнопений в соответствии с традициями клиросного пения в православном храме;
· изучить церковнославянские термины, проникнуть в их духовно-нравственный смысл;
· обучить основам правильного звукообразования в процессе пения;
· развить вокально-хоровые навыки: слуховое сосредоточение, вслушивание в коллективное звучание;
· научить брать дыхание, начинать и заканчивать по руке регента, подстраивать свой голос в унисон с общим звучанием хора;
· научить интонационно правильно воспроизводить певческие звуки на различных гласных, тянуть длинные звуки ровным по силе голосом на основе активного пиано; научить быстро и плавно переходить с донного слога на другой без толчка.
Предметные результаты изучения предмета «Основы хорового и церковного пения»:
· знание и понимание содержания слов тропарей, кондаков, стихир и ирмосов восьми гласов;
· знание нотной записи песнопений;
· знание порядка следования строк в обиходных гласовых распевах в зависимости от словесного текста;
· знание порядка следования песнопений Божественной Литургии и Всенощного бдения;
· знание основных песнопений Постной и Цветной Триоди;
· знание особенностей праздничных служб;
· умение отличать по слуху распев одного гласа от другого;
· умение правильно интонировать мелодии гласов;
· умение держать строй в песнопениях в 2-х голосном изложении;
· владение основными вокально-хоровыми навыками, такими как: певческое дыхание, звукообразование, дикция, ровность гласных, мягкая атака звука, уметь тянуть звук на длинных нотах, пользоваться грудными и головными резонаторами;
· соблюдение правил орфоэпии при пении на церковнославянском языке;
· умение читать церковные тексты по принципу псалмодирования при соблюдении правил постановки как речевого, так и певческого голоса (с опорой на дыхание, умеренным по силе голосом, на выдержанной высоте тона в речевом диапазоне, соблюдая четкость дикции, дотягивая концы фраз);
· соблюдать правила поведения на клиросе;
· ориентироваться в нотных партитурах богослужебных песен;
· петь под руководством регента.
Личностные результаты изучения предмета «Основы хорового и церковного пения»:
· укорененность в православной традиции;
· наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством;
· уважительное отношение к культурному наследию;
· ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;
· наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;
· развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту православного богослужения.
ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ
Вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет»; «Православное Богослужение»(«Литургика»); «Основы православного вероучения»(«Катехизис»); «История Христианской Церкви», «Христианская этика».
"СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ: ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТ"
Изучение предмета «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет» направлено на достижение следующих целей:
· сформировать целостную христианскую картину мира;
· осмыслить основные этапы спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа;
· изучить важнейшие события ветхозаветной и новозаветной истории;
· овладеть навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания;
· сформировать ценностные ориентиры в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода и нравственным учением Господа Иисуса Христа;
· научить применять знания и представления о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;
· воспитать нравственные чувства, а также уважение, ответственность и бережное отношение к окружающему миру.
Предметные результаты изучения предмета «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет»:
· знание о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия;
· знание основных событий Библейской истории Ветхого и Нового Завета, основных прообразов ветхозаветной истории;
· знание Десяти заповедей Божиих;
· знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа;
· умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей;
· умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Ветхозаветной истории и объяснить смысл;
· умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих;
· умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Новозаветной истории и объяснить их смысл;
· умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства.
Личностные результаты изучения предмета «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет»:
· понимание процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества;
· высказывание собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;
· использование знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.
"ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ"
Изучение предмета «Православное Богослужение» направлено на достижение следующих целей:
· раскрыть истинный замысел Богослужения как источника всякого христианского делания в мире;
· ввести детей в таинственно-прекрасный мир Богослужения, который должен стать для них самой что ни на есть живой действительностью, ежедневным, привычным опытом;
· показать детям всеохватывающую глубину и жизненность христианской веры и помочь осознать, ощутить литургическую жизнь как единственный путь исполнения этой веры, замысла преображения и спасения человека;
· познакомить с историческим развитием Литургики как науки, проблемами происхождения и развития Устава (Типикона), Церковной гимнографией, развитием праздников, с основными чинопоследованиями богослужений Православной Церкви;
· научить пользоваться Церковным календарем, чтобы жить литургической жизнью вместе с Церковью.
Предметные результаты изучения предмета «Православное Богослужение»:
· понимание содержания и смысла Богослужений;
· умение пользоваться Церковным календарем;
· знание богослужебных книг и умение находить изменяемые молитвословия ко всем церковным службам;
· знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека;
· представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения;
Личностные результаты изучения предмета ««Православное Богослужение»:
· понимания роли и места православного вероучения в жизни человека;
· высказывания собственных зрелых религиозных суждений;
· использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни.
"ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ"
Изучение предмета «Основы православного вероучения» направлено на достижение следующих целей:
· сформировать православное мировоззрение и жизненную позицию православного христианина;
· освоить знания, касающиеся православного вероучения;
· овладеть навыками добродетельной жизни;
· сформировать системы ценностей, основанные на православном мировоззрении;
· применять полученные знания для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре;
· воспитать религиозные чувства, любовь, сострадание к окружающим.
Предметные результаты изучения предмета «Основы православного вероучения»:
· знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры;
· знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде;
· знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения;
· знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека;
· представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения;
· умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»;
· умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»;
· умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».
Личностные результаты изучения предмета «Основы православного вероучения»:
· понимание роли и места православного вероучения в жизни человека;
· высказывание собственных зрелых религиозных суждений;
· использование полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни.
"ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ"
Изучение предмета «История Христианской Церкви» направлено на достижение следующих целей:
· воспитать патриотизм, уважение к истории и традициям Церкви и Отечества;
· освоить знания о важнейших событиях, процессах отечественной и всеобщей Церковной истории, их взаимосвязи с гражданской историей;
· овладеть методами исторического познания, умения работать с источниками исторической информации;
· сформировать представления о важности исторической роли Русской Православной Церкви в истории России;
· применять знания и представления о роли Православной Церкви в жизни общества для участия в межкультурном взаимодействии с представителями других религиозных традиций.
Предметные результаты изучения предмета «История Христианской Церкви»:
· знание основных этапов и ключевых событий истории общецерковной и истории Русской Православной Церкви;
· знание имен выдающихся церковных деятелей и их вклада в развитие Церкви и общества;
· представление о значении Христианства в культурном развитии Западной Европы;
· понимание значения Крещения Руси и образования Русской Православной Церкви в истории России;
· представление о Поместных Православных Церквах;
· умение соотносить даты событий гражданской и церковной истории;
· умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
· понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной церковной и общественной жизни;
· умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, давать описание.
Личностные результаты изучения предмета «История Христианской Церкви»:
· выражение своего личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям Русской Церковной истории и всеобщей истории;
· использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой национальной и религиозной принадлежности.
"ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА"
Изучение предмета «Христианская этика» направлено на достижение следующих целей:
· воспитать личность, несущую в себе образ Божий;
· освоить христианские представления о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности;
· овладеть способностью противостоять злу в мире и в самом себе;
· сформировать представления о духовной жизни христианина;
· научиться применять полученные знания в личной духовной жизни, в межчеловеческих отношениях и общественном служении.
Предметные результаты изучения предмета «Христианская этика»:
· представление о подходах к решению вопроса о смысле жизни в философиях и религиях мира;
· знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни;
· знание положений Декалога и их актуальности в современном мире;
· представление об основах духовной (внутренней) жизни человека;
· умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении.
Личностные результаты изучения предмета «Христианская этика»:
· нахождение смысла своей жизни и определение себя в мире;
· самоидентификация себя в мире как христианина;
· противостояние злу в мире и в самом себе.
· использование знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.