Раздел 1. Общие основы ранней коррекционной помощи
Тема 1. Основные понятия коррекционно-развивающей работы в раннем возрасте.
Понятие о ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Задачи коррекционно-развивающей работы в раннем возрасте. Принципы раннего коррекционного обучения и воспитания: коррекции отклонений в развитии детей с учетом структуры нарушений, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, онтогенетический, развивающего обучения, коррекционной направленности воспитания и обучения, деятельностный. Комплексный характер реализации принципов: Виды ранней коррекционной помощи. Абилитация и реабилитация.
Тема 2. История возникновения ранней коррекционной помощи
Возникновение проблемы оказания ранней коррекционной помощи детям с проблемами в развитии. Опыт оказания ранней коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями. Современное состояние ранней коррекционной помощи.
Тема 3. Актуальные проблемы и значимость раннего выявления отклонений в развитии у детей.
Значение ранних периодов детства в жизни человека. Роль раннего выявления и коррекции для нормализации развития детей с отклонениями. Решающее значение социальных факторов в коррекции и компенсации нарушений в раннем детстве. Актуальный уровень развития и выявление «зоны ближайшего развития» у детей младенческого и раннего возраста, учет сензитивных периодов в развитии (по Л.С. Выготскому). Современные проблемы ранней коррекционной помощи: дифференциальная диагностика, понятие о «вариативности» нормального развития, комплексный характер участия различных специалистов в коррекционно-развивающей работе, ранняя коррекционная помощь семье, коррекционно-развивающая работа с ребенком в условиях семейного и общественного воспитания. Роль медицинских, психолого-педагогических учреждений в выявлении и коррекции отклонений у детей.
Тема 4. Нарушения развития в младенческом u раннем возрасте.
Особые образовательные потребности в младенчестве и раннем детстве. Структура дефекта и психолого-педагогическая характеристика детей с отклонениями в развитии: при умственной отсталости, задержке психического развития, нарушениях речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствах эмоционально-волевой сферы, при комплексных нарушениях (особенности моторной сферы, речи, сенсорики, познавательных процессов, коммуникативного поведения, предметной и игровой деятельности, личностного развития). Психолого-медико-педагогические основы построения коррекционной модели раннего вмешательства.
Тема 5. Основы консультативной работы с семьей.
Консультирование родителей по вопросам особенностей развития ребенка с младенческого и раннего возраста с особыми образовательными потребностями. Цель, задачи и этапы консультирования. Этические нормы психолого-педагогического консультирования. Организационные формы и содержание педагогической помощи родителям.
Темы практических/ семинарских занятий
Раздел 1. Общие основы ранней коррекционной помощи
Тема 1. Основные понятия коррекционно-развивающей работы в раннем возрасте.
Семинар №1.
Задачи изучения темы:уточнить представления студентов о понятийном аппарате ранней коррекционной помощи; учиться сравнивать и обобщать учебный материал.
Вопросы к теме:
1. Раскройте предмет, цель и задачи ранней коррекционной помощи дeтям с особыми образоватeльными потребностями.
2. Охарактеризуйте принципы раннего коррекционного обучения и воспитания.
3. Раскройте основные формы и виды ранней коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Форма отчетности: письменные выписки по вопросам.
Литература:
1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2007.
2. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М. : Владос, 2012.
3. Гирилюк, Т.Н. Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста / Т.Н. Гирилюк. – Пермь : ПГПУ, 2009.
4. Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология. – 2003. – № 4. – с. 7-11.
5. Прuходько, О.Г. Задачи, содержание и методы ранней помощи детям с двигательными нарушениями // Дефектология. – 2003. – № 4. – с. 36-40.
6. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. – М. : ВЛАДОС, 2008.
7. Стребелева, Е.А.Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2003. – № 3. – с. 39-42.
8. Ушакова, Т.Н.Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. – 2004. – № 5. – с. 4-15.
Тема 2. История возникновения ранней коррекционной помощи.
Семинар №2.
Задачи изучения темы:уточнить представления студентов обистории возникновения коррекционной помощи детям раннего возраста; учиться сравнивать и обобщать учебный материал.
Вопросы к теме:
1. Раскройте этапы становления ранней коррекционной помощи.
2. Охарактеризуйте современное состояние ранней коррекционной помощи в России.
3. Дайте характеристику зарубежному опыту оказания ранней коррекционной помощи детям с недостатками в развитии.
Форма отчетности: письменные выписки по вопросам.
Литература:
1. Аксеновa, Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики / Л.И. Аксенова // Дефектология. – 2002. – № 3. – с. 9-20.
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2007.
3. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М. : Владос, 2012.
4. Гирилюк, Т.Н. Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста / Т.Н. Гирилюк. – Пермь : ПГПУ, 2009.
5. Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология. – 2003. – № 4. – с. 7-11.
6. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. – М. : ВЛАДОС, 2008.
7. Стребелева, Е.А.Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2003. – № 3. – с. 39-42.
Тема 3. Актуальные проблемы и значимость раннего выявления отклонений в развитии у детей.
Семинар №3.
Задачи изучения темы:уточнить представления студентов о проблемах и противоречиях оказания ранней коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями; учиться сравнивать и обобщать учебный материал.
Вопросы к теме:
1. Значение ранней коррекционной помощи для нормализации развития дeтeй с особыми образоватeльными потребностями.
2. Раскройте основные проблемы оказания ранней коррекционной помощи детям с речевой патологией (на этапах диагностики, коррекционно-развивающей работы, помощи семье).
3. Дайте рекомендации по улучшению организации оказания ранней коррекционной помощи детям с проблемами в развитии.
Форма отчетности: письменные выписки по вопросам.
Литература:
1. Аксеновa, Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики / Л.И. Аксенова // Дефектология. – 2002. – № 3. – с. 9-20.
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2007.
3. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М. : Владос, 2012.
4. Гирилюк, Т.Н. Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста / Т.Н. Гирилюк. – Пермь : ПГПУ, 2009.
5. Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология. – 2003. – № 4. – с. 7-11.
6. Малофеев, Н.Н.Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни: [Электронный документ] // Альманах ИКП РАО – 2002. – № 2. (www.ise.iip.net).
7. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. – М. : ВЛАДОС, 2008.
8. Стребелева, Е.А.Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2003. – № 3. – с. 39-42.
9. Шмaтко, Н.Д.Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Успехи и опасения // Дефектология. – 2003. – № 4. – с. 11-17.
Тема 4. Нарушения психомоторного и речевого развития в младенческом и раннем возрасте.
Семинар №4.
Задачи изучения темы:уточнить представления студентов нарушениях психомоторного и речевого развития у детей в младенческом и раннем возрасте; учиться анализировать и конспектировать учебный материал.
Вопросы к теме:
1. Опишите нарушения психомоторного и предречевого развития в младенческом и раннем возрасте.
2. Опишите нарушения психомоторного и речевого развития в раннем возрасте.
3. Сравните особенности развития психомоторной сферы и речи у детей с задержкой речевого развитии и общим недоразвитием речи.
Карта-конспект. Характеристика различных форм нарушений речи.
Вопросы для сравнения | Задержка речевого развития | ОНР |
1. Определение | ||
2. Характеристика сенсомоторной сферы | ||
3. Характеристика познавательной сферы | ||
4. Проблемы в развитии речи |
Форма отчетности:
1. Карта-конспект по второму вопросу.
2. Письменные выписки по первому и третьему вопросам.
Литература:
1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2007.
2. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: АРКТИ, 2002. – 64 с.
3. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М. : Владос, 2012.
4. Гирилюк, Т.Н. Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста / Т.Н. Гирилюк. – Пермь : ПГПУ, 2009.
5. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е.А. Стребелевой.– М. : Экзамен, 2004. – 128 с.
6. Скворцов, И.А.Развитие нервной системы у детей в норме и патологии / И.А. Скворцов, Н.А. Ермоленко. – М. : МЕД пресс-информ, 2003. – 368 с.
7. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. – М. : ВЛАДОС, 2008.
Тема 5. Основы консультативной работы с семьей.
Семинар №5.
Задачи изучения темы:уточнить представления студентов об основах консультативной работы с семьей, воспитывающей ребенка младенческого и раннего и возраста с нарушениями довербального/речевого развития; учиться сравнивать и обобщать учебный материал.
Вопросы к теме:
1. Что понимается под психолого-педагогическим консультированием?
2. Раскройте задачи, принципы и формы работы с семьей ребенка с нарушениями довербального/речевого развития.
3. Опишите основные формы помощи специалистов родителям в процессе коррекционно-развивающей работы с ребенком в семье.
Форма отчетности: письменные ответы на вопросы.
Литература:
1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2007.
2. Биттерлих, Л. Р. Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье / Л.Р. Биттерлих (www.biblioclub.ru)
3. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М. : Владос, 2012.
4. Гирилюк, Т.Н. Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста / Т.Н. Гирилюк. – Пермь : ПГПУ, 2009.
5. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение: учеб.пособие / Н.Ф. Дивицына. – М. : Владос, 2012
6. Селиверстов, В.И. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина. – М. : Владос, 2012.
7. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. – М. : ВЛАДОС, 2008.
8. Стребелева Е.А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина // Дефектология. – 2005. – №1.